Ребенка пора отдавать в детский сад, а маме страшно. Она находится в постоянном напряжении. В голове мысли о том, что малыша могут садике обидеть дети или попадутся безразличные воспитатели. Он будет целый день скучать по маме и плакать.
Мама старается не показывать своих чувств малышу, но окружающие чувствуют ее тревогу. Она пытается поговорить о своей проблеме, но слышит в ответ:
– Не накручивай себя. Не бери это в голову. Все будет хорошо.
После таких разговоров может приходить облегчение, но ненадолго…
Давайте обсудим эту проблему.
С чего начать, если страшно отдавать ребенка в детский сад
Прежде всего, с анализа внутренней установки. Ответьте себе на вопрос: детский сад – это больше «хорошо» или больше «плохо».
Вы узнаете, позитивная или негативная оценка у вас складывается по отношению к данному понятию.
Раз мы говорим о проблеме родителя, которого тревожит детский сад, то наверняка и оценка у него негативная.
Теперь необходимо разобраться, в результате чего она сложилась.
Три наиболее распространенные причины.
1. Собственный негативный опыт посещения детского сада.
Вы помните детей, которые вас обижали, безразличных воспитателей. Есть воспоминание о том, как смотрели в окно, плакали и ждали маму.
Именно этот опыт не дает покоя и невольно проецируется на детсадовское будущее ребенка.
Как можно отработать ситуацию
Для того чтобы осознать, что ваш опыт двадцатилетней давности не обязан повторится здесь и сейчас для начала важно прочувствовать, что это было давно и многое с тех пор могло измениться.
Только наше сознание понимает такие понятия, как время и расстояние. Подсознание, куда вытесняются психотравмирующие ситуации, помнит событие так, будто это случилось только что.
Можно выполнить визуальное упражнение, позволяющее прочувствовать, что между давним событием и сегодняшним днем пролегли многие годы.
Представьте, что психотравмирующее событие (негативные впечатления от детского сада) – это отправная точка. Мысленно поставьте себя рядом с ней. Вы при этом такая, какая есть на сегодняшний день – взрослая сформировавшаяся личность.
Теперь представьте, что между этой отправной точкой и вами лёг длинный отрезок или, точнее, блок, состоящей из 365 кирпичиков (ведь именно столько дней в году). Блок этот приятного вам цвета. И, соответственно, на 365 шагов он отдаляет вас отправной точки.
За ним ложится еще один блок (такого же или другого приятного вам цвета) и в нем тоже 365 кирпичиков. Не спешите, укладываете блоки...Расстояние между отправной точкой и вами все более и более увеличивается. Прочувствуйте это. Затем еще один блок, и еще…
Где сейчас это отправная точка? Она очень далеко, возможно, даже скрылась с поля вашего зрения. Блоков много:15, 20 или 25...
Как только вы почувствуете, что результат достигнут, можно выйти из визуальной ситуации. Блоки отодвинули вас на очень значительное расстояние. Осмотритесь вокруг, где вы сейчас? Явно ведь не в том месте, где были в самом начале. Здесь может быть все по-другому. Почувствовали это?
На следующем этапе начните собирать текущую объективную информацию о том детском саде и той группе, куда пойдет ваш ребенок.
Моя сестра недавно отдала своего сыночка 2,5 лет в детский сад. Весной она разузнавала, кто из гуляющих во дворе детей ходит в этот садик, с кем сын попадает в одну группу. Поговорила с мамочками, которые сообщили ей информацию о воспитателях, о режиме дня, о проводимых мероприятиях.
Сбор информации позволил даже выяснить, что одна из воспитательниц – однокурсница нашего брата. Она потом выбрала дошкольное педагогическое направление. Брат сказал, что она спокойный, уравновешенный и творческий человек.
Большое количество собранных фактов позволило сестре принять взвешенное решение, Она отдала сына в группу к той самой знакомой воспитательнице. Мальчик легко адаптируется.
Теперь представьте, что не было бы этой предварительной работы и мама осталась на этапе непроработанных страхов. Она бы многого не знала о текущей ситуации.
2. Вы не знаете, что такое детский сад
У вас нет опыта дошкольного детства, но почему-то есть негативная оценка детского сада.
Подумайте, откуда она. Возможно, родители негативно относились к садику и не отдали вас, потому что «там делать нечего».
Еще возможный вариант: негативная оценка сложилась уже во взрослом возрасте. Источник – информация, которая проникает из СМИ и обсуждений ближайшего окружения.
Как взрослый рациональный человек, вы наверняка понимаете, что СМИ ищут сенсацию, а негативная информация воспринимается быстрее.
За последние двадцать лет с экранов приходилось периодически слышать о воспитателях
- связывающих руки детей скотчем,
- забывших детей на прогулочной площадке,
- унижающих малышей вплоть до физического рукоприкладства.
К сожалению, я сама не могу вспомнить ни одного позитивного случая из СМИ. А ведь большинство педагогических работников никогда не позволят себе унизиться до такого.
99,9% воспитателей – нормальные люди с человеческим достоинством, дорожащие своим рабочим местом и репутацией.
Чтобы избавить сознание от влияния мифов, важно понять, что вам нужна конкретная информация о том детском саде, куда будет ходить ваш ребенок.
Многие дошкольные учреждения устраивают дни открытых дверей или серию адаптационных занятий для будущих воспитанников.
Вы вправе прийти к заведующему и узнать информацию о педагогах, набирающих группы в этом учебном году.
Поинтересуйтесь, какой стаж у воспитателей, какие у них достижения, кто и когда имел нарекания.
Еще больше информации вам может дать старший воспитатель (должность соответствует завучу в школе) и педагог-психолог учреждения.
Если вас что-то насторожит, дальнейшее факты несложно выяснить в управлении образования или у родительского сообщества.
Сейчас все детские сады имеют страницы в соцсетях. Значит, несложно будет отыскать тех родителей, которые водят детей к нужному вам воспитателю, и переговорить с ними.
Важно помнить, что если родитель, с которым вы разговариваете, настроен крайне негативно, но при этом все время водил ребенка к данному педагогу, никуда не обращался, чтобы решить проблему, значит объективная ситуация не так страшна, как он описывает. Возможно, это просто сигнал о наличии невроза у самого родителя.
3. Вторичная выгода
Возможно, мать не хочет отдавать ребенка в детский сад, потому что это ей каким-либо образом выгодно.
Например, имеет возможность позволить себе не работать, когда у нее на руках ребенок, который никак не может привыкнуть к «плохому садику».
Или ей зачем-то нужно доказать окружающим, что она хорошая мать, которая не отдаст ребенка в чужие руки.
В этом случае важно быть честным с собой, осознавать свои истинные мотивы и помнить, что при вторичной выгоде и выигрыш тоже вторичный. Настоящие призы достаются тем, кто выбирает прямой путь.
Спасибо, что дочитали до конца. Ваш Психолог из детсада.
Еще об адаптации: