Найти тему

Гиперборейцы глазами народоведа Фридриха Ратцеля (окончание)

На лестнице опрятности большинство гиперборейцев должно занять низкую ступень. Это не нуждается в дальнейшем объяснении ввиду климатических условий, требующих тёплого платья и тесного сожительства. С этим фактором привыкли считаться и в суждениях о цвете кожи вследствие сообщения Миддендорфа, что он не узнал одной самоедки после того, как она вымылась. Наименьшей опрятностью отличаются, по-видимому, оленные кочевники северной Азии, тесный шалаш которых наполнен копотью очага; напротив, лица, видевшие ламутов на Колыме, хвалят их опрятность.

Острота чувств у гиперборейцев прославляется очень многими. Миддендорф называет чувства тунгусов хорошо развитыми, особенно зрение; зато он находил у них почти невероятное отсутствие способности различать родственные цвета, как, напр., жёлтый, зелёный и голубой; только самые яркие оттенки этих цветов они могли распознать после долгого обдумывания. Все тёмные цвета совпадают у них с чёрным. Это не противоречит результату цветовых испытаний у лопарей, который показал, что чувство цвета у них достаточно развито, но словарь их недостаточно богат обозначениями их. Кирхгоф отмечает только богатство обозначений оттенков бурого и серого цвета оленей у самоедов.

По Миддендорфу, большинство тунгусов в состоянии начертить на песке или на снегу совершенно точные карты, указывающие дорогу или течение рек. Умственная даровитость гиперборейцев не может считаться низкой; природа их местообитаний действует в этом случае возбуждающим образом, ставя им задачи более трудные, чем какому- ибо другому народу. Получается впечатление, будто гиперборейцы принадлежат даже к наиболее умственно оживлённым диким народам. Обыкновенно говорят, что луна лежит в основе времясчисления чукчей, якутов и друг., но это не вполне верно: они обозначают по положению солнца около известной скалы, горы и т.п. летнее, а живущие по сю сторону полярного круга — и зимнее солнцестояние. Луна в этих определениях стоит уже на втором плане. В светлые ночи в середине лета почти не удаётся наблюдать луну и поэтому тогда обращаются к высоте солнца; различие определяется также ростом животных и растений. Береговые жители делят, как большинство эскимосов, день по приливу и отливу, а ночь по расположению известных светил. Их более развитые космические и географические представления имеют вполне мифологический характер; но об этом будет сказано, когда мы коснёмся их религии.

-2

Музыкальных инструментов у них немного. У них есть барабаны или, лучше сказать, бубны грубой работы, в которые бьют во время пляски. Трещотки из оленьих зубов, челюсти соболя и копыта козули вешаются для успокоения, а может быть, и в качестве амулета, у колыбели детей тунгусов. Песни, прославляющие подвиги предков и героев, возвращение солнца и т.п., поются в особенности в летнее время: один поёт с аккомпанементом барабана строфу, а хор подтягивает заключение её. У лопарей всё ещё живое народное творчество воспевает все события деревни или стоянки и превращает их в песни или в фантастические рассказы.

Фридрих Ратцель. Народоведение. — СПб: типография товарищества «Просвещение», 1902. — Первый том. — сс. 674–675.