Материал является продолжением статьи о малоизвестных памятниках Ярославля
Церковь Спаса Нерукотворного в Иванькове, 1779 г.
Интересный памятник XVIII века находится на полпути между центром города и Норским посадом. Речь о храме Спаса Нерукотворного в бывшем селе Иваньково (ныне ул. 4-я Иваньковская ул., д. 54 в Дзержинском р-не Ярославля).
Облик храма строг и лаконичен: сильно вытянутый вверх четверик украшен единственным пояском городчатого поребрика. Но именно предельный лаконизм является здесь главным выразительным средством.
Чистые, подобно убрусу (полотенцу) Нерукотворного Спаса, плоскости стен подчеркивают выверенные пропорции строения.
Поздняя колокольня (2-й пол. 19 в.), напротив, отчасти подавляет храм своей массивностью. Но, надо признать, именно она живописно перекликается с ансамблем Толгского монастыря, стоящем на другом берегу Волги.
Нужно отдать должное реставраторам, воскресившим храм из небытия. В лихие 1990-е он представлял собой руины, зияющие пустыми провалами окон, с грудами мусора и битого кирпича под ногами. А сейчас церковь вновь красуется в зеленой Иваньковской роще, осеняя окрестности золотыми крестами
Крестобогородская церковь в Крестах, 1760 г.
Этот храм первым встречает вас на въезде в Ярославль со стороны Московского шоссе. Здесь, в самой высокой точке города, в 1655 году по указу митрополита Ионы Сысоевича «для сохранения» населения от морового поветрия был возведен 3-х метровый поклонный крест.
Место преклонения, названное «Крестами», постепенно обрело народное признание: позже здесь была устроена часовня, а затем деревянная церковь. Странники непременно совершали «в Крестах» молитву: завершая ли дальний путь, или наоборот, отправляясь в дорогу.
В 1760 году по завещанию богатейшего ярославского промышленника Дмитрия Затрапезнова (1703-1756) на поклонной горе была воздвигнута каменная церковь, названная Крестобогородской.
Удивительно, что двумя десятилетиями ранее Затрапезновы, убежденные сторонники петровских реформ, возвели на территории основанной ими Большой Ярославской мануфактуры Петропавловский храм (1742 г.), представляющий собой яркий образец новой архитектуры. (О нем мы уже рассказывали на нашем канале)
И вот теперь, по прошествии порядочного времени, ярославский олигарх вдруг проникся образами старины, выступив заказчиком храма, выдержанного в патриархальных древнерусских традициях. Несмотря на поздние пристройки, в основе его четко рисуется архитектурный тип «кораблём».
Быть может, на склоне лет Дмитрий Затрапезнов разуверился в петровских реформах? Вряд ли. Скорее, он просто счел наиболее уместным возвести в уголке древнем и намоленном храм в стиле ярославского зодчества с шатровой колокольней.
Нужно оговориться, что «Кресты» сейчас в городе место общеизвестное. Название это с детства на устах у ярославцев. В общении часто можно услышать: «Троллейбус «девятка» - идет до «Крестов». Или: «Магазин «Ашан» - на следующей остановке за «Крестами» и т.д. …
Но здесь по-прежнему, как и в 17 веке, находится ярославская окраина. Город неизмеримо разросся во всех направлениях, кроме этого, южного. Причина довольно прозаична – впереди при Хрущеве умудрились построить огромный нефтеперегонный завод, он-то и сдерживает рост города в сторону Москвы.
Церковь Параскевы Пятницы на Калашной, 1747 г.
В XVII веке здесь находилась окраина Ярославля, известная под названием «Таборы». В 1612 году в этом месте на берегу Волги размещался лагерь ополчения Минина и Пожарского, готовящегося к победному походу на Москву.
При всенародной поддержке русские рати, прибывшие сюда из многих городов, ни в чем не испытывали нужны – были хорошо вооружены, обеспечены продовольствием и всеми иными припасами.
В XVIII веке у Калашного ряда, что в «Таборах», были построены две каменные церкви – большая (летняя) Троицкая (1730 г.) и малая (зимняя) Пятницкая (1747 г.) Первая являлась единственным в Ярославле крупным памятником типа «восьмерик на четверике». Вместе они составляли своеобычный, чрезвычайно выразительный ансамбль.
Однако, обе церкви сильно пострадали от артиллерийского огня во время мятежа 1918 года. Здесь, около Волжского железнодорожного моста, проходила линия обороны повстанцев. В итоге, большая Троицкая церковь была разобрана на кирпичи в 1930-е годы.
В 1995 г. в сохранившейся Пятницкой церкви воссоздан православный приход. Но колокольню пришлось заново отстроить с восточной стороны, так как с запада в 30-е гг. в десятке метров от храма был воздвигнут жилой дом. И возведенный на прежнем месте столп заслонил бы окна вплоть до пятого этажа.
Церковь Троицы Живоначальной в Карачихе, 1854 г.
В 18-19 веках Карачиха была известна как богатое торговое село на Угличском тракте. Сегодня здесь находится коттеджный поселок, входящий в городскую черту.
Рядом расположен одноименный спортивно-тренировочный аэродром, с которого начинала свой путь в космос знаменитая Ярославна - Валентина Владимировна Терешкова. Ныне тут действует секция парашютного спорта.
Над элитными особняками возвышается церковь во имя Живоначальной Троицы, построенная в 1854 году. К тому времени традиционный тип храма «кораблем» являлся уже полным анахронизмом.
Однако модный столичный классицизм не очень-то привился на почве народного зодчества. Об этом можно судить по облику Троицкого храма, в котором академические каноны получили весьма вольную трактовку.
Очевидно, церковь строилась без должного надзора губернского архитектора. Она выглядит несколько грузноватой и приземистой. На четверике будто не достает еще одного ряда световых проемов, а на колокольне – третьего яруса.
Вместе с тем, белый храм у слияния рек Пахмы и Которосли замечательно украшает местность. Без него поселок выглядел бы безликим и унылым.
В заключение
Такие вот церкви можно увидеть на окраинах Ярославля, города древнего, хранящего много тайн.
О каких тайнах речь? – Пожалуйста, одна из них. На снимках ниже река Которосль близ Троицкой церкви. В начале XI века от её истоков, из Ростова Великого, на ладьях сюда пришел с дружиной основатель города князь Ярослав Мудрый.
Так вот, в названии «Которосль» фигурирует суффикс «ль», явно указывающий на принадлежность к имени собственному. Подобно тому как Ярославль – город князя Ярослава. По одной из легенд, река названа в честь героя еще более древнего – мерянского вождя Котор-Оша …
Недаром Николай Константинович Рерих в 1909 г. по впечатлениям от своих поездок в Ярославль и Ростов Великий писал: «Тайные силы хранят заповедные уголки Земли Русской». Господи, храни Россию!