Как оказывается дистанционная (телемедицинская) консультация? Можно ли ее получить по Скайпу, Ватсапу, Зуму, через группу учреждения ВКонтакте? Насколько быстро ее можно получить?
Рассказывает Анна Николаевна Малкова, руководитель информационно-сервисной службы и отдела телемедицинских технологий НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова.
Официальное внедрение дистанционных (телемедицинских) консультаций «врач-врач» в Национальных медицинских исследовательских центрах началось в 2018 г. в рамках национального проекта «Здравоохранение». В новом «Порядке организации оказания медицинской помощи взрослым с онкологическими заболеваниями» написано, что в каждом онкодиспансере к 2022 году должен быть сформирован телемедицинский отдел.
Как проводится консультация «врач-врач»?
Консультация «врач-врач» проводится с помощью Федеральной телемедицинской информационной системы Минздрава России. Система обеспечивает конфиденциальность персональных и медицинских данных пациента, а также его идентификацию.
Телемедицинские консультации запрашиваются врачами специализированных онкологических медицинских учреждений - онкологических диспансеров, республиканских и краевых больниц с онкологическими отделениями в интересах своих пациентов. Специалисты учреждения загружают всю необходимую для проведения консультации информацию в телемедицинскую систему.
По итогам проведения консультации «врач-врач» Национальный медицинский исследовательский центр может изменить диагноз, назначить новые лекарственные препараты даже с учетом того, что специалисты НМИЦ лично не видели пациента.
Это могут быть и первичные, и повторные консультации, и консилиумы. В сложных случаях, по запросу врачей из региона, проводится телемедицинская конференция в форме видеоконференцсвязи, чтобы обсудить какие-то проблемные вопросы по конкретному клиническому случаю.
Срок оказания консультации – 5 рабочих дней. Она полностью бесплатна как для самого пациента, так и для медицинской организации, которая ее запрашивает. Финансируется она за счет специальной субсидии Минздрава РФ.
Может ли пациент выступить инициатором телемедицинской консультации «врач-врач»?
Пациент или его родственник, доверенное лицо могут выступить инициаторами телемедицинской консультации «врач-врач», попросив лечащего врача направить документы в один из Национальных медицинских исследовательских центров (либо сразу в несколько – их всего 4).
К сожалению, во многих онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях ощущается острая нехватка кадров, в том числе специально выделенных сотрудников для организации телемедицинских консультаций. Очень часто этим вынуждены заниматься сами медики в свое нерабочее время.
Предложите свою помощь в организации телемедицинской консультации, если у вас есть на это силы, а именно:
- по архивации КТ, МРТ, рентгеновских снимков пациента
- по сканированию документов пациента
Если врач не откликается на вашу просьбу по проведению телемедицинской консультации «врач-врач», то можно написать заявление на имя руководителя медицинского учреждения, максимальный срок ответа на него составляет 30 календарных дней.
Может ли пациент самостоятельно получить телемедицинскую консультацию онлайн, например, по Ватсапу или с помощью других мессенджеров?
Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № от 21.11.2011 N 323-ФЗ пациент может обращаться в медицинскую организацию только по защищенному каналу передачи данных, который позволяет его идентифицировать. Ни один из мессенджеров, ни одна из социальных сетей таковыми не являются.
Именно поэтому с июня 2020 г. на официальном сайте НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова функционирует новый сервис для пациентов из России и иностранных пациентов – Личный кабинет. Также доступно мобильное приложение для пользователей Android, iPhone.
Личный кабинет пациента НМИЦ интегрирован с порталом государственных услуг РФ, который является защищенным каналом связи. Работает сервис и для иностранных граждан.
В настоящее время телемедицинская консультация «врач-пациент» – это платная услуга, так как сервис не имеет бюджетного финансирования. Познакомиться с сервисом и узнать о стоимости дистанционных консультаций можно здесь (жмите на цветные буквы - это ссылка).
Какие консультации «врач-пациент» можно получить через сервис «Личный кабинет»
Консультация «пациент-врач» оказывается только пациентам с уже установленным онкологическим диагнозом. Национальный медицинский исследовательский центр не устанавливает онкологический диагноз дистанционно, по медицинским документам.
Какие консультации возможны
- Первичная дистанционная консультация онкологических пациентов с целью оценки эффективности проводимых в региональном онкологическом учреждении лечебно-диагностических мероприятий. Врач интерпретирует информацию, полученную от пациента и дает два вида ответа: «Эффективность высокая. Очный прием нецелесообразен», либо «Эффективность низкая. Очный прием обязателен». Таким образом можно дистанционно определить нужен ли очный прием.
- Повторная дистанционная консультация лечащего врача в течение года после очного приема. Можно получить ответ на вопросы как скорректировать терапию, какое дополнительное обследование рекомендуется пройти в соответствии с основным заболеванием.
- Пересмотр КТ или МРТ
Также через Личный кабинет пациента можно по запросу получить результаты консультаций и анализов, оформить приглашение для пересечения границы для иностранного пациента по форме ЕГИСЗ, некоторые другие сервисные услуги.