Найти тему
auto.stepsoft.info

Икарус 280

Советская автомобильная техника заслуживает всяческого внимания. Многие слышали о добротных внедорожниках, грузовиках, выпускавшихся в СССР. А теперь пришло время вспомнить о не менее удачных автобусах для городских перевозок. Одним из наиболее известных представителей жанра является венгерский гость Икарус 280, который состоял на конвейере почти 30 лет. Да, срок жизни продолжительный, особенно в сегодняшних масштабах. И от этого герой материала становится только любопытнее.

В начале 70-х столица Страны Советов нуждалась в надёжных и вместительных решениях для перевозки граждан. Поэтому в дружественной тогда Венгрии стали производить Ikarus. Выбрали 280-ю модель как базу для всевозможных вариациях. А последних, кстати, было около 50(!). Количество модификаций лишний раз подчёркивает успешность общественного транспорта сочленённой конфигурации, коим и являлся «двухсот восьмидесятый». Сперва машину собирали на родине, в Венгрии, а потом, начиная, с 1994 года производство было перенесено в Тушино. Там из машинокомплектов на предприятии ТМЗ собирали такие автобусы. И довольно неплохо получалось. Правда, когда головной завод за рубежом настигло банкротство, всё же выяснилось, что цикл производства уже в новой России был всё-таки не полным. Отчего пришлось закрыть отечественную сборку. Что же собой представлял знаменитый жёлтый автобус из детства?

-2

Технические особенности

·Под капотом был установлен дизель конфигурации L6 рабочим объёмом 10,4 л. Его отдача составляла 190 сил и 710 Нм. Этого вполне хватало для того, чтобы перевезти почти 160 пассажиров одновременно. Интересный факт: движок Раба, который был якобы венгерского производства, на самом деле был немецким и разрабатывался МАНом. При этом сами венгры всегда заимствование признавали. Ещё интереснее тот факт, что головка блока цилиндров была расположена не вертикально, а горизонтально. Такое решение позволяло максимально снизить центр тяжести, что было немаловажно для высокого автобуса.

-3

·В паре с силовой установкой работала 5-скоростная механика. Она также была родом из ФРГ, ведь её изначально выпускала компания ZF. То есть детали Икаруса действительно были импортного происхождения, а качество изготовления всей машины было на неплохом уровне. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы водителей, работавших на этой технике. Кстати, а с 1984 года в КПП добавили одну передачу, всего их стало шесть.

·Тормозная система пневматическая, такой же конструкции и подвеска. Шасси обладает необходимой энергоёмкостью и гарантирует плавность хода.

-4

Одной из особенностей Икаруса было его качество сборки. Оно было высокое, но агрегаты требовали такого же обслуживания. Поэтому вместе с автобусом в СССР поставлялась обучающая литература и комплекты инструментов вместе с ТС. Хоть немного, но это облегчало задачу для автослесарей.

Как уже было сказано, в середине 80-х машину модернизировали. Помимо коробки передач усовершенствовали салон, вентиляцию и даже мотор (к нему добавили турбонагнетатель). А ещё через 4 года обновили двери, сиденья, освещение и другие детали. Всё это позволило сделать автобус ещё более комфортабельным. А в 90-х снова поменяли мотор, изменили его конфигурацию и крепление.

-5

Продолжением 280-го стала 400-я серия Икаруса. Её даже возили какое-то время на территорию России. Интересно то что в то же время продолжалась сборка и эксплуатация старой модели местными усилиями. Одна из последних модификаций вышла в 1996 году.

Наверное, самым популярным цветом был жёлтый. Такие автобусы поставлялись в Союз. А вот в Москве были бело-красные (во времена Ельцина), а в Санкт-Петербурге — белые.

-6

Жизненный цикл Ikarus отличался продолжительностью. Такие автобусы колесили по России до 2020 года. И даже в столице их видели вплоть до 2016 года. Кстати, последняя партия собранных на ТМЗ машин благополучно уехала в Таджикистан, где пользуется успехом до сих пор.

Сегодня Икарус 280 занял своё почётное место в истории. Хорошо сохранившиеся экземпляры бережно хранятся в автомобильных музеях. Сегодня такие автомобили — уже редкость.

-7