Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Называть священника отцом

  • «С какого времени появилась традиция называть священника отцом, а также целование руки? Что вкладывается в понятие ʺотецʺ для священника? Возможно ли называть уважительно по имени того или иного священника без добавления ʺотецʺ? Если священник молод, не будет ли для него искушением из простого человека сразу стать отцом после рукоположения для тех, кто старше его? ʺОтецʺ как-то больше подходит человеку в годах, с наличием опыта, знания, мудрости, участия в жизни. Зачастую священник действует как чиновник от Бога. Служит в храме, выполняет ряд действий, обрядов и, к сожалению, мало участвует в просвещении паствы или в жизни того или иного человека. Понятно, что усталость сказывается от продолжительных служб, но все-таки ʺотецʺ ― громко сказано.
    Если эта традиция кем-то надумана и не имеет серьезного основания для того, чтобы молодого человека называть отцом, то нельзя ли было изначально установить правила, что статус высокого звания ʺотецʺ надо заслужить и по достижении определенного возраста, например, пятидесяти лет, получить. А до достижения этого возраста называть по имени-отчеству. В противном случае слово ʺотецʺ просто превращается в приставку и низводит это звание в ничто. Вот такие мысли».

Обращение «отец» пошло сразу же. Может быть, не называли прямо со времен апостолов всех священнослужителей отцами, но довольно быстро это стало так. Почему? Потому что сам апостол называет чадами тех, кого он просветил: «дети мои» (Гал. 4:19). Апостол Павел пишет в своих посланиях к тем христианам, которых он просветил верой Христовой: «Я родил вас во Христе Иисусе» (1 Кор. 4:15). «Я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19). Он их вновь и вновь как бы духовно рождает. Поэтому понятию «духовный отец» столько же времени, сколько и христианству. Оформилось это в конкретное проявление, может быть, чуть позже. Но ему лет столько же, сколько и христианству.

Что вкладывается в смысл слова «отец» для священника? Как-то мне один старый священник сказал, что в таинстве священства, то есть тогда, когда священник становится таковым, когда происходит хиротония, ему дается дар от Бога ― отцовское сердце к своей пастве. А епископу ― материнское сердце. Поэтому епископ на груди носит не крест наперстный, а панагию, Богородицу. И как один из даров ему дается материнское сердце по отношению к своей пастве, потому что много-много чего нужно пережить. Именно любовь, отцовская и материнская, дает возможность все эти трудности как-то преодолеть.

Вы здесь абсолютно правильно говорите о том, что это нужно как-то заслужить. Это дар, который нужно еще раскрыть. Священнику нужно время, чтобы он сформировался. Чтобы как зерно, падшее в землю, проросло, пустило корни, потом дало плоды. Как дар, это дается с самого начала, но не факт, что это прорастет. В душе иного так, к сожалению, не происходит, потому что подавляется терниями. Сами знаете по притче «Вышел сеятель сеять» (Лк. 8:4-8). Тут то же происходит: где-то птицы поклевали, где-то каменистая почва, у кого как. Так что этим дарованиям действительно нужно время, чтобы как-то проявиться. Не так, что человек из-под омофора вышел и тут же стал тем, кем он должен быть. Такие чудеса тоже бывали, но это не так часто происходит. Чаще такое проявляется со временем.

Возможно ли называть уважительно по имени того или иного священника без приставки «отец»? Почему нет? По имени-отчеству можете называть. Я по себе скажу. Я на приход приехал молодым человеком. Мне двадцать три года было. Понятно, что совершенно молоденький, ничего из себя не представляю. А люди тут и пожилые, и всяких возрастов. Некоторые называли по имени-отчеству, некоторые даже до сих пор продолжают так называть. Ничего, я ни в коем случае не обижаюсь. Если Вы будете так обращаться, я думаю, священник это переживет как-нибудь. Ему для смирения полезно. До поры до времени по отношению к молодому священнику слово «отец» ― это формальность, чисто приставка. Конечно, до духовного отца надо вырасти и заслужить это звание.

Насчет усталости от продолжительных служб… Я сразу вспоминаю отца Иоанна Кронштадтского, который каждый день литургисал. И только благодаря этому у него были силы на все остальное. Потому что в богослужении, в молитве, в Причастии ты, наоборот, находишь силы. Такая мотивация, что я от богослужения устал, и поэтому у меня на все остальное сил нет, как-то для священника не к лицу. Меня это как-то смущает. Чисто физическая усталость ― это одно, но на то, чтобы поговорить с человеком, нужна не столько физическая сила, сколько духовная. А молитва, наоборот, должна придавать силы человеку.

По поводу того, что заслужить звание «отец» после определенного возраста и в пятьдесят лет как-то формализовать все это. Почему в пятьдесят? Почему не в пятьдесят пять? Или почему не в сорок? Для некоторых и в пятьдесят тоже неприемлемо. Надо, как минимум, лет в семьдесят. Так что здесь формализовывать это до такой степени я бы не стал. До какого-то времени чистая формальность ― обращение «отец Иоанн», «отец Николай», «отец Василий». А потом это уже становится действительно не формальностью, а реальностью. Правда, происходит это очень медленно.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.