Стоит сказать сразу, что однозначного ответа на вопрос, вынесенный в заголовок, нет. У каждого типа звукоснимателя есть как свои достоинства, так и недостатки. Адепты MC-звукоснимателей, конечно, правы, когда утверждают, что у их «любимцев» диапазон воспроизводимых частот шире и разделение каналов на десяток дБ лучше, и единственное, что можно им возразить, даже не топовые, а вполне себе среднего уровня MM-звукосниматели уже давно приблизились по техническим характеристикам к MC-головкам. Ну и не стоит забывать, что для того, чтобы услышать изменения, которые способны обеспечить MC-звукосниматели, вам потребуется «подтянуть» (читай - заменить) до заданного уровня едва ли не все аппараты в вашем тракте, а это по сегодняшним меркам, стоит недешево. В противном случае, вы рискуете не услышать тех изменений, на которые способен ваш новый картридж.
Если смотреть в суть вещей, то единственным принципиальным различием между MC и MM звукоснимателями является способ преобразования механических колебаний в электрический сигнал. А глубокий и насыщенный бас и рассыпчатый кристальный верх — зависят не только от вашего картриджа, но и от каждого аппарата в вашем тракте и даже от материала мата, который стоит на вашем проигрывателе. «Магия винила» складывается из многих составляющих, и звукосниматель — один из важнейших, но далеко не единственный из них.
Сразу стоит оговориться, что в данной статье речь не идет о звукоснимателях, цена которых сопоставима со стоимостью всего тракта, спроектированного рядовым меломаном.
Игла звукоснимателя
У каждой головки, точнее, у каждого семейства звукоснимателей какого-либо производителя, есть свой особенный звуковой почерк, но есть и общие черты. Головки начального уровня комплектуются иглами со сферической заточкой (их ещё называют «коническими»). При использовании таких игл верхний частотный диапазон может быть ограничен, что проявляется в характерной жёсткости звучания ударной меди, бубнов и прочих высокочастотных инструментов.
Иглы с эллиптической заточкой от этих ограничений свободны, такими иглами комплектуются, как картриджи среднего уровня, так и более серьёзные модели. В верхние модели звукоснимателей многие производители устанавливают иглы со специальной заточкой, которым дают специальные обозначения: Bi-elliptical, Quadrahedron, Shibata, Fine Line, Line Contact. Во многих случаях картриджи с такими иглами дают более свободное и музыкальное звучание на верхах.
Частотные характеристики определяются в том числе формой и качеством заточки иглы, а потому MM-звукосниматель с высококачественной иглой может играть интереснее, чем MC-головка с иглой среднего качества.
MM-звукосниматели
Существует два основных типа звукоснимателей для проигрывателей винила. Это звукосниматели с подвижным магнитом (Moving Magnet — MM) и подвижной катушкой (Moving Coil — MC). Начнем с ММ-картриджей. В целом они имеют более простую конструкцию, а значит дешевле в производстве и, как следствие, вполне доступны по цене.
В MM-картриджах на одном конце кантиливера игла, на другом — вполне увесистый магнит. Колебания иглы приводят магнит в движение, которое индуцирует ток в окружающих его обмотках. Таков принцип работы ММ-головки. Масса подвижной системы немалая, число витков обмоток — тоже. И именно этот факт и называют главным недостатком MM-моделей в сравнении с MC-звукоснимателями.
Увеличенный вес подвижной системы в картриджах MM, как правило, делает менее точным движение иглы в звуковой канавке пластинки. И это плохо, так как от амплитуды ее модуляций, в конечном итоге зависит звучание. Большая масса означает, что движения иглы в канавке будут происходить медленнее, чем нужно для считывания наиболее тонких ее модуляций. На практике это приводит к некоторому сужению частотного диапазона (чем выше частота музыкального сигнала, тем быстрее игла должна перемещаться для его считывания), а также к ограничениям в самой тонкой детализации звука.
Если говорить совсем просто, то чтобы сигнал получился достаточным по величине для дальнейшей обработки, магнит должен быть мощным, то есть большим и тяжелым. Разумеется, вес его в любом случае будут измеряться в десятых долях грамма, но для такой тонкой механической системы, как звукосниматель, этого уже более чем достаточно. Большая масса системы не позволяет игле считать мельчайшие детали с носителя и в результате частотный диапазон звука сужается и страдает детализация.
MC-звукосниматели
Главным преимуществом конструкции MC-звукоснимателей является существенно меньшая (по сравнению с ММ-моделями) масса подвижной системы. На кантилевере MC-картриджей расположены легкие крошечные катушки всего из нескольких витков, которые перемещаются в поле постоянных магнитов и их колебания наводят в них ток. Масса подвижной системы мала, значит игла может почти мгновенно реагировать на самые тонкие изменения звуковой дорожки пластинки.
И хотя в MC-картриджи устанавливают мощные (то есть крупные) магниты для того, чтобы маленькие катушки могли вырабатывать приемлемый по уровню сигнал, на подвижность иглы в MC-звукоснимателях они практически не влияют. И это хорошо, чем больше подвижность иглы, тем шире частотный диапазон и выше детализация звука.
У MC-картриджей тоже есть недостатки
Так что же не так с MC-звукоснимателями, если в них отсутствует главный недостаток MM-картриджей, а именно большая масса подвижной системы? Начнем с того, что из-за небольшого числа витков катушек выходное напряжение MC-звукоснимателей также очень низкое — примерно в 10-15 раз меньше (0,3-0,5 мВ), чем у MM-моделей (5 мВ). Кроме того, в виду своей высокой механической чувствительности, MC-картридж не только точно передает все нюансы музыкального сигнала, но и помехи и вибрации, которые MM-звукосниматель может просто «не заметить».
Эти специфические особенности MC-звукоснимателей означают, что им нужен специальный (читай — сложный и дорогой) фонокорректор. Как вариант, можно подключить MC-картридж к MM-фонокорректору через специальный повышающий трансформатор. Многие меломаны предпочитают именно такой вариант конфигурации системы. Это устройство, кстати, тоже стоит недешево.
Одним словом, для достижения очень высокого качества звука, которое могут обеспечить картриджи MC, вся остальная система должна соответствовать им по уровню. Иначе приобретение очень дорогого звукоснимателя окажется неоправданным и на выходе вы не получите и десятой доли тех улучшений, которые он способен обеспечить.