Мало кто знает, что у пассажирских самолётов есть своя складная мини ветровая турбина, которая похожа на небольшой пропеллер. Её можно увидеть достаточно редко, потому что этот механизм относится к категории дублирующих систем воздушного судна, которые повышают безопасность авиаперелётов.
И тем не менее, бывают случаи, когда самолёт заходит на посадку, и с земли видно, что под фюзеляжем у него крутится нечто, похожее на маленький пропеллер:
И это довольно странно, ведь самолёт реактивный, так зачем же ему ещё и ветротурбина?
Обычно это устройство спрятано под обшивку за открывающимся лючком для уменьшения сопротивления воздуху. И поэтому место его нахождения на фюзеляже довольно сложно обнаружить, если не знаешь, где оно должно быть.
Но если его активировать из кабины пилотов, то лючок откроется, и этот странного вида пропеллер появится:
Нужна это мини ветротурбина для того, чтобы её лопасти раскручивались от набегающего потока воздуха.
И всё дело в том, что гидравлическая система пассажирского самолёта - это очень важная часть управления воздушным судном. Причём она настолько важная, что её продублировали аж трижды. Это значит, что в каждом пассажирском самолёте есть три независимые гидросистемы, которые управляют одними и теми же элементами планера, таким как: закрылки, элероны, рули высоты, руль направления, и прочие спойлеры и предкрылки.
Всё это приводится в действие гидравликой. Это значит, что если в гидросистеме произойдёт неисправность, например масляный насос выйдет из строя, то самолётом фактически будет невозможно управлять, причём при работающих двигателях.
Итак, пройдёмся по каждой из трёх гидролиний.
Они различаются по цветам (зелёная, синяя, жёлтая), и их гидронасосы приводятся в действие различными способами.
Так в нормальном состоянии гидронасосы обычно вращаются самими же авиационными двигателями. Однако если в этой системе передачи мощности от двигателя к насосу что-то выйдет из строя, то эта линия будет отключена, и включится резервная.
Резервная приводится в действие электрическими гидронасосами, которые запитываются от вспомогательной силовой установки. Этот такой небольшой реактивный двигатель в хвосте самолёта, он турбовальный, и его выходной вал свободной турбины через редуктор вращает электрогенератор. Вот этот электрогенератор и питает электромоторы гидронасосов.
Но и эта резервная система может поломаться.
На этот случай авиаконструкторы придумали прокладывать ещё и третью гидравлическую линию. И разумеется сразу же встал вопрос: как бы так позаковыристее вращать гидронасос, чтобы все... удивились?
Точно! Ветротурбина!
Этот складной пропеллер с лопастями изменяемого шага от набегающего потока воздуха крутит небольшой гидронасос. Его мощность варьируется в зависимости от скорости и шага винта от 1 до 5 кВт. Этого вполне достаточно, чтобы третья по счёту гидролиния ожила, в ней появилось давление, и исполнительные гидроцилиндры с поршнями могли эффективно отклонять механизацию крыла и все прочие подвижные элементы планера.
Также нужно отметить, что порой эти ветротурбины крепятся не в фюзеляж, а в утолщения крыла. Наверняка вы замечали, что под крыльями самолёта чего только нет. Так вот именно в них зачастую и размещают подобного рода системы. На общем фото и в его приближении видны створки в закрытом состоянии, под которыми и скрывается одна из таких ветротурбин. Иногда на одном воздушном судне ставят по две такие ветротурбины.