Любое кладбище полно загадок и секретов, а старинные кладбища - это просто настоящие хранилища тайн былых эпох. Именно таким хранилищем древних тайн является Некрополь Донского монастыря. Оно и понятно, тут веками хоронили московскую элиту, а уж где, как не в Москве искать тайны и секреты.
И среди самых интересных тайн – это тайны масонов и одно из древнейших московских кладбищ может о них рассказать.
Не раскрыть, а именно рассказать о них.
Одна из таких тайн связана с двумя надгробиями необычной формы. Эти надгробия сходны не только по дизайну. И под тем, и под другим лежат по двое братьев. И там, и там похоронены масоны.
В одном случае оба брата скончались в 1794 году с разницей в несколько месяцев, а во втором случае один из братьев скончался в 1793 году.
Трое из четверых не были старыми – 25, 29 и 42.
Есть и другие странности в этих двух захоронениях. Давайте попробуем понять, что не так в этих захоронениях, и как смерть этих представителей московского дворянства связана с масонами и гонениями на них, которые начались в 80-х годах 18 века.
Начнем с символики – Дерево с отрубленными ветками на камне. Это не крест, но такие надгробия встречаются в России.
По одной из версий считается, что такое дерево обрубленными ветками на горе символизирует прекращение рода и отсутствие потомства. По этой версии к масонам такой символ прямого отношения не имеет.
С одним из памятников это возможно. Два представителя рода Баскаковых умерли в раннем возрасте – 25 и 29 лет. Известно, что оба брата были офицерами и масонами. Один был поручиком, а второй секунд-майором
Звание секунд-майора было упразднено в 1797 году, а до этого это звание было средним между капитаном и премьер-майором. В полку секунд-майор командовал вторым батальоном полка и был помощником у заместителя командира полка. Павел упростил чины и секнуд-майоры и премьер-майоры стали просто майорами.
Можно предположить, что они не оставили потомства и поэтому мать или родственники поставили именно такой памятник, но есть сомнения.
Все-таки Баскаковы достаточно большой род, ведущий свое начало от Амыр-Хана, баскака Золотой орды.
Но, хорошо, допустим, что потомков не осталось и мать ставит над могилой сыновей именно такой памятник.
Это можно объяснить, но тогда с другой могилой с идентичным памятником проблемы.
Это могила Карачинского Василия Яковлевича и его брата Ивана Яковлевича.
Первым, в возрасте 42 лет, умер младший из братьев - Карачинский Василий Яковлевич. Премьер-майор, надворный советник и Георгиевский кавалер, герой Русско-турецкой войны, Василий Яковлевич был достаточно влиятельным масоном.
Говорят, что именно он был поручителем при вступлении в московскую масонскую ложу знаменитого архитектора Василия Ивановича Баженова.
Правда по другим источникам за Василия Баженова поручился Николай Новиков - один и самых влиятельных масонов в России.
Интересно, что в России были масонские ложи, одни из которых занимались исключительно просветительской работой, а другие только благотворительностью. Издательство Новикова печатало много переводной литературы, которую переводили масоны. Основная цель многих масонов - прогресс через просвещение народа. Через 100 лет к этой мысли придут и бывшие народовольцы, отказавшись от террора и занявшиеся образованием.
В Москве в те времена было несколько масонских лож, и некоторые масоны могли состоять в двух ложах. Как, например, Баженов.
Василий Яковлевич, будучи чиновником Казенной палаты, управлял царским имением Царицыно, а Баженов, будучи придворным архитектором, занимался проектированием и строительством усадьбы как раз в те времена.
Так что, кто за кого поручался неясно, но они работали вместе, хорошо друг друга знали и оба были масонами.
Под этим же надгробием похоронен и старший брат Василия Яковлевича - Иван Яковлевич Карачинский, который был кавалером орденов и Вице-губернатором Архангельской губернии
Вот в чем странность этого захоронения:
У Василия Яковлевича было 6 детей. Среди детей были и участники Отечественной войны 12 года. Например, полковник Иван Васильевич Карачинский.
У Ивана тоже было 5 детей и их род точно не угас, и потомки Ивана Яковлевича еще долгое время владели поместьем Каргашино и жили в Москве.
То есть, род ни одного из братьев, на момент их смерти и в течение нескольких десятков лет после, не прерывался.
Если бы на Донском кладбище было только одно надгробие братьев Баскаковых, то можно было бы принять версию, что этот памятник символ прекращения рода в чистом виде, но второе надгробие над прахом братьев Карачинских в эту версию не укладывается.
Давайте тогда рассмотрим масонскую версию памятников.
Итак, дерево у масонов является символом познания. Вся жизнь человека является путем познания.
Смерть прерывает такой путь и дерево без веток можно интерпретировать, как прекращения пути познания. Сразу скажу, такая версия вызывает сомнения, хотя и опровергнуть ее сложно.
Ну, во-первых, в литературе, посвященной масонской символике, есть деревья и ветви – символы познания и символы вечности, что говорит в пользу этой версии.
Во-вторых, символизм был присущ масонам, а сами символы не были кодифицированы. Так что, в одной из лож вполне мог существовать символ дерева с обрубленными ветвями.
В России существовала ложа Сфинкс, которая признавалась одной из материнских лож Циннендорфской (шведской) системы. В дальнейшем эта ложа была закрыта и вновь появилась уже Петербурге под названием Умирающий сфинкс и вот символом этой ложи было дерево, охраняемое умирающим Сфинксом, которое можно было бы привязать к нашим надгробиям - Дерево наполовину живое, наполовину засохшее. Но это было дерево с засохшими ветвями, а не с обрубленными. Так что, это доказательство в пользу масонской версии сомнительно.
Но все-таки, прекращение познания, на мой взгляд, не стали бы изображать стволом с отрубленными ветвями. Знания вечны, как и познание.
Против этой версии говорит еще то, что, те кто заказывал памятники, были христианами и верили в бессмертие души, воскресение и вечную жизнь. И еще, среди ритуалов масонов были ритуалы имитирующие смерть и возрождение и в мифологии масонов были представления о том, что достигнуть божественного знания можно только через отречение от всего земного - через смерть и возрождение. Так что, для масонов смерть не была концом в том смысле, как это понимают атеисты.
Я хочу сказать, что даже, если мать братьев Баскаковых и сочувствовала убеждениям сыновей, то сомнительно, что она на их могиле поставила бы памятник, который бы символизировал прекращение познания. Символ трагической смерти и прерывания рода – да, но вот прекращение познавания для матери точно было не на первом месте.
Так в чем же дело, почему над могилами представителей двух масонских семей возвышаются одинаковые памятники?
Есть еще одна масонская версия, которая связана с драматическими событиями, происходящими в то время.
Я говорю о периоде с 80-х годов 18 века до смерти Екатерины 1796 году.
Версия эта связана именно с московским франкмасонством, мартенистами и с ложами, принадлежащими к Ордену Розенкрейцеров, ставшими в 1781 году, благодаря деятельности Новикова и Шварца, самостоятельной 8 провинцией ордена.
В 1782 году московские масоны структурировались в орден «Злато-розового креста». Постепенно все основные московские ложи перешли к ордену. В том числе и ложа Сфинкс.
Санкт-Петербургские «Елагинские» ложи, которые принадлежали в основном к Объединенной Великой Ложе Англии ОВЛА теряли свое значение.
Терял свое значение и Петербург, как главный центр масонства в России. Запомним дату 1782 - год, когда Москва стала основным центром масонства.
В 1784 году умирает Шварц, который получал статус 8 провинции ордена Розенкрейцеров для московских масонов. Ему было всего 33 года и за это время он многое успел сделать и стать одним из лидеров масонства в России.
В 1785 году попадает в опалу архитектор Баженов. Строительство Царицино остановлено с вердиктом, что деньги потрачены зря.
Казалось бы, где масоны и их могилы, а где Царицино. И тут вспоминаем Василия Карачинского и Василия Баженова и о том, что оба они московские масоны, связанные с Новиковым. А тут еще история с Павлом 1.
Гонения на масонов только начинались. Скорее всего, это были интриги столичных недоброжелателей, которые обращали внимание Екатерины на то, что московские масоны во главе с Новиковым связаны с Павлом.
Екатерине постоянно доносили о переговорах и переписке Павла с масонами. Павел, кстати, благоволил к Баженову.
Но, это было только начало. Иоганн Кристоф фон Вёльнер, министр прусского короля Фридриха рекомендовал Новикову закрыть все явные ложи и оставить только тайные. Вот что писал Вильнер московским масонам:
«А наипаче ныне сие рачительно исполнять должно, когда час настоит, в который князь тьмы чрез неисчислимое множество сект господствует во всех местах и уже большую часть лож в страшное привел заблуждение и стремится совершенно уничтожить великую цель всего каменщичества. Ко исполнению оного находит он везде орудия, которые внутренно суть толико же злобны и черны, как он. При реченном гонении на вас употребил он в орудие некоего П. и других всеми мирозапутанных гонителей истины».
Речь шла о Потемкине и его круге, среди которых были представители Петербургского масонства, связанного с англичанами.
Основной удар был нанесен после смерти Светлейшего князя. Впереди Великая французская революция, а как назло, большинство масонских лож, как и орден Розенкрейцеров, относили к сторонникам Сен-Мартена.
Логика сработала так, как иногда у нас бывает – сам украл или у него украли, но все равно виновен. Вот сторонников учения аристократа, пострадавшего от французской революции и чудом оставшимся в живых, посчитали вольтерьянцами и якобинцами, опасными для страны. Хотя, конечно, основания не доверять масоном в власти были.
Ближний круг Новикова считал, что люди должны быть свободными, власть честной и справедливой. Такие вот странные люди они были эти московские масоны. Сидели себе в Москве, подальше от двора, книжки переводили, народ просвещали и ныли о правах людей и отвественности власти перед ним.
У московских франкмасонов начались настоящие проблемы. В 1792 году был арестован сам Новиков и его ближайшее окружение. Тех кого арестовывать было сложно, ссылали в собственные имения под строгий надзор.
В этом же году умирает один из самых известных и влиятельных московских мартенистов и масонов князь Алексей Борисович Голицын. Ему было по тем временам уже немало лет – 60 и смерть его была вызвана естественными причинами. Князь простудился и умер через 6 дней и....... Такое бывало в те времена и молодые умирали тоже часто.
В некрополе Донского монастыря я нашел несколько таких захоронений приблизительно того же времени:
Тоже братья:
Бухвостов Андрей Петрович (1774—1793) — вахмистр, 19 лет
Бухвостов Лев Петрович (1776—1794) — вахмистр, 18 лет
Веневитинов Алексей (1771—1793) — гвардии сержант, 22 года
Волконский Александр Абрамович (1775—1793) — князь, 18 лет
С лекарствами тогда были проблемы. В 1780-1782 году в России была зафиксирована эпидемия гриппа, а в 1792 году в Европе эпидемию гриппа даже называли «русская инфлюэнца». Но в 1793 и 1794 годах эпидемий вроде не было. возможно сезонные болячки и были, но были ли они такими массовыми - это вопрос?
Кстати, само слово ГРИПП русско-французского происхождения. Хрипы, как один из симптомов и французское grippe (терзать). Вот по созвучию и прижилось у нас это название.
После ареста части московских масонов, начались смерти среди других братьев. Как раз об этом свидетельствуют надписи на этих двух надгробиях
Василий Яковлевич Карачинский – умер в возрасте 42 лет в 1793 году
Петр Васильевич Баскаков – умер в возрасте 25 лет в 1794 году
Василий Васльевич Баскаков – умер в возрасте 29 лет в 1794 году
Неизвестно от чего они умерли – может быть от гриппа, а может от еще какой инфекции, но есть факты - они были масонами, а на масонов в то время были гонения.
Так вот, по одной из версий памятники на этих могилах ставились московскими масонами, как символ того, что у дерева Масонских лож отрубают ветви, но само дерево еще живо и возродится. В пользу этой версии говорит и другая деталь памятников – камень, на котором располагается дерево.
Тут надо сделать небольшой экскурс в историю надгробий. Разнообразие форм надгробий появилось в России вместе с реформами Петра. К плитам и саркофагам добавились, алтари, колоны, ангелы, стелы.
Среди надгробий было много символичных.
Такие как Крест на Голгофе – Крест на камне:
Так вот, Дерево с обрубленными ветвями на горе можно рассматривать, как символ гонений, страданий, смерти и воскрешения.
Есть еще одно доказательство в пользу этой версии. Еще раз обратимся к основанию памятника. Предполагалось, что основание символизирует гору Голгофу, как и у памятников с простым крестом, но есть и другая интерпретации. Основание памятника служит просто необработанный камень. Вот так просто - камень. Но на самом деле не все так просто - необработанный камень является одним из символов масонства. Они ведь "вольные каменщики" и из дикого камня создавали храм познания, добра и справедливости. Так что, и камень основания говорит в пользу версии, что надгробия были масонскими символами.
Версия, конечно, спорная, но не лишена смысла, как по мне. И такая версия бы объясняла тот факт, что Василий Яковлевич Карачинский был многодетным отцом.
Как вы видите, версии есть, но тайна так и не раскрыта. Слишком много времени прошло, а масоны 18 века вынуждены были скрываться. В 1796 году умирает Екатерина и императором становится венценосный масон Павел 1. Хотя со многих масонов была снята опала и тот же Василий Баженов стал вице-президентом академии художеств, Павел не разрешил открывать ложи. То есть, открытые ложи были под запретом, а вот тайные остались, а значит и тайны хранились. Возможно, когда-то будут найдены архивы и станет понятно, о. чем говорят эти надгробия, но пока Некрополь Донского монастыря хранит доверенные уму секреты.