Найти тему
Бард-Дзен

Осторожней, друг, ведь никто из нас здесь не был… День рождения Визбора.

Одно из главных имен авторской песни – это имя Юрий. Уж не знаю, из одного ли корня это имя с именем основателем государства Российского растет, но мне всегда казалось, что именно так, что Рюрик и Юрий это про одно и то же. Рюрик, как бы создал государство Российское, хотя палец о палец для этого не ударил сам, да и не мог, поскольку князь тех времен – это должность военная, а вопросы государственные решались на вече, куда этих самых князей не пускали даже. Но вот история говорит, что создал. Юрий тоже не создавал самого того вида творчества, которое назвали сначала Самодеятельной, а затем Авторской или даже Бардовской песней, но, в отличие от Рюрика, Юрий точно знал, что делать его пальцам. И его гитара соединила разрозненные музыкальные интонации, разрозненные творческие идеи, и разрозненную зрительскую аудиторию в одно единое культурное явление. Но история этого не то, чтобы не признает, история не акцентирует на этом внимание своих пользователей.

Знаете, в школьном учебнике «Авторская песня» Юрий в числе классиков авторской песни не упоминается. Я-то считаю эту книжку странной и даже вредной, поскольку многие мысли по поводу нашей песни в этой книжице не соответствуют действительности, а самое главное там и вовсе не упоминается, но в том, что касается имен и конкретных людей, книжка говорит правду. Действительно, имена Михаила Анчарова, Булата Окуджавы, Новеллы Матвеевой, Александра Галича и Владимира Высоцкого – это имена отцов-основателей нашей песни. Наряду с другими, конечно, которые в книжке не упомянуты. Но вот что именно эти люди создали – вопрос сложный. Особенно, когда речь о Высоцком. Они ведь все, кроме Высоцкого – профессиональные литераторы, члены союза писателей России, да и Владимир Семенович туда стремился всю жизнь. Они изначально в своем творчестве использовали знания и навыки профессиональные. Да, они создали с нуля или просто актуализировали и обобщили новый узнаваемый поэтический язык, новую песенную интонацию и нового лирического героя. Но ведь все это – признаки искусства профессионального, а возникшую на основе их творческих наработок песню сразу же назвали САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ. Как так получилось, что профи создали самодеятельную песню? И могло ли такое быть вообще?

Это все, между прочим – фундаментальные вопросы, на которые стоит поискать ответы, дабы авторская песня, и люди, чья судьба с ней связана как-то обоснованно а не интуитивно осознали себя единым сообществом. Но сегодня не об этом. Сегодня – день рождения того самого Юрия. Юрия Визбора. Точнее, вчера был. Я просто не успел вчера выложить этот текст и свою признательность великому барду Юрию Визбору.

Юрий Визбор. Вчерашний именинник.
Юрий Визбор. Вчерашний именинник.

В прошлом году на день памяти Юрия Иосифовича я написал текст «Визбор – это не фамилия, это кличка». Ну, это шутливый обыгрыш одной семейной истории этой многосторонней бардовской семьи, и весьма удивился, когда по этому поводу мне написала его дочь Татьяна Визбор. Разговорились, и через неделю вышел второй текст «Визбор о Визборе. Продолжение разговора с участием дочери великого барда». Такой вышел немного странный диптих. Сейчас стоит эти тексты перечитать – День рождения же. К тому же это не исключительно мой не обязательный треп, а уже почти авторитетный разговор.

Однако, честно говоря, сегодня в день его рождения мне хочется поговорить о Юрии Иосифовиче немного легче. И не важно, что я так глубоко заехал в эту тему во вступлении. Там все правда, но правда внешняя, для исследователей. А одно из главных качеств Визбора, который отмечают все его многочисленные друзья – он был очень легким человеком, умел дружить, умел прийти на помощь, и умел совершенно не гордиться своими реально великими заслугами в русской культуре. Скорее наоборот, почти всегда слегка подшучивал над ними. Может именно поэтому большинство его песен вызывают улыбку. Даже когда это не очень веселые песни.

Однако и бросить тему схожести Юрия и Рюрика тоже жалко. Поэтому позволю себе хотя бы абзац еще на эту тему. Понимаете, авторская песня ведь не тем уникальна, что в ней талантливые люди пишут и поют талантливые песни, уникальность тут в том, что вокруг талантливых песен возникла многомиллионная движуха. Уникальность в том, что эти самые отцы-основатели, включая и одну мать, как очень заразной бациллой заразили песней тысячи людей, которые тоже стали писать и петь, создали систему фестивалей, даже ухитрились пробить несколько Всесоюзных фестивалей. А попутно создали и собственные ценности и даже свою собственную этику и эстетику. Да, Окуджава и Матвеева втянулись в эту движуху, бывали на фестивалях, работали в жюри, писали какие-то статьи и давали какие-то интервью на эти темы. Скорее всего, жил бы и поживал с огромным воодушевлением в этой движухе Галич, не будь он вынужден уехать в недобрый час. Но вот Анчаров и Высоцкий предпочитали другую аудиторию, другие способы творческого существования, и не внутри, а где-то поблизости, изредка пересекаясь с этим явлением.

А Визбор стал там своим, восхитился происходящим, и вложил душу в то, чтобы это движение стало таким, каким мы его знаем. Он, по сути, первым соединил в себе и искусство, созданное отцами, и общественное его содержание. И дело даже не в том, что Окуджаву, Анчарова или Высоцкого мне очень сложно представить себе, ставящими на Грушинской поляне палатку и вечером у костра устраивающими байки и гитары по кругу, а Визбора я в этой роли представляю без малейших затруднений. Дело именно в том, что отцы-основатели если и входили в это сообщество, то уже мэтрами, и хотели они или нет, дистанция между ними и обычными жителями поляны была огромной, а Визбор наплевал на дистанцию, хотя тоже, конечно, был мэтром уже. И уважение и любовь к нему оказались невероятными, а он над эти подшучивал больше. Хотя я это уже говорил.

Ну и, кроме того, работа Визбора в редакции «Юность» в популяризации и распространении по планете всей русской авторской песни просто невозможно переоценить. Это ведь и радио, и знаменитый журнал Кругозор, чьи синенькие пластиковые страницы-пластинки сами по себе привели в наши ряды тысячи людей. Именно поэтому очень многие считают именно Визбра, а не отцов-основателей настоящим создателем этого уникального движения. На практике. А сколько его песен стали в разное время гимнами разных клубов. Не стану говорить про «Милую мою, солнышко лесное», это прекрасная песня, но по мне, ее гениальностью однозначно злоупотребили. Но вот следующая-то песня – это же на века, как ни крути!

Кстати, почти пушкинская легкость таланта Визбора, за что бы он не брался, сделала его культовой фигурой не только в нашей песенной культуре, но и российской культуре в принципе. Про роли и пьесы не буду, про прозу и акварели тоже, но вот про его участие в сочинении песен для кино сказать очень хочется. Тут ведь его легкий талант проявился весьма многогранно. Как и в предыдущей песне, кстати. Я понимаю, что авторы все из одной компании, что и на сплавы вместе ходили, и в походы, что на лыжах с гор тоже вместе катались – буквально клубные отношения, так жил когда-то любой советский КСП, клуб самодеятельной песни, но ведь все эти люди – люди очень занятые, и собрать их вместе, чтобы совместно написать песню – дело не простое. Но Визборовской харизмы хватало даже на такие фокусы. А ведь практического смысла-то особенного в такой компании и нет. Музыку гениальную написал Никитин, в принципе, Визбор мог и текст сам полностью сочинить. Но вот такой творческий кураж у человека, что обязательно нужно счастьем творчества поделиться с окружающими, раз уж выпала такая оказия. И собираются вместе Сергей и Татьяна Никитины, Юрий Визбор и Дмитрий Сухарев и таким вот бригадным подрядом пишут песню, у которой оказывается суперсчастливая судьба. Она же вошла в оскароносный фильм «Москва слезам не верит», а незатейливую ее мелодию десятки оркестров по всему миру по сей день играют. Правда, без стихов Визбора и Сухарева. Но то, что без этих стихов песня бы не оказалась столь прекрасной – это к гадалке не ходи.

Вообще, умение Визбора как бы невзначай собирать разные авторские команды и писать такими командами гениальные песни, просто восхищает! Сколько они вместе с Никитиным и Берковским понаписали, сколько с каждым по отдельности! И что ни песня – то шедевр. В одной из прошлогодних статей , на которые я в начале дал ссылки, я рассказал коротенько историю возникновения песни Ключ во время новогоднего сеанса космической связи, очень рекомендую и прочесть и переслушать – это великая песня! А здесь я, как еще один пример такой командной творческой работы, хочу поиграть одну из самых мною любимых его песен, созданных вместе с Виктором Берковским. Кстати, 13 июля, уже совсем скоро Виктору Семеновичу стукнет 90. У меня уже лежит в отложке пост по этому поводу, не пропустите. А сейчас послушайте их совместную прекрасную песню.

Ну, собственно, пора и заканчивать. Но вот закончить сегодняшний текст мне хочется его песней, но не в его исполнении. И неспроста. Тут вот какая мысль мне пришла – есть примеры, когда дети хороших бардов продолжают папину традицию и тоже становятся на эту нелегкую дорожку. У Галины Хомчик сын активно участвует в бардовских концертах, дочка Алексея Иващенко частенько поет, но вот говорить о династии – это, пожалуй, только к Визбору. Вот я говорил уже, что одна из великих творческих ипостасей Юрия Иосифовича – это его заразность. Как бы походя она подсадил на муки творчества сотни, а то и тысячи людей. Ну и дети, конечно, не прошли мимо. Дочь Татьяна вообще пошла по жизни по папиной тропе, и в журналистике, и в песне. Хотя он ее и отговаривал, было дело. Правда, увлеклась не авторством, а исполнительством, но вот кто бы мог подумать, что и внуки тоже возьмутся за это дело. Варвара Визбор – серьезная певица, она во многих жанрах уже свои силы попробовала, и в эстраде, и в джазе и в фолке, но дедовы песни при этом с ней всегда, впрочем, как и бабушкины. Еще бы, она же внучка не только Юрия Визбора, но и Ады Якушевой! А вот Юра Визбор (Лобиков) вырос в прекрасного аранжировщика, очень тонкого, но при этом и очень и экспрессивного аккомпаниатора, ну и как исполнитель, особенно как ансамблевый исполнитель он тоже весьма крут. Так что дело Визбора живет и побеждает. Не удивлюсь, если лет через 10-15 мы и четвертое поколение клана Визборов увидим на фестивальных полянах.

Чтобы проиллюстрировать эту, последнюю на сегодня мысль и надежду я выбрал одну из юношеских и весьма хулиганских песен деда, которую залихватски исполняют внуки. Они, конечно, в песенном хулиганстве деда переплюнули, хотя тот тоже был мастер. Ну да ведь и время другое. Время другое, а сам дух Визборовский тот самый! С днем рождения, Юрий Иосифович! Вам, ей Богу, еще петь и петь долгие годы и десятилетия, несмотря ни на что!