Если ты убежал от политики, она прибежит за тобой. И я уже давно не спрашиваю, почему ведущий программы "Есть тема" на "Матч-ТВ" вдруг начинает говорить о ней в своей сугубо спортивной передаче.
Антона Анисимова и еще двух его коллег Министерство спорта Украины рекомендовало включить в санкционные списки. Причем, если один из них на состязаниях не такой уж частый гость, то для второго это профессия.
Но он иногда ведет концерты на Васильевском спуске.
Антон сразу сказал, что всегда поддерживал и будет поддерживать свою страну и ее Вооруженные силы. И если кто-то хочет, чтоб он этого не делал, то этого не будет. Не дождутся.
Чем вызвал мое уважение и желание об этой программе рассказать. Тем более, что в комментарии сразу набежали люди с той стороны. И стало ясно, что эту поляну, пока мы ходим далеко, заняли недруги.
- Не надо путать меня с украинскими футболистами, такими как Зинченко, Ярмоленко, Зозуля, которые с 2014 года финансируют военные преступления, покупая оружие для неонацистов, - добавил ведущий и напомнил, что Минспорта Украины уже давно запрещает говорить спортсменам на русском языке, разжигает ненависть, выступает за полное отстранение наших от всех соревнований и вообще считает, что их работа заключается в том, чтоб культивировать ненависть к российскому спорту.
И если такое Минспорта хочет ввести против него, Антона Анисимова, санкции, то значит, он все делает правильно.
Андрею Сидорчику к такому не привыкать. Он тоже вполне удовлетворен. Он подошел поддержать коллегу, тем более, что тот пригласил на этот эфир - за невозможностью посмотреть в открытое забрало украинского министерства - двух легких тяжеловесов политических ток-шоу, которых мы привыкли наблюдать на других каналах.
Тем временем Антон сообщил, что Минспорта огласило весь список тех, кого мечтает подвести под санкции. Я удивилась тому, что они еще не в нем. Кроме одного - первого персонажа на этой картинке.
Передачу назвали, не используя спортивную терминологию. Но, если вспомнить, что Дворкович когда-то - вы не поверите - курировал и сельское хозяйство, то почему бы и нет.
А теперь вы снова не поверите, как я, даже глаза два раза протерла - в студии оказался Майкл Бом.
Бом-бом, как говорится.
Антон напомнил, что и до 24 февраля украинские спортсмены и болельщики превращали состязания, в которых участвовали наши, в незабываемый политический перформанс. И назвал это простым и емким словом "свинство".
Речь Майкла началась с того, что если уж там Толстого отменили, то что говорить о Губерниеве. Нам кажется, что это мрак, бред, маразм, но они считают, что так и надо. В Америке спортивные журналисты пока еще вне санкционных списков, если это может кого-то утешить.
Антон Хащенко, тоже забежавший в эту студию, пообещал Майклу, что сейчас украинцы подведут под санкции и его, потому что такие слова можно трактовать, как то, что он не поддерживает решение их Минспорта. Что касается очередного "иконостаса" - тут всё ясно, надо же где-то побеждать. Вот они и сотрясают информационное пространство.
В студию, естественно, пришли спортсмены. И Дмитрий Носов с радостной улыбкой сказал "Добро пожаловать в наш клуб!"
Не ЦСКА или Динамо. Бронзовый призер Олимпиады 2004 года под санкциями уже давно, причем узнал об этом совершенно случайно. Когда лет пять назад банки стали заворачивать его переводы.
Затем студия удивилась тому, что Международная федерация дзюдо почему-то и не подумала услышать голос Украины и не отстранила нашу команду от участия в состязаниях серии "Большого шлема" в Монголии. И устами своего представителя так обосновала это решение.
В Улан-Батор не поедет команда другой страны. Надо ли ее называть?
- Я просто удивляюсь тому, что вы удивляетесь каким-то лозунгам украинских фанатов... - сказал чех, опять забывший бабочку.
- Не надо держать за дураков всю страну и тех, кто смотрит эфир, - попробовал остановить его журналист Антон Коробков-Землянский, пообещав после передачи - чтоб не засорять эфир - показать ему, что даже в учебниках той стороны допустим мат, поэтому он и сказал перед этим, что придется не только проводить денацификацию, но и работать над повышением культурного и образовательного уровня болельщиков.
Иржи, как водится, не верил.
А Майкл заметно оживился при обсуждении слова их трех букв, вошедшее в привычный обиход соседской страны, и принялся записывать.
Но Иржи отступать не собирался и сообщил, что покойный Жириновский даже дрался. И что, мол? И ничего. Он, правда, не смог сказать, где, когда и почему, потому что отказался сообщить, сколько ему самому было лет в 90-е, когда это случалось.
Антон попросил не уводить разговор в сторону и напомнил Иржи о выкриках болельщиков на мини-футболе задолго до февраля, где те, мягко говоря, призывали убивать россиян.
- Ну, это естественно, - сказал, улыбаясь Иржи.
- Естественно?! - переспросил ведущий.
- Естественно, потому что конфликт идет с 2014 года.
Ему кинулись объяснять, что по всему миру происходит огромное количество конфликтов, и если все вытащат свои обиды на трибуны, то никакого спорта вообще не будет. (Сказали, естественно, больше, но я пунктиром довожу самое, на мой субъективный взгляд, главное).
Иржи сказал - всё, что происходит, нормально для фанатской среды.
Поскольку я почитала его колонки в чешском издании, на которое он работает, то знаю, что сюда он прилетает из своего светлого цивилизованного будущего, чтоб погрузиться в мрачное средневековье. И каждым словом как бы сочувственно похлопывает собеседника по плечу. Кстати, спасибо за наводку коллеге по Дзену, автору прекрасного канала "Чешские зарисовки"
Последний текст Юста в рубрике "Русский дневник", касавшийся спорта, назывался "Чемпионат мира по хоккею - это тема в России, даже если она на нем не играет. Режим знает, почему".
И сколько примеров ему не приводили о том, какое количество горячих точек в мире, но почему-то не все позволяют себе подобное, он повторял: "Это все началось в 2014 году".
Антон Хащенко перевел разговор в другую плоскость. И заметил, что дело еще и в реакции различных спортивных федераций и наличии там наших представителей или на худой конец хороших контактов. Ясно, почему так отреагировала федерация дзюдо. Хотя и в Монголию команда поедет в нейтральном статусе, а не под российским флагом.
Дмитрий Носов напомнил, что были попытки втянуть спорт в религиозные разборы. И это мина замедленного действия, которую пока удается обходить стороной. Однако разрешение вести себя как угодно болельщикам одной страны может перерасти во что угодно. Любой прецедент может привести к необратимым последствиям. Это значит и в спорте открыть ящик Пандоры. Так можно допрыгаться до того, что лысые откажутся соревноваться с теми, у кого есть шевелюра...
Сейчас мы посмеемся над этим.
Но вы посмотрите на этот мир.
И тут выступил Бом. Он сказал, что бороться со всем, о чем тут говорят, бессмысленно. Спорт с политикой были перемешаны всегда. Он не знает точно, когда это началось, но, возможно, отправной точкой стала Олимпиада 1980 года.
Когда одна страна не поехала в другую на соревнования и начала призывать других последовать ее примеру.
Теперь же политика приняла невероятные масштабы в отношении одной-единственной страны, сказал ведущий.
- Надо принять это как данность, - невозмутимо посоветовал Майкл.- Я понимаю вашу позицию. Вам не нравится американо-западная гегемония в спорте. Но никто не мешает России создать свою конкурирующую систему.
- Так мы и начали это делать 24 февраля 2022 года! - воскликнул Антон Коробков-Землянский.
И это был тот самый случай, когда я с чувством глубокого удовлетворения выслушала и того, и другого.
Правда, Антон Хащенко тут же охладил наш коллективный пыл, заметив, что федерации просто начнут запрещать спортсменам приезжать на наши соревнования.
- Поэтому сказки-то не рассказывайте. При всем уважении, - сказал он в сторону Майкла.
Я огорчилась.
Правда, вспомнила, что мы с миром стоим сейчас на нулевой отметке в том, что касается всего - экономики, границ, культуры... Спорта, наконец.
Мы стоит спиной к спине с китайцами. А их любимый философ Лао-цзы однажды сказал: "Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага".
Еще мне у него нравится: "Вами управляет тот, кто вас злит".
И я попыталась смотреть на Майкла с любовью. А заодно подумала, кого мне иметь в виду, включая в процесс другой совет Лао-цзы.
Не говоря уже о третьем:
Попытка уйти в профессиональный бокс с Денисом Лебедевым надолго не затянулась, поскольку разговор вернулся в прежнее русло. И когда заговорили о переписывании роли Советского Союза в итогах Второй мировой войны, Бом воскликнул, что это просто невежество, а необразованных людей и в России хватает, он сколько угодно примеров может назвать.
Пучина спортивной передачи всё больше и больше поглощала меня. Чувствовала себя где-то между Первым каналом и Россией-24.
Потому что все бросили спорт. Антон Хащенко зачитал сообщение о том, как Трамп возложил венок с надписью "8 мая 1945 года Америка и Великобритания одержали победу над нацизмом".
Невежество достигло, выходит, самых вершин власти?
Ссылка Майкла на то, что Трамп - республиканец, не прокатила. Хащенко сказал:
- Я тебе при желании и демократов найду.
Но тот не захотел. И вернулся к любимому коньку про то, что мы должны создать свою международную структуру в спорте. На что аудитория шумно начала ему объяснять, что он таким образом призывает к развалу всего мирового спорта.
Дмитрий Носов не выдержал:
- Я сейчас за всех отвечу. Майкл, сегодня впервые я вас видел в эфире о спорте. И вот всё, что вы сейчас здесь говорите, без обид, показывает то, что вы в спорте - полный профан.
- Я не претендую, я политолог.
- Но вы же пытаетесь говорить о вещах, о которых вообще не имеете никакого представления.
Камера показала другой портрет маслом Иржи Юста.
- Это все равно что я или Денис стали бы вам про нанотехнологии задвигать или микрочипы. Примерно так это выглядит. Если Иржи я примерно понимаю - с одной стороны политтехнолог и в спорте хорошо разбирается, то, что вы сейчас говорите...
Иржи сразу приосанился.
Кусок хлеба засиял на горизонтах.
Анисимову с трудом удалось вернуть студию в спортивное русло, рассказав про то, что норвежские лыжники затосковали по Большунову, поскольку победить в его присутствии и без него - две большие разницы.
В эфир из Архангельска включилась наша лыжница , олимпийская чемпионка Вероника Степанова.
- Меня поражают высказывания спортсменов о том, что "в данной ситуации мы все считаем правильным отстранение Александра и других российских спортсменов от международных соревнований". Меня от этой фразы просто трясет. Сейчас уже мало кто вспомнит, что в 2011 году норвежская авиация в составе НАТО активно бомбила Ливию.
- И сбросила, по официальным данным, почти 600 бомб. И есть официальные данные, что это вызвало случайные жертвы среди мирного населения. Это доказанный факт. И у меня вопрос - а норвежских спортсменов кто-то требовал исключить?
С новостной ленты: За весну и лето 2011 года норвежские самолеты сбросили на Ливию 588 бомб — на эту скандинавскую страну пришлась десятая часть всех натовских авиаударов. "Это была операция беспрецедентного в норвежской истории размаха", — отмечается в отчете. После вмешательства НАТО Ливия погрузилась в хаос
- С таким же успехом можно написать, что на руках у Терезы Йохауг и Петтера Нортуга кровь невинных людей, - продолжила Вероника.
- У нас нет такой агрессии, мы никогда не высказывались насчет Украины. И не советовали другим странам - надо вашего лидера свергнуть. Как это делали норвежские лыжники, кстати. Советовали нам, как нам управлять своей страной.
Наши никогда себе подобного не позволяли.
- И тем более не призывали отстранять от соревнований спортсменов других стран, - подвел черту Анисимов.
Майкл не собирался успокаиваться, настаивая на том, что спорт и политика неразделимы. На что Андрей Сидорчик сказал, что в этом году - 50-летие знаменитой хоккейной суперсерии СССР- Канада. Это была битва двух систем. Так об этом, по крайней мере, писали канадские профессионалы. Но победы добивались на спортивной арене.
- Спорт, если хотите, был сублимацией войны, способом отхода от нее. Хотите что-то доказать - выходите и побеждайте. И делайте это символом чего хотите. А вы сейчас убираете спорт с арены и загоняете процесс в реальные боевые действия.
Пусть заезжие звезды политшоу спасибо скажут, что наш именитый боксер спокойно работал в студии только словами. Тихо, деликатно вдохновил Майкла сообщением, что только что в Питере они провели Кубок Победы, на который приехали спортсмены высочайшего уровня.
- И молодежь продолжает оттачивать свое мастерство... И это только первый опыт, который с годами будет становиться всё лучше, лучше и лучше.
Но Майкл почему-то не очень вдохновился.