Еще до того как попасть в кружок Натальи Сухостав, Олег Табаков стал самостоятельно приобщаться к театру. Театральное дело в Саратове развивалось с начала XIX века, а к 1940-м годам здесь работали несколько театров. К тому же в 1942 году в Саратов был эвакуирован МХАТ. Впрочем, воспоминания об этом у Табакова скупы:
«Меня повели на „Кремлевские куранты“. Я заснул и проснулся только тогда, когда Борис Николаевич Ливанов, игравший матроса Рыбакова, закричал что-то зычным голосом. Больше никого не помню. Даже Ленина».
Немало воспоминаний у него связано с Театром имени Карла Маркса и ТЮЗом, причем последний он выделял особо:
«Поначалу мне казалось, что этот театр не имеет ко мне никакого отношения… А потом я посмотрел в ТЮЗе спектакль по пьесе Розова „Ее друзья“. Вроде сентиментальная история, как ослепшую девочку поддерживают одноклассники. И вдруг я неожиданно почувствовал, что все происходящее на сцене имеет отношение ко мне. Тогда я впервые понял, что театр рассказывает о жизни».
Драматург Виктор Розов займет особое место в жизни Табакова: актер сыграет многих розовских героев, причем в разные периоды жизни, а также не раз как режиссер поставит его «Обыкновенную историю».
Розов, Володин и Вампилов. Драматурги — современники Табакова, которых он обожал и высоко ценил. Неспроста во дворе театра, им основанного, стоят памятники этим трем литераторам.
Если во время своей первой встречи с Художественным театром Табаков благополучно уснул, то в следующий раз — в ходе короткого визита в Москву — он был потрясен «Тремя сестрами», поставленными В.И. НемировичемДанченко. Молодой человек сидел три часа и не мог сдержать слез… Окончив среднюю школу, он засобирался в Москву — поступать в Школу-студию МХАТ. С подножки отходящего в столицу поезда Табаков сообщил провожающим: «Я уезжаю учиться на тракториста!»
На вступительном экзамене я читал… кусок из романа Степана Злобина «Степан Разин». Мне безумно нравилось кричать: «Сарынь на кичку!»
В 1953 году Табаков поступил на курс народного артиста СССР Василия Осиповича Топоркова. В 1919–1927 годах тот работал в Театре Корша, а затем перешел в труппу МХАТа, где, в частности, сыграл Чичикова в спектакле К.С. Станиславского.
«Василий Осипович был чародеем. Актерским мастерством владел магически, подлинные фокусы показывал. Конечно, это были не карточные трюки и не иллюзии, а, скорее, сеансы массового гипноза. Когда он приходил в отчаяние от нашей тупости и бездарности, то начинал вдруг что-то делать сам. Читать басни. Или однажды на репетиции „Ревизора“ стал декламировать „Вечера на хуторе близ Диканьки“. Меня тогда посетила настоящая галлюцинация: перед глазами поплыли горы дынь, арбузов, возникли запахи… Это было видение, мираж. Чудо».
Его однокурсниками стали Евгений Урбанский, Майя Менглет, Валентин Гафт. Дружбу с последним Табаков пронес через всю жизнь.
Филипп Резников, «Театральный подвал» №88 (апрель 2018).
Также читайте на нашем канале:
Олег Табаков. Детство и юношеские годы
Отрывок из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь» о Владимире Машкове
Первый спектакль, сыгранный в Подвале