Найти в Дзене
ZEN One Originals

Викторианская эпоха в игровой индустрии⁠⁠

Оглавление

Викторианская эпоха — это период правления королевы Виктории, продлившийся с 1837, по 1901 год и ставший важнейшим феноменом в истории Англии. Он включал в себя развитие капитализма, промышленную революцию, массовое строительство железных дорог и сильнейшее классовое неравенство.

В массовой культуре почти всегда сопровождается стимпанком, хотя незаслуженно — сама стилистика стимпанка появилась много лет спустя. Видимо, присущая ему мрачность и засилье темных цветов везде и всюду создают наиболее пленительную атмосферу и привлекают обширную аудиторию.

Если начинать рассказывать об играх, посвященных той эпохе, то стоит начать с самой лучшей карикатуры на нее

Arcanum Of Steamworks and Magick Obscura

"...орки – местные чернокожие, обречённые только на тяжелую работу или криминал...
"...орки – местные чернокожие, обречённые только на тяжелую работу или криминал...

Именно карикатура, показывающая пороки того времени, скелеты в шкафу и вообще все, что скрывается за красивой обложкой. Действие происходит в Аркануме — вымышленном материке, на планете земля. Он разделен на три страны и огромную землю эльфов.

Наш подопечный оказался единственным выжившим при крушении круизного дирижабля. Сразу же после того, как он пришел в себя, его втягивают в спасение мира. Или не спасение, вы можете встать на путь злодея и преследовать свои цели, но, в конечном счете, происходящее все ровно подведет вас к тому, что предрешено свыше. Количество сюжетных ходов огромно, как и количество вариантов развития персонажа и выбора мировоззрения. Игра нелинейная и нелинейность эта – одна из главных ее положительных черт.

А вторая черта – уже упомянутый исторический период. Как и было сказано выше, Арканум показывает все, что было в Британии XIX века, превращая геймплейные условности в элементы игрового мира. Например – расы. Обычно, выбор между эльфом, гномом или орком весьма большая условность, влияющая только на внешний вид и начальные характеристики. Здесь же, каждая раса подразумевает под собой прослойку того самого общества: эльфы – аристократы; карлики – капиталисты; орки – местные чернокожие, обречённые только на тяжелую работу или криминал; ну а люди, люди здесь просто пассивная масса, ни на что не влияющая. Сами понимаете, что создавать персонажа следует, учитывая все это.

Ну и еще показан английский снобизм, борьба религии с техническим прогрессом и классовое неравенство. А с геймплейной стороны, это первые два fallout’а без постапокалипсиса — создавали эти игры примерно одни и те же люди.

Fable III

От былой сказки почти не осталось и следа, только суровые викторианские реалии
От былой сказки почти не осталось и следа, только суровые викторианские реалии

После Arcanum’а, стоит вспомнить еще одну карикатуру на тему поста, нарисованную спустя десятилетие во Франции. Fable 3 рассказывает о государственном перевороте в Альбионе — вымышленной стране, переживающей технологическую революцию.

В центре конфликта оказываются война двух братьев. Один из них – король, зловещий тиран, терроризирующий своих подданных. Против него восстает родной брат, но зачем и почему – решаем мы. Конечно, протагонист может нести добро и мир в Альбион, желая создать в нем филиал рая на земле, а может быть движим немного другими чувствами. Моральные качества формируем мы сами с первых минут действа, своими поступками и постоянным «сложным моральным выбором».

Это дает нам огромную нелинейность, если учесть что в какой то момент мы сами становимся монархом, со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами. В их числе – управление страной. Политика здесь реализована хоть и в упрощенной форме, но она есть, есть право делать все что угодно, не боясь последствий.

В плане стилистики, это все та же Fable, частично смешанная с Arcanum'ом, но более мультяшная, смешная и позитивная. Имеется масса пародий на современную культуру и общество, а также озвучка от Голливудских звезд и красивые CG ролики.

Lethis - Patch of Progress

-3

Нетипичный на фоне экшенов и RPG представитель подборки - градостроительный симулятор, переносящий нас в государство Летьис, переживающее технический прогресс и промышленную революцию. Нашего протеже отправляют в разные уголки страны с ответственной миссией - колонизировать их.

Снова стимпанк, даже мельницы работают на всяких механизмах и шестеренках. Игроку придется строить жилые кварталы и обеспечивать их необходимыми службами и развлечениями. Если делать все правильно, то города будут расти и превращаться в огромные урбанистические титаны, покруче любого Лондона. Все это с юмором, довольно ярким визуальным стилем и приятным антуражем.

Alice: Madness Returns

Окровавленный нож в руках Алисы, лишь малая часть того, во что превратилась некогда детская и добрая сказка
Окровавленный нож в руках Алисы, лишь малая часть того, во что превратилась некогда детская и добрая сказка

«Алиса в стране чудес», Льюиса Кэрролла, в умелых руках Американа Макги превращается в жуткий ужастик с насилием и шизофренией. Викторианский стиль здесь представлен в нарочито мрачных, практически черно-белых, нуарных тонах, как антипод больной психике Алисы, где всё цветет и пахнет.

Алиса так и осталась упоротой на всю голову больной психопаткой, путешествующей по своим фантазиям и сходящей с ума еще больше (ее психика заменяет очки жизней). Она живет в приюте для сирот и ломает голову над причиной пожара, из-за которого когда-то погибли ее родители. Спустя 12 лет, она с доктором решается на сомнительный эксперимент — с помощью гипноза вернуться в день пожара и попробовать узнать причину катастрофы. Причину она не находит, да еще и попадает в Страну Чудес, а вернувшись в реальный мир — начинает видеть странные вещи

Это самый аркадный представитель списка, по большей части выполненный в 2.5D графике. Американ Макги наполнил свое творение психоделическими мотивами, депрессией, насилием и жестокостью, но и оставил мотивы той самой сказки Кэрролла. Хотя, детям показывать ее все же не стоит.

Dishonored

Страйдеры и Биг-Бен прилагаются
Страйдеры и Биг-Бен прилагаются

Одна из лучших игр 2011 года. Действие происходит в вымышленном мире, выполненном в стиле стимпанка и викторианской эпохи. Главный герой по имени Корво, приближенный императрицы, попал в центр государственного переворота. Его несправедливо обвиняют в свержении власти и объявляют вне закона. Теперь ему предстоит доказать непричастность к убийствам, а как — решайте сами.

Реализована неплохая боевая система и очень качественный стелс. Основной особенностью является живой мир: убиваете людей – их жрут крысы, распространяя по городу чуму. Чем больше трупов – тем больше крыс, чумы и соответственно, зомби на улицах. В других аспектах также ощущается «живость» происходящего. Например, когда идете по городу и видите, как солдаты скидывают в воду трупы, которые остались после ваших приключений. Еще здесь красивые добивания и магия. Да что рассказывать? Все знают Dishonored!

Thief

1998 год, скрытный парень в капюшоне. Кажется, Ubisoft можно упрекнуть в плагиате.
1998 год, скрытный парень в капюшоне. Кажется, Ubisoft можно упрекнуть в плагиате.

Симулятор вора, появившийся в конце девяностых. Dishonored, кстати, частично вдохновлена именно им. Действие происходит в неназванном городе, а протагонист является благородным бандитом. Серия отличается дико сложным игровым процессом, неубиваемыми противниками и реально страшными зомби. Несколько лет назад вышел не особо удачный римейк, который все же смотрится вполне неплохо, если воспринимать его как отдельное произведение.

The order 1886

Игра, отличившаяся хорошей графикой и... все
Игра, отличившаяся хорошей графикой и... все

Шестичасовой аттракцион, ничего не представляющий собой геймплейно, но с неплохой графикой и историей. Она рассказывает о рыцарях круглого стола, истребляющих всякую нечисть и питающихся черной водой, благодаря которой они и живут столетиями. Орден хоть и прогремел сполна, но говорить о нем нечего. Однокнопочный геймплей и однообразие, но зато хорошая графика и викторианский стиль.

Amnesia

-8

Еще один непохожий на остальные пункт в посте - интерактивный хоррор, сразу обе части. Амнезия создана умельцами всего страшного - студией Frictional Games, известной всем по серии Penumbra. Обе франшизы относятся к современному жанру страшных бродилок, где одинокий и беззащитный человек исследует жутковатые места, не имея возможности отбиваться от монстров, а лишь прятаться и убегать. Но, в отличие от разработчиков всяких Outlast'ов, понятие о страхе у Frictional уходит дальше чернухи и утрированного садизма. Обе части Амнезии психологичны и заставляют рассуждать о важных вещах.

Первая игра, The Dark Descent, посвящена истории лондонского археолога Дэниэла, добровольно стершего себе память из-за неких ужасных вещей, которые он натворил до этого. По ходу прохождения предстоит узнать что это за вещи и разобраться с их последствиями. Во второй части, A Machine for Pigs, которую Frictional лишь продюсировали, мы переносимся на 60 лет после событий первой части и исследуем жизнь предпринимателя Освальда, тоже совершившего нечто ужасное и лишившегося памяти.

Bloodborne

Таким Японцы представляют себе викторианский Лондон
Таким Японцы представляют себе викторианский Лондон

Японское творение от авторов незабвенной Dark Souls, которое обзавелось красивой графикой, еще более интересным игровым процессом и прекрасно проработанной атмосферой.

Если про Dark souls первым делом говорят, что это просто хардкор, то Bloodborne запомнилась еще и как стильная мясорубка с мерзкими тварями и действительно жутковатым окружением. Его завязка на первый взгляд проста – в некоем городе, похожем на Лондон, на свободу вылезли исчадия ада, с аппетитом пожирающие людей. Этим воспользовались охотники на нечисть, устроившие сафари прямо на местных улицах. Одним из таких охотников нам и придется управлять.

На самом деле, как и во всех 4 частях Souls серии, весь лор кроется в мелочах. Геймеры до сих пор разгадали не все загадки происходящего в Ярнаме, продолжая строить теории и предположения.

Assasin’s Creed Syndicate

Синдикат в свое время обещал стать самым революционной в серии, со времен второй части
Синдикат в свое время обещал стать самым революционной в серии, со времен второй части

Ассасины с тамплиерами все ближе подбираются к новейшему времени. Все уже забыли, что когда-то, эта серия рассказывала о крестовых походах и претендовала на историчность. Сейчас об этом вспоминать смешно, именно Syndicate в 2015 году обещала вернуть веру в серию. Спойлер - не вернула.

Эта часть рассказывала о Викторианском Лондоне, контролируемом тамплиерами. На борьбу с ними встали два ассасина — красивая сестра и харизматичный брат, по всем канонам времени имеющий при себе конус и трость. Вместе они объединяют под своим началом уличные банды туманного Альбиона и бьют злодеев.

Описывать геймплей юбисофтовской игры - дело неблагодарное, но с художественной части она вышла выше всяких похвал. Лондон здесь прекрасен, окружение очень аутентично, атмосфера не отпускает до самого конца, заставляя вас выполнять все триллионы второстепенных квестов и собирать бесконечное число коллекционных предметов. А в некоторых моментах вы даже попадете в начало XX века и познакомитесь с молодым Уинстоном Черчиллем.

Сюда можно еще было добавить массу исторических стратегий, игр про пиратов, всякие вестерны и квесты, но едва ли они позволят ощутить ту самую атмосферу, которую нам подарили Arcanum и Thief. Викторианская эпоха была одной из самых страшных и мрачных страниц в истории человечества, но она же подарила нам огромное количество великих людей и открытий, благодаря которым мир стал таким, каким он стал.

См. Также:

Античность в видеоиграх
ZEN One Originals1 июля 2022
Постсоветский постапокалипсис⁠⁠, часть 1
ZEN One Originals14 июня 2022
13 игр про средневековье (не фентези)
ZEN One Originals17 июня 2022

#подборкаигр #викторианскаяэпоха #видеоигра #arcanum #bloodborne #thief #dishonored #xixвек #19век