Найти в Дзене

Китч в литературе

Оглавление

Есть такое словечко «китч». Его люди, считающие себя истинными ценителями искусства, произносят с пафосным презрением, но редко могут объяснить, что это такое. Чаще всего это «интеллигентное ругательство» используется в отношении материальной культуры, но в последнее время встречается и в оценке произведений литературы. Вот я и решила разобраться с этим понятием.

Что такое китч

Появилось это слово давно, во второй половине XIX века. Предположительно, так стали называть дешёвые подделки произведений искусства и сувениры, которые сбывали, приезжавшим в Европу американским туристам. Происхождение термина непонятно. Чаще всего его связывают с немецким «полусленговым» глаголом verkitschen — халтурить, делать дешёвку или с английским for the kitchen. То есть годится только для украшения кухни. Но, вообще, и та и другая версия — ничем не подкреплённые домыслы.

Содержание термина тоже довольно туманно. Как мне объяснил один художник: «Китч — это то, что выдаёт себя за искусство, но искусством не является». Ага. Теперь осталось определить, что такое искусство.

Однако есть несколько признаков или критериев, по которым можно отнести объекта к китчу.

  • Это то, что в советские времена называли ширпотреб. То есть массовое, не единичное производство. Штамповка. И уже это кардинальным образом отличает китч от произведений искусства, которые всегда существуют в одном экземпляре.
  • Шаблонность. Китч ориентирован на массовое потребление, поэтому в нём отражаются наиболее массовые, шаблонные идеи, потребности, вкусы.
  • Подражание «шедевру». Это не репродукция и не копия, а именно подражание, часто неумелое. Причём для подражания выбираются лишь отдельные качества образца, как правило, наиболее привлекательные для массового потребителя. Эти качества, характеристики в китче чрезмерно подчёркиваются, делаются заметными. Китчевая вещь более яркая, вычурная, чем породивший её оригинал, поэтому кажется вульгарной. Например, человек, которому не по карману кристаллы Сваровски, покупает дешёвую яркую подделку со стекляшками. Или поклонник, очарованный «Гарри Поттером», запоем читает фанфики по нему.
Художник  Тристан Итон
Художник Тристан Итон
  • Пафосная красивость, то есть стремление к чрезмерному украшательству, сентиментальности, вычурности. Китч всегда заметен, бросается в глаза или, как говорят, режет глаз. Пример китча — открытки с голубками и сердечками, футболки с надписями и яркими принтами, садовые гномики, вычурные напольные вазы, серийные романы в ярких обложках — неважно, любовные или постапокалипсис.
  • Продаваемость. Китч всегда легко продаётся. Не только потому, что он рассчитан на массового потребителя и удовлетворяет массовый спрос, но и потому, что реально дёшев. В отличие от произведений искусства, он не требует больших затрат времени, труда и душевных сил — это же штамповка. К тому же образцом для китча являются вещи, ставшие трендом, частью модных тенденций. Причём, китч — это не всегда низкое качество, ширпотреб тоже может быть вполне качественный.

Часто одним из главных признаков китча называют безвкусицу. На мой взгляд, безвкусица – это слишком субъективный критерий. Вкусы у людей разные. Нет единого общепринятого стандарта вкуса.

Признаки литературного китча

Думаю, вы уже поняли, что все выделенные мной признаки китча можно отнести и к литературе, которая также является объектом потребления, подвержена моде и может быть создана на основе какого-то успешного образца. Однако этого недостаточно, чтобы навесить на произведение ярлык китча. Поэтому я попробую выделить специфически литературные признаки этого явления в массовой культуре.

Художник  Тристан Итон
Художник Тристан Итон
  • Наличие наиболее популярных клише – в сюжете, в образах героев, в стиле повествования, даже в лексике, когда употребляются растиражированные речевые обороты, кажущиеся авторам смешными или оригинальными. Все эти «тушки», «себя любимую», «челюсть, упавшая на пол», «изогнутые брови» и «блуждающие руки».
  • Перебор с эмоциями — «стекло» в варианте «слёзодавилки», залитое ванильным сахарным сиропом. Или возвышенные страдания крутого героя, способного одним чихом разбросать по прерии толпу вооружённых врагов.
  • Пафосность и вычурность литературного стиля с претензией на красивость и оригинальность.
  • Картонные герои, как правило, в стиле «Мэри Сью». В таких героях непостижимым образом сочетается нежность, трепетность и тонкая душевная организация с хамством, грубостью и необоснованной жестокостью.

Всё это когда-то было открытием, находкой талантливого автора, исполненной с таким же талантом. А потом эти литературные открытия упростили и одновременно приукрасили, утрировали часто до невменяемости и растащили по своим произведениям.

Китч в литературе — это плохо?

У меня на этот вопрос нет однозначного ответа. Но я не вижу смысла драматизировать ситуацию. Да, сейчас стало много китча, но и самой литературы, и пишущих людей не в пример больше, чем 50 и 150 лет назад. Китч был всегда, в том числе в XIX веке. Просто мы об этих произведениях из серии «прочитал и забыл» ничего не знаем. Также забудутся и многочисленные образцы современного литературного китча.

Художник  Тристан Итон
Художник Тристан Итон

Я не буду называть конкретные современные произведения, которые я бы отнесла к категории китча. Во-первых, это во многом дело вкуса, во-вторых, я не хочу обижать ни авторов, ни читателей, которым нравятся подобные книги.

Китч востребован, поэтому к нему надо относиться как к реальности. Не нравится – не читай. И нет смысла говорить о том, что издательства потакают дурному вкусу. Издательства не воспитательные, а коммерческие организации и печатают то, что продаётся. И в этом тоже нет ничего плохого. Люди работают, и их труд должен быть оплачен, бумага и типографские услуги тоже стоят денег. Поэтому издаётся то, что продаётся.

И ещё принято считать, что китч пишут бездарности или графоманы. Но это не так. Графоманы точно пишут не китч, они пишут бред с претензией на оригинальность. А китч часто пишут умные, талантливые авторы, которые просто хотят заработать. Они анализируют потребности целевой аудитории, интерес массового читателя, произведения, которые стали модными и востребованными. И пишут свои книги в соответствии с результатом этого анализа. И нет ничего плохого в таких книгах-однодневках, которые могут скрасить одинокий вечер или ожидание вылета самолёта. Не носить же постоянно платья от-кутюр и украшения от Tiffany. Джинсы и футболка с ярким принтом — очень удобная одежда.

P. S. Не ворчите на меня, что я не привела примеры китча в современной литературе. Я дала вам критерии, а примеры вы и сами приведёте в комментариях. И всем будет интересно - и вам, и мне.