Найти тему
Честно о раке

Как получить дистанционную консультацию в федеральном онкологическом центре?

Оглавление

Как оказывается дистанционная (телемедицинская) консультация? Можно ли ее получить по Скайпу, Ватсапу, Зуму, через группу учреждения ВКонтакте? Насколько быстро ее можно получить?

Рассказывает Анна Николаевна Малкова, руководитель информационно-сервисной службы и отдела телемедицинских технологий НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова.

Источник: НМИЦ онкологии им. Петрова
Источник: НМИЦ онкологии им. Петрова

Официальное внедрение дистанционных (телемедицинских) консультаций «врач-врач» в Национальных медицинских исследовательских центрах началось в 2018 г. в рамках национального проекта «Здравоохранение». В новом «Порядке организации оказания медицинской помощи взрослым с онкологическими заболеваниями» написано, что в каждом онкодиспансере к 2022 году должен быть сформирован телемедицинский отдел.

Как проводится консультация «врач-врач»?

Консультация «врач-врач» проводится с помощью Федеральной телемедицинской информационной системы Минздрава России. Система обеспечивает конфиденциальность персональных и медицинских данных пациента, а также его идентификацию.

Телемедицинские консультации запрашиваются врачами специализированных онкологических медицинских учреждений - онкологических диспансеров, республиканских и краевых больниц с онкологическими отделениями в интересах своих пациентов. Специалисты учреждения загружают всю необходимую для проведения консультации информацию в телемедицинскую систему.

По итогам проведения консультации «врач-врач» Национальный медицинский исследовательский центр может изменить диагноз, назначить новые лекарственные препараты даже с учетом того, что специалисты НМИЦ лично не видели пациента.

Это могут быть и первичные, и повторные консультации, и консилиумы. В сложных случаях, по запросу врачей из региона, проводится телемедицинская конференция в форме видеоконференцсвязи, чтобы обсудить какие-то проблемные вопросы по конкретному клиническому случаю.

Источник: НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова. Телемедицинская конференция в виде видеоконференцсвязи
Источник: НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова. Телемедицинская конференция в виде видеоконференцсвязи

Срок оказания консультации – 5 рабочих дней. Она полностью бесплатна как для самого пациента, так и для медицинской организации, которая ее запрашивает. Финансируется она за счет специальной субсидии Минздрава РФ.

Может ли пациент выступить инициатором телемедицинской консультации «врач-врач»?

Пациент или его родственник, доверенное лицо могут выступить инициаторами телемедицинской консультации «врач-врач», попросив лечащего врача направить документы в один из Национальных медицинских исследовательских центров (либо сразу в несколько – их всего 4).

К сожалению, во многих онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях ощущается острая нехватка кадров, в том числе специально выделенных сотрудников для организации телемедицинских консультаций. Очень часто этим вынуждены заниматься сами медики в свое нерабочее время.

Предложите свою помощь в организации телемедицинской консультации, если у вас есть на это силы, а именно:

  • по архивации КТ, МРТ, рентгеновских снимков пациента
  • по сканированию документов пациента
Если врач не откликается на вашу просьбу по проведению телемедицинской консультации «врач-врач», то можно написать заявление на имя руководителя медицинского учреждения, максимальный срок ответа на него составляет 30 календарных дней.

Может ли пациент самостоятельно получить телемедицинскую консультацию онлайн, например, по Ватсапу или с помощью других мессенджеров?

Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № от 21.11.2011 N 323-ФЗ пациент может обращаться в медицинскую организацию только по защищенному каналу передачи данных, который позволяет его идентифицировать. Ни один из мессенджеров, ни одна из социальных сетей таковыми не являются.

Именно поэтому с июня 2020 г. на официальном сайте НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова функционирует новый сервис для пациентов из России и иностранных пациентов – Личный кабинет. Также доступно мобильное приложение для пользователей Android, iPhone.

Личный кабинет пациента НМИЦ интегрирован с порталом государственных услуг РФ, который является защищенным каналом связи. Работает сервис и для иностранных граждан.

В настоящее время телемедицинская консультация «врач-пациент» – это платная услуга, так как сервис не имеет бюджетного финансирования. Познакомиться с сервисом и узнать о стоимости дистанционных консультаций можно здесь (жмите на цветные буквы - это ссылка).

Какие консультации «врач-пациент» можно получить через сервис «Личный кабинет»

Источник: НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова.  Кабинет телемедицинских консультаций.
Источник: НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова. Кабинет телемедицинских консультаций.
Консультация «пациент-врач» оказывается только пациентам с уже установленным онкологическим диагнозом. Национальный медицинский исследовательский центр не устанавливает онкологический диагноз дистанционно, по медицинским документам.

Какие консультации возможны

  • Первичная дистанционная консультация онкологических пациентов с целью оценки эффективности проводимых в региональном онкологическом учреждении лечебно-диагностических мероприятий. Врач интерпретирует информацию, полученную от пациента и дает два вида ответа: «Эффективность высокая. Очный прием нецелесообразен», либо «Эффективность низкая. Очный прием обязателен». Таким образом можно дистанционно определить нужен ли очный прием.
  • Повторная дистанционная консультация лечащего врача в течение года после очного приема. Можно получить ответ на вопросы как скорректировать терапию, какое дополнительное обследование рекомендуется пройти в соответствии с основным заболеванием.
  • Пересмотр КТ или МРТ

Также через Личный кабинет пациента можно по запросу получить результаты консультаций и анализов, оформить приглашение для пересечения границы для иностранного пациента по форме ЕГИСЗ, некоторые другие сервисные услуги.