В 1766 году был возведен Южный павильон дворца, выходящий фасадом на Миллионную улицу. Воздушный переход соединил павильон и личные покои самой императрицы. И не случайно. Южный павильон быстро получил в народе название «фаворитского корпуса». Здесь расположились «Новые покои на садике», в которых с комфортом разместились два Григория – по очереди, разумеется – сначала Орлов, потом – Потемкин.
Во время грандиозного пожара 1837 года, погубившего Зимний дворец, Малый Эрмитаж удалось спасти благодаря тому, что все переходы, соединяющие его с пылающим зданием, были оперативно разобраны, а окна, выходящие на сторону Зимнего, заложены.
Тем не менее, масштабная реконструкция, которая была проведена после пожара в Зимнем дворце, затронула и Малый Эрмитаж. В частности, над Южным павильоном был надстроен четвертый этаж.
На втором этаже, который называли парадным этажом или бельэтажом, разместили апартаменты для детей великой княгини Марии Николаевны герцога Максимилиана Лейхтенбергского.
В 1858 году на бельэтаж переехал наследник престола, цесаревич Николай Александрович.
Его покои состояли всего из трех комнат, выходивших окнами на Миллионную улицу и Дворцовую площадь – Гостиной, Спальной и Кабинета. Форма двух последних была полуовальной, что обусловлено конфигурацией фасада Южного павильона.
Устройством апартаментов для старшего сына занималась лично императрица Мария Александровна.
Две из трех комнат мы можем видеть на акварелях Эдуарда Гау.
Интерьер Кабинета был решен в спокойных бежево-синих тонах. Центральное место в нем занимал большой письменный стол, за которым цесаревич занимался с профессорами.
Один из них, академик Федор Иванович Буслаев, преподававший наследнику русский язык и словесность, вспоминал: «В шестнадцатилетнем возрасте цесаревич по годам и развитию соответствовал поступившим тогда в студенты. Имея это ввиду и ценя редкие, блистательные его дарования, граф С.Г. Строганов по строго обдуманному плану составил для него своеобразный университетский курс из нескольких наук юридического и филологического факультетов и военной академии генерального штаба, а в преподаватели взял профессоров этих высших учебных заведений и духовной академии. <…> Лекции я читал в самый ранний час, с которого ежедневно начинались учебные занятия цесаревича, именно с девяти до десяти, по вторникам, четвергам и субботам».
Изображение Гостиной отсутствует, но небольшие ее фрагменты можно разглядеть на акварелях, изображающих Кабинет и Спальню. В проеме распахнутой двери Кабинета видна мраморная статуя «Амур с атрибутами Геркулеса» работы немецкого скульптора Эмиля Вольфа. Статуя была подарена цесаревичу на Рождество его родителями.
На акварели, изображающей Спальню, видна часть другой стены Гостиной. Здесь расположен камин со стеклянным экраном, над ним – зеркало в массивной раме, на каминной полке – канделябры и статуэтки. Интерьер Гостиной решен в бело-зеленой цветовой гамме.
Спальная комната цесаревича, или Опочивальня, также как и кабинет, не отличалась роскошью. Она была обставлена мебелью из полированного орехового дерева, в центре комнаты за ширмой стояла узкая кровать. Декоративное украшение комнаты составляли гравюры и коллекция сабель и кнутов для верховой езды.
К сожалению, цесаревичу не суждено было занять российский престол. В 1865 году в возрасте 21 года он скончался от продолжительной болезни.
Его апартаменты в Малом Эрмитаже какое-то время занимал великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III.
Со второй половины 1870-х годов в апартаментах бельэтажа Южного павильона проживали особо приближенные фрейлины, а позже – дворцовые и эрмитажные служащие.
С 1924 года и по сей день в Южном павильоне размещается Центральная научная библиотека Эрмитажа. Реконструкция парадного этажа была проведена архитектором Александром Владимировичем Сивковым.
В бывшей гостиной цесаревича Николая Александровича разместился читальный зал. От старого декора в этом зале сохранилась люстра
В Кабинете – рабочее место заведующего Научной библиотекой.
В Спальной – абонемент и генеральные каталоги. От прежнего убранства здесь остался мраморный камин с зеркалом.
В комнатах сохранились декоративные фризы под потолками, двери красного дерева, окрашенные под палисандр, наборные полы из ценных пород дерева.
Можно сказать, что Южный павильон Малого Эрмитажа и сегодня представляет собой оплот тишины и спокойствия, как и в прежние времена, в отличие своего северного, любимого туристами, собрата. О нем – в следующей статье.
В статье использованы материалы из следующих источников:
А.Н. Воронихина «Виды залов Эрмитажа и Зимнего дворца в акварелях и рисунках художников середины XIX века»
Сайт Sitywalls
Сайт «Эрмитажная академия»
Википедия