Поделюсь личным лайфхаком относительно того, как я развиваю устные навыки владения эстонским (за последний год получилось дойти до C2.1, если интересно, как учат языки, в отношении которых вообще с учебниками "никак", то можете почитать мой второй блог - там заметки про то, как растить словарный запас через чтение художки, когда с грамматикой вроде бы разобрался) и английским (c этим языком уже более 20 лет С2.2, выше просто нет, не замерить, образование получено на английском, но это не означает, что после этого кто-то двадцать лет дурака валял - после вуза жизнь только начинается обычно, и словарный запас растёт всю жизнь), немецким (тут B1 в прошлом году был завершён) в условиях "есть возможность поговорить исключительно с зеркалом" - то есть как разговаривать во внеурочное время.
Если нужно научиться отвечать на вопросы, то оптимально сделать следующее
1. Подготовительная работа - узнать, как это делают другие (послушать, почитать, и т.п., в том числе ради идей, что говоррить)
1.1 Если вы занимаетесь по учебнику, то прочитать образцы ответов и выполнить подготовительные задания в учебнике (если они есть, в том числе послушать образцы диалогов, выписать или сразу заучить оттуда полезные выражения по теме, зафиксировать идеи, что можно сказать и алгоритмы ответов, если они вообще там есть, чаще в учебниках их нет, но об этом в другой раз) - в общем, взять от учебника то, что можно, после чего перейти к вопросам
1.2 Если в учебнике грустно всё с примерами, то ... позадавать все эти же вопросы ... на русском (или любом другом понятном собеседникам языке) своему ближайшему окружению: понаблюдать за тем, что люди говорят (структура ответа, какие примеры приводят, называют ли причины, если "да", то какие, сами позадавайте им вопросы уровня "а почему", т.е. покопайте "вглубь")
1.3 Если вы ходите на уроки английского в группе, то скорее всего вы будете обсуждать ответы на вопросы в классе - обязательно активно поучаствуйте, попросите учителя подсказать вам, как сказать разное, что вы точно не знаете, скорее всего вам исправят какие-то ошибки - законспектируйте.
Для многих людей это и было практикой говорения. А на самом деле это только подготовительная работа была.
2. Далее вам потребуется диктофон в телефоне (в яблофонах это программа voice memos), но если её нет, то можно в интернете открыть сайт www.vocaroo.com и, ничего не устанавливая, там записать себя, ссылку на запись отправить себе на почту или сохранить себе под замок в пост куда-то в соцсетях (с миром делиться необязательно)
КАК и когда отвечать (под запись на диктофон без учителя) - пошагово
После выполнения всей подготовительной работы у вас будут идеи, что говорить и какие-то заметки по допущенным ошибкам: базовая шпаргалка, с помощью которой можно уже выходить на следующий уровень.
Если уроков нет, то ничего страшного просто смотрите на вопросы и пишете себе шпаргалку из ключевых слов и идей про то, что говорить - НИ в коем случае НЕ делаете это (не пишете на данном этапе) в формате полных предложений, а то будет медвежья услуга себе любимому - говорения не получится, будет чтение с несвойственной говорению интонацией, ритмом и прочим нехорошим).
Далее поэтапно делаете следующее (включив диктофон)
2 читаете вопрос вслух
3 отвечаете на вопрос (подглядывая в шпаргалку, но не усердствуя с этим)
4 повторяете 2.1 и 2.2 для всех остальных вопросов
5 слушаете себя - если не нравится, вносите коррективы в шпаргалку, повторяете 2.1 - 2.3, если всё ок, переходите к 2.5
6 записываете текстом (печатаете) всё, что вы наговорили в пп. 2.1-2.3, это называется "транскрибация"
7 далее, если вы занимаетесь с учителем, можно отправить учителю аудио и текст (транскрибацию) аудиозаписи на анализ и подготовку на их основе задания "найди и исправь ошибку".
Если учителя нет, то занимаетесь этим же самым самостоятельно. Базовые ляпы вы вполне найдёте сами, равно как и сможете устранить неловкие паузы в речи от "забыл(а), что говорить" и добавить идей - с повторами всё обрастает детальками и скоростью (темпом).
БОНУС ДЛЯ ДОЧИТАВШИХ
Каким должны быть ответы на "самые обычные вопросы", чтобы получить от практики ответов максимальную пользу?
1. Нужно на каждый вопрос стараться ответить минимально в трёх предложениях.
Если есть, что сказать, можно говорить больше, но не перебарщивать, исходите из того, что ответ от должен быть сильно меньше 15-20 секунд и не должен сильно превышать 1-1.5 минуты, иначе говоря от 15 до 90 секунд - оптимально.
Коротенькое предложение занимает (с дыханием) от 4-7 секунд, а распространённое, состоящие из нескольких простых - может и почти минуту занять (у тех, чей уровень уже довольно высокий). Лучше не говорить "нескончаемыми предложениями" - собеседникам так трудно уследить за полётом вашей мысли.
Когда вы начнёте записывать и слушать себя, отметьте себе, не говорите ли вы ОДНО предложение (замерьте на интерес, сколько секунд оно занимает), вставляя тут и там cоюз AND. Если вдруг такая проблема обнаружится, то обязательно сообщите вашему преподавателю об этом - вам потребуется работать над улучшением структуры ответов, такими аспектами речи, как cohesion and coherence.
2. Для того, чтобы говорить по несколько предложений так, чтобы собеседнику было вас легко и интересно слушать, нужно приводить примеры, называть причины, сравнивать (это к вопросу о разговорных стратегиях), перечислять, сигнализировать собеседнику словесно о завершении ответа. То есть применять разговорные стратегии.
Это потребует использования в речи таких фраз, как, например:
- The main reason is that ... - Основная причина заключается в том, что ...
- Let me explain what I mean. - Поясню, что я имею в виду.
- Another thing is that ... - Ещё есть такой момент, что ...
- Compared with .... - По сравнению с ...
- Unlike ... - В отличие от ...
- And that's it, I guess. - И это, в общем-то, всё.
Говорение улучшаться начинает, не когда говоришь, а когда поговорил, и уже после этого сам себя ещё раз контрольно записываешь и отвечаешь на те же самые уже обсуждённые вопросы, плюс пишешь транкрибацию того, что сам говоришь.
В процессе анализа записи ответов станет ясно,
1. чего не хватает - вводных фраз и стурктуры, идей, словарного запаса
2. или же проблема в каких-то ошибках.
Если знаешь, что не так - можно исправить и улучшить.
PS Естественно, так не нужно делать со всеми вопросами, только критически важными контрольными, зачётными по изучаемой теме.