Найти тему
Native-Like Fluency in English

Чему мы можем научиться у кошек. Или почему курсы английского не помогают достичь уровня native-like fluency

На видео ниже Мася принесла котятам кусок мяса и зовёт их попробовать. Хотя час назад они ели это мясо сами из миски. Последние дни Мася стала требовать натуральный корм (сухой ест только, если больше ничего нет), заглядывает во все тарелки и тащит из мусорки объедки. Удивительно, ведь ещё недавно кроме сухого корма ей ничего было не интересно. Я положила в очередной заказ фермерского мяса говяжье легкое для кошки. Недорогой субпродукт, и по объёму выходит много. Мася, конечно, обрадовалась😻

Я порезала легкое, положила в миску, они даже не доели. Теперь то, что осталось, она несёт детям, зовёт их и учит их есть эту еду. Сухой корм она так никуда не носила. Кусочки отварной курицы тоже. А это мясо уже несколько раз сегодня. Слева лежит ещё один ранее притащенный ей кусок.

Главная задача родителей - подготовить детей к самостоятельной жизни. Кошка как мама занимается именно этим: учит их есть и пить, учит их рычать и защищаться, учит их понимать, когда можно, а когда нельзя. Например, не кормит их сейчас по первому требованию, а зовет их, когда сама готова кормить. Учит просить еду, учит играть и общаться с другими кошками. Она ещё научила их бояться пылесоса, что было совершенно необязательно, но что есть, то есть. 😅

Родитель чувствует свою ответственность, готовя ребёнка ко взрослой жизни. Ни один родитель, наверное, не хочет сознательно привязать к себе ребёнка на всю жизнь и вырастить из него недееспособную и беспомощную особь. Бессознательно — может быть, т.к. в обществе есть упрёки в адрес взрослых детей, которые не имеют средств и возможностей жить отдельно, обеспечивать себя и приготовить себе еду. Дети выросли и не научились.

Я не представляю такую кошку, которая выросла и не научилась быть кошкой. Которая бы скупала книги на тему «как быть лучшей версией кошки», не зная, что именно ей надо делать сейчас. Кошки и животные всегда знают, слушая инстинкты и зов природы. Только люди идут на курсы «Что делать со своим ребёнком?» Мы, взрослые, ответственны за то, чтобы воспитать следующее поколение взрослых и здравомыслящих людей.

-2

Учитель тоже несёт эту ответственность. Любой родитель — тоже учитель, ребёнок учится прежде всего дома. Родителю при этом не нужно иметь педагогическое образование — ребёнок все равно научится тому, что видит.

Любой человек может быть психологом. Я говорю не про профессию психолога, но про роль. Мы видим себя в каждом, и обратная связь любого человека может стать тем самым нужным словом, делом или инсайтом, которого обычно ждут от психолога. Любой может быть учителем, но даже не знать о том, сколько уроков кому он сегодня преподал; мы все время учимся у других.

Любой из нас — учитель, даже без педагогического образования. Если человек хочет учиться, он идёт к тому, у кого оно есть. Профессиональные педагоги и целые школы должны лучше, чем кто-либо понимать, что они обучают не предмету, они обучают детей. Они готовят детей стать самостоятельными, то есть самостоятельно применять то, чему они их учат на уроках. Если они обучают взрослых, цель та же — помочь человеку освоить знания, которые он может применять самостоятельно в своих жизненных ситуациях, а не только на экзамене и в рамках академических ситуаций.

Обычные люди (где каждый — учитель сам) учатся у тех, кто должен быть профессиональным учителем, а те учат как раз отсутствию самостоятельности и неспособности действовать самостоятельно как социальной норме. Например, возьмём школу. Задача-минимум любого учителя в школе сегодня — чтобы дети освоили школьную программу и получили аттестат. Я не вижу никакой самостоятельности, потому что иметь репетитора почти по всем предметам — норма. Особенно по английскому, т.к. здесь чаще всего дела хуже всего. Детям непонятнее всего, чего от них хотят. Задача репетитора в 80% случаев - помочь справиться с школьной программой. С самых ранних лет детям показывают, что норма — это когда сами они не могут, не понимают, и не справляются. Придёт репетитор и объяснит домашку. Может, ещё и сделает ее за них. Без репетитора оценки сразу катятся вниз, т.е. БЕЗ него ребёнок беспомощен.

Этому же обучают и взрослых, причём с подросткового возраста. Люди ищут «репетитора» во всем. Люди уверены в существовании отдельного мира «экспертов», где живут профессионалы, которые могут профессионально принимать правильные решения в жизни других людей; нужно только достаточно зарабатывать, чтобы иметь возможность позволить себе их услуги.

Подростки не знают, какую профессию выбрать. Нужен эксперт по профориентации, т.к. родитель тоже чувствует себя беспомощным. Дети всегда ведут себя так, чтобы заставить родителей чувствовать себя точно так же; если родитель чувствует отчаяние и отсутствие всякого контроля, то ребёнок, возможно, чувствует себя аналогично — его злит, что он ничего не контролирует, ничего не решает, и не знает, как это делать.

Взрослый, скажем, не знает, какую работу выбрать. Он не ищет решение внутри себя. Он верит, что нужен карьерный коуч.

Человек чувствует себя вяло, нет энергии. Он не ищет решение внутри. Он верит каждому совету блогера, который рекламирует БАДы для повышения уровня энергии и скупает их все по заветному промокоду. Человек уверен, что кто-то знает лучше.

Или, например, человек не знает, куда пойти учиться. Он редко слушает себя, он слушает рекламу и идёт туда, где громче зовут, или где больше отзывов.

Культура личного бренда и продвижения экспертов под благими намерениями «проявить миру настоящих экспертов» и нанести всему траффику сразу большую пользу, принесла много вреда.
Люди отучаются от любви к труду. К посильному труду. Они верят, что достаточно иметь много подписчиков.
Люди отучаются верить себе. Они ищут экспертов в том, как должен выглядеть их дом, их гардероб, их дети. Экспертов по здоровью, по красоте, по поиску работы, по дисциплине, по воспитанию детей, по формированию желаний, по здравому смыслу…
-3

Люди становятся инертными и несамостоятельными, отдавая управление собой в руки других. Это происходит ещё и потому, что многие честно пытались сами, но у них много раз не получалось. Это как раз боль поколения миллениалов, в которую бьют те, кто продаёт им «20 лет знаний в 20 уроках».

Звучит это так: «Я делал ерунду и безуспешно. 20 лет. Все мои усилия были напрасны. Пока я не нашёл секрет. И тебе я этот секрет расскажу не за 20 тысяч долларов, которые я сам потратил на обучение, а всего за тысячу долларов. Учись на моих ошибках! Это почти бесплатно».

И людям откликается, потому что они действительно что-то много и долго делали на работе, на которую они уговаривали себя ходить, чтобы иметь хорошую жизнь, не имея в итоге ни хорошей жизни, ни любимой работы. Люди шли учиться в университет, потому что родители настаивали на важности высшего образования. Мы знаем, что больше половины людей этого поколения не работают по специальности и считают, что бесполезно потратили время. Когда люди много делают и вкладывают, но не получают отдачи в виде реализации своих желаний, люди несут свои желания другим и вкладывают деньги, время и ресурсы в тех других «экспертов», которые теперь должны нести ответственность за то, чтобы все получилось.

Однако, по сути, нежелание делать самостоятельно продиктовано злостью, что раньше никогда не получалось. Злость, разочарование, отсутствие веры себе и понимания себя — эта «боль» продвигает индустрию «экспертов» любого аспекта жизни.

Опасность в том, что стандарты «экспертности» катастрофически снижаются. Навык делать красивые видео или сайты с предложением своих услуг ценятся порой выше, чем сам уровень компетенций в определённой области.

Все «эксперты» сегодня создают «образовательные продукты», то есть заявляют, что обучают и уже обучили десятки тысяч людей. Если обучать — это готовить ученика к самостоятельному путешествию (обучаются всегда те, кому не хватает знаний и навыков), то почти все образовательные продукты сегодня (неважно, онлайн или офлайн) не решают этой задачи. Наоборот, они транслируют, что без них ты беспомощен.

Ты должен закончить курс, и под восторженные аплодисменты других участников (и свои), получить сертификат об обучении, пойти домой и ничего не делать … До тех пор, пока тебя не накроет осознание, что ты все забыл и не помнишь, как это. Не умеешь, а должен, ты ведь прошёл обучение. Затем ты должен снова пойти на тот же курс, чтобы вспомнить, закрепить, снова получить порцию уверенности. Так, например, происходит со многими студентами, которые снова и снова проходят ступень Elementary English или Pre-Intermediate English. После 4-6 месяцев перерыва в занятиях они понимают, что опять забыли, когда используется present perfect, а когда past simple, и снова идут на тот же уровень вспоминать. Себе они говорят, что идут «учиться».

«Учиться» в обществе - это процесс, который должен закончиться. Когда кто-то говорит: «Я учу английский» или «Я учусь на маркетолога», им задают логичный вопрос: «Сколько тебе ещё осталось учиться?»
Возможно, поэтому так раздражает фраза «Я уже 20 лет учу английский» тех, кто ее произносит, потому что обучение не должно быть таким долгим. Другое дело, что человек сам не видит, что в его жизни не было 20 лет непрерывного обучения, но говорит себе обратное.

«Тренироваться» и «практиковать» имеет другое значение. Здесь больше осознанного выбора. Человек сознательно выбирает практику и посвящает ей своё время. 20 лет практики - это выбор. Редко какой эксперт или какая школа готовит к самостоятельной практике.

-4

В основном, готовят начать или закончить курс. Чтобы начать — надо заплатить. Чтобы закончить — надо сдать экзамен. А дальше — как хочешь. Самостоятельно применять то, чему человек обучался, человек оказывается не готов, потому что «учился», но не «тренировался» в жизни.

Здесь «эксперты» некомпетентны — за пределами создания онлайн-продукта. Другими словами, они некомпетентны в непосредственной работе с людьми. Вернуть человеку веру в свою самостоятельность или воспитать эту веру — редчайшая компетенция. Таким учителям не нужны продающие лендинги. Их знают. Их находят. Их ждут.

Обучение можно считать успешным не когда больше 80% «заканчивают» курс, а когда люди могут уверенно и самостоятельно применять то, чему научились. Для этого нужно много практики и навык эту практику самостоятельно организовывать.

f you already speak good English but your goal is Native-Like fluency, you’re welcome to join our Community of Practice and connect with other curious and daring learners. Unlock dozens of creative exercises that focus on developing cognitive skills in a foreign language and help you build a deliberate practice routine to attain better fluency. No credit card is required to begin. Start your free trial today

#natalia tokar #native-like fluency #upskillme #наталья токарь