Мирча Элиаде задаёт вопрос: «Кто говорит в знаменитом этом гимне, бог или экстатик, только что испивший священный напиток?» [M. Eliade. History of religious ideas. Vol 1. P.212].
Ригведа X, 119. Самовосхваление под влиянием сомы
1 Так, вот так у меня на душе
Я хотел бы добыть быка (и) коня –
Не напился ли я сомы?
2 Как ветры буйные,
Понесли меня вверх выпитые (соки сомы) –
Не напился ли я сомы?
3 Понесли меня вверх выпитые (соки сомы)
Как быстрые кони – колесницу –
Не напился ли я сомы?
4 Ко мне приблизилась молитва,
Как мычащая корова – к любимому сыну –
Не напился ли я сомы?
5 Я, как плотник – кузов (повозки)
Поворачивая кругом молитву в (своем) сердце –
Не напился ли я сомы?
6 Недостойными даже взгляда
Показались мне пять народов –
Не напился ли я сомы?
7 Обе половины вселенной –
Ничто против одного моего крыла –
Не напился ли я сомы?
8 Ростом я превзошел небо,
Превзошел эту великую землю –
Не напился ли я сомы?
9 Ну-ка, положу я эту
Землю там или тут –
Не напился ли я сомы?
10 Поколочу я быстренько
Землю там или тут –
Не напился ли я сомы?
11 На небе одно мое крыло,
Другое поволок я внизу –
Не напился ли я сомы?
12 Я великий-великий,
Я поднялся до туч –
Не напился ли я сомы?
13 Отбываю – хорошо оснащенный дом, –
Везя богам жертвоприношения –
Не напился ли я сомы?
Вот такой гимн, рассказывающий об ощущениях, выпившего Сому. Он входит в мир богов, он становится одним из них, он приносит им жертвоприношения. Вся «великая земля», все её народы стали ничтожными: эта превознесённость удивительно отражена в этом гимне.
Сам Индра приобретает силу благодаря Соме, который ему приготовили жрецы. То есть, участие людей в космогонии очень велико. «Выжимайте Сому для Индры!» – постоянное обращение к жрецам-адхварью в Ригведе. От Сомы в Индре также возрастает и желание щедро одаривать. Чтобы победить Вритру, Индра выпил три озера Сомы. [РВ 5:29,7,3-4]. И Сома этот был приготовлен для него людьми.