Найти тему
Территория речи

Почему ребенок не говорит? 4 составляющие, необходимые для произнесения слова

Родители часто задают вопрос: "Мой ребенок может повторить отдельные слоги и звуки, но дальше дело не идет, он не складывает слоги в слова, называет предметы одним слогом, например, "ба!" - вместо труба или "то" - вместо "стол".

Как продвинуть речь ребенка вперед?

В рамках методики "Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи" мы обучаем специалистов и родителей справляться с этой проблемой.

Для того, чтобы правильно работать с нарушением слоговой структуры слова, важно понимать, из каких отдельных задач состоит навык правильного произнесения слова.

Занятие в логопедическом центре "Территория речи"
Занятие в логопедическом центре "Территория речи"

4 составляющие, необходимые для произнесения слова:

  1. Нужно уметь верно подбирать движение, для каждого конкретного звука.

Если у ребенка нет понимания, какое именно движение ему нужно сделать, чтобы получился тот или другой звук, и чем эти движения отличаются друг от друга, он не будет произвольно произносить звуки. А те звуки, которые ученик не способен произнести, он, соответственно, не сможет и включать в состав слова.

Как помочь: подбирайте специфический жест и игру для каждого согласного звука, побуждая малыша сначала выполнять действие с предметом, потом показывать жест, а затем повторять и звук. Постепенно добавляйте к согласным, которые малыш произносит, вариации гласных звуков, побуждая его повторять простые слоги. Максимально уберите подсказки, чтобы малыш мог на память определить, "как играют" с тем или иным предметом, показывая жест и произнося звук.

2. Нужно уметь различать между собой звуки на слух.

Для того, чтобы расставить звуки в нужном порядке, важно четко определять отличия между ними, например, понимать, чем звук [П] отличается от звука [Б]. Тогда в нужном месте слова ребенок будет безошибочно вставлять правильный звук.

Как помочь: перемежать игры с произнесения звуков с жестовыми играми на "поиск" звуков. К примеру, раскидать по ковру два вида игрушек - кубики для звука [К] и гвоздики для звука [Т]. Попросить ребенка собрать игрушки в две корзинки, ориентируясь на ваши звуковые инструкции.

Попросите его: принеси [Т], а теперь [К]. Если малышу не удается выполнять задание только со слуха, научите его подбирать необходимый жест к звуку, который он слышит, и уже после этого находить игрушку. Так он сможет как бы "щупать" входящий звуковой поток руками и лучше концентрироваться на том, что слышит. Начинайте с разных по звучанию согласных, таких как [П] и [Ш], постепенно переходя к близким фонемам, таким как [Ж] и [Ш].

3. Нужно владеть навыком двигательного переключения с одного слога на другой.

Взрослым кажется вполне естественным произносить длинные слова, фразы и тексты, ловко чередуя между собой слоги, распределяя дыхание. Однако малыш осваивает двигательный рисунок слова с нуля, и часто ему, как взрослому при освоении сложной хореографии, нужно многократно повторить "связки" движений внутри слова, прежде чем навык станет автоматическим.

Как помочь: "выложите" перед ребенком схему слова, используя специфические предметы, которые обозначают тот или иной звук. Например, для слова "каша" это будет последовательность из кубика (звук [К]) и шарика (звук [Ш]). Всего в схематическом ряду может быть 6-7 повторов одного слова. Попросите малыша показывать пальцем на предмет и называть звуки, с которыми мы играем с выложенными объектами.

В конце ряда приготовьте одноименную игрушку или предмет, например, кашу или кофе, чтобы малыш, многократно отработав переключение со слога на слог, увидел, что именно он назвал.

4. Нужно слышать мелодию и ритм слова, чтобы объединить несколько слогов в правильный ритмический рисунок.

У слова мо-ло-ко есть четкая произносительная мелодия, такая же мелодия есть у каждого слова.

Чтобы малыш организовал доступные слоги в произносительную последовательность, он должен слышать и удерживать ритм и мелодию конкретного слова, и не путать его с другим. Мелодию можно назвать ниточкой, на которую нанизываются отдельные бусинки-слоги, образуя гирлянды слов, предложений, текстов.

Как помочь: простукивайте с ребенком простые и более сложные ритмы, танцуйте под песенки и ритмичные мелодии, повторяйте связки из нескольких крупных движений под музыку, развивая ритмическое чутье у малыша.

А чтобы избежать "рубленой" речи по слогам, можно также пропевать слово на простую мелодию, сопровождая пение жестом для каждого согласного звука.

🎁 🎁 🎁 Хотите БЕСПЛАТНО получить файл с играми "12+1 игра для вызывания звуков" от Татьяны Грузиновой? Некоторые из этих игр упоминались выше.

Переходите по ссылке и на открывшейся странице выбирайте мессенджер, в который вы бы хотели его получить - мы вам его туда вышлем :)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц