Найти тему
Второй Эшелон

Звукосниматель MM или MC – в чем разница и какой лучше?

Стоит сказать сразу, что однозначного ответа на вопрос, вынесенный в заголовок, нет. У каждого типа звукоснимателя есть как свои достоинства, так и недостатки. Адепты MC-звукоснимателей, конечно, правы, когда утверждают, что у их «любимцев» диапазон воспроизводимых частот шире и разделение каналов на десяток дБ лучше, и единственное, что можно им возразить, даже не топовые, а вполне себе среднего уровня MM-звукосниматели уже давно приблизились по техническим характеристикам к MC-головкам. Ну и не стоит забывать, что для того, чтобы услышать изменения, которые способны обеспечить MC-звукосниматели, вам потребуется «подтянуть» (читай - заменить) до заданного уровня едва ли не все аппараты в вашем тракте, а это по сегодняшним меркам, стоит недешево. В противном случае, вы рискуете не услышать тех изменений, на которые способен ваш новый картридж.

Если смотреть в суть вещей, то единственным принципиальным различием между MC и MM звукоснимателями является способ преобразования механических колебаний в электрический сигнал. А глубокий и насыщенный бас и рассыпчатый кристальный верх — зависят не только от вашего картриджа, но и от каждого аппарата в вашем тракте и даже от материала мата, который стоит на вашем проигрывателе. «Магия винила» складывается из многих составляющих, и звукосниматель — один из важнейших, но далеко не единственный из них.

Сразу стоит оговориться, что в данной статье речь не идет о звукоснимателях, цена которых сопоставима со стоимостью всего тракта, спроектированного рядовым меломаном.

Игла звукоснимателя

У каждой головки, точнее, у каждого семейства звукоснимателей какого-либо производителя, есть свой особенный звуковой почерк, но есть и общие черты. Головки начального уровня комплектуются иглами со сферической заточкой (их ещё называют «коническими»). При использовании таких игл верхний частотный диапазон может быть ограничен, что проявляется в характерной жёсткости звучания ударной меди, бубнов и прочих высокочастотных инструментов.

Иглы с эллиптической заточкой от этих ограничений свободны, такими иглами комплектуются, как картриджи среднего уровня, так и более серьёзные модели. В верхние модели звукоснимателей многие производители устанавливают иглы со специальной заточкой, которым дают специальные обозначения: Bi-elliptical, Quadrahedron, Shibata, Fine Line, Line Contact. Во многих случаях картриджи с такими иглами дают более свободное и музыкальное звучание на верхах.

-2

Частотные характеристики определяются в том числе формой и качеством заточки иглы, а потому MM-звукосниматель с высококачественной иглой может играть интереснее, чем MC-головка с иглой среднего качества.

MM-звукосниматели

Существует два основных типа звукоснимателей для проигрывателей винила. Это звукосниматели с подвижным магнитом (Moving Magnet — MM) и подвижной катушкой (Moving Coil — MC). Начнем с ММ-картриджей. В целом они имеют более простую конструкцию, а значит дешевле в производстве и, как следствие, вполне доступны по цене.

-3

В MM-картриджах на одном конце кантиливера игла, на другом — вполне увесистый магнит. Колебания иглы приводят магнит в движение, которое индуцирует ток в окружающих его обмотках. Таков принцип работы ММ-головки. Масса подвижной системы немалая, число витков обмоток — тоже. И именно этот факт и называют главным недостатком MM-моделей в сравнении с MC-звукоснимателями.

Увеличенный вес подвижной системы в картриджах MM, как правило, делает менее точным движение иглы в звуковой канавке пластинки. И это плохо, так как от амплитуды ее модуляций, в конечном итоге зависит звучание. Большая масса означает, что движения иглы в канавке будут происходить медленнее, чем нужно для считывания наиболее тонких ее модуляций. На практике это приводит к некоторому сужению частотного диапазона (чем выше частота музыкального сигнала, тем быстрее игла должна перемещаться для его считывания), а также к ограничениям в самой тонкой детализации звука.

-4

Если говорить совсем просто, то чтобы сигнал получился достаточным по величине для дальнейшей обработки, магнит должен быть мощным, то есть большим и тяжелым. Разумеется, вес его в любом случае будут измеряться в десятых долях грамма, но для такой тонкой механической системы, как звукосниматель, этого уже более чем достаточно. Большая масса системы не позволяет игле считать мельчайшие детали с носителя и в результате частотный диапазон звука сужается и страдает детализация.

MC-звукосниматели

Главным преимуществом конструкции MC-звукоснимателей является существенно меньшая (по сравнению с ММ-моделями) масса подвижной системы. На кантилевере MC-картриджей расположены легкие крошечные катушки всего из нескольких витков, которые перемещаются в поле постоянных магнитов и их колебания наводят в них ток. Масса подвижной системы мала, значит игла может почти мгновенно реагировать на самые тонкие изменения звуковой дорожки пластинки.

-5

И хотя в MC-картриджи устанавливают мощные (то есть крупные) магниты для того, чтобы маленькие катушки могли вырабатывать приемлемый по уровню сигнал, на подвижность иглы в MC-звукоснимателях они практически не влияют. И это хорошо, чем больше подвижность иглы, тем шире частотный диапазон и выше детализация звука.

У MC-картриджей тоже есть недостатки

Так что же не так с MC-звукоснимателями, если в них отсутствует главный недостаток MM-картриджей, а именно большая масса подвижной системы? Начнем с того, что из-за небольшого числа витков катушек выходное напряжение MC-звукоснимателей также очень низкое — примерно в 10-15 раз меньше (0,3-0,5 мВ), чем у MM-моделей (5 мВ). Кроме того, в виду своей высокой механической чувствительности, MC-картридж не только точно передает все нюансы музыкального сигнала, но и помехи и вибрации, которые MM-звукосниматель может просто «не заметить».

Эти специфические особенности MC-звукоснимателей означают, что им нужен специальный (читай — сложный и дорогой) фонокорректор. Как вариант, можно подключить MC-картридж к MM-фонокорректору через специальный повышающий трансформатор. Многие меломаны предпочитают именно такой вариант конфигурации системы. Это устройство, кстати, тоже стоит недешево.

-6

Одним словом, для достижения очень высокого качества звука, которое могут обеспечить картриджи MC, вся остальная система должна соответствовать им по уровню. Иначе приобретение очень дорогого звукоснимателя окажется неоправданным и на выходе вы не получите и десятой доли тех улучшений, которые он способен обеспечить.