Я много раз и много где писал, что Until Dawn гениальна именно как жанровое произведение. Теперь я то же самое пишу про The Quarry — игра реально дотянулась до уровня «Дожить до рассвета». Но в комментариях люди часто вступают со мной в спор и начинают доказывать, что, например, Detroit Дэвида Кейджа на голову выше Until Dawn и The Quarry, потому что там история комплекснее, характеры героев развиваются и вообще. Как бы да, но нет. Поясню.
Жанровое произведение работает, собственно, в рамках чётко очерченного жанра с определённым набором особенностей
Оно не ставит целью завернуть глубокую мысль, что-то сказать или перевернуть. Цель жанрового произведения на поверхности — попасть в жанр, который годами стихийно или не очень формировался. Создать свойственную ему атмосферу и максимально качественно отработать его главные принципы. Всё остальное можно пустить под нож. И лучше это сделать! Мы же не будем критиковать Дойла за то, что у него Шерлок Холмс как личность особо не развивается? Мы в детективы о Холмсе приходим за другим.
В случае с The Quarry и Until Dawn наш жанр — подростковый слешер
Чего мы от него ждём? Таинственный атмосферы, резкого нарушения беззаботной жизни подростков маньяком или потусторонней силой, ярких и понятных архетипов, не менее понятных взаимоотношений между героями и, конечно, тайны над тайной. В хорошем слешере обязательно всё должно быть не так очевидно, как кажется на первый взгляд! Ну и крови с насилием, само собой. Это узкий, понятный жанр.
В The Quarry и Until Dawn всё это есть. Они написаны и срежиссированы так, что в процессе ты вроде и ловишь себя на мысли, что похожее уже видел, но в атмосферу залетаешь моментально. И даже интригу они в этих избитых рамках создают плотную.
Может показаться, что жанровое произведение легко написать — «методичка» же есть. На деле это сложнейшая работа — остаться в рамках, не превратившись при этом в безликую копию миллионов подобных произведений. Не быть слишком «дженерик», но и не превратиться в «мета». Я за свою жизнь десятки, а то и сотни слэшеров пересмотрел, но запомнились единицы — The Quarry и Until Dawn среди них.
Что же до сравнений с той же Detroit — да, написать научную фантастику сложнее, чем намеренно глуповатый ужастик
Но мы не затраченные силы оцениваем, а конечный результат. The Quarry — куда более целостное кино, чем любая игра Кейджа. Она среди других слешеров — среди лучших. А Detroit в общей массе похожей научной фантастики — максимум средненькая. А уж если Beyond: Two Soulsсравнивать со всем направлением блокбастерных мистических триллеров, то совсем беда получится — во многом именно из-за отчаянных попыток авторов игры делать «по-взрослому» и о чем-то глубоко высказываться, вместо того, чтобы работать с жанром.
Да, авторы The Quarry изначально выбрали более лёгкий путь. И правильно сделали — в своей нише они хороши. При всей моей любви к фантастике, между идеальным слешером и так себе сай-фаем я выберу первое. А мою рецензию на The Quarry можно прочитать на DTF.
Не забывайте подписываться на мой телеграм-канал и финансово поддерживать меня на Boosty, если вам нравится то, что я делаю.