Создание новых Афин.
Часть 2.
«Посетитель музея» однозначно миф, даже в большей степени чем «Парад планет» Абдрашитова. Складывается впечатление, что Тесей возвращается в погрязшие в печали, истощенные, опустевшие Афины, так и не доехав до Крита - интерпретация подвига, которому не суждено было сбыться.
Картина изобилует символами, которые вырастают в предвестников катастрофы безвозвратной. Оторванность от привычного течения жизни во всем, изолированность, эскапизм героя. То место, где герой ищет пристанище, где условный «кто-то» пытается найти «что-то» самое важное, вечное, бессмертное, обрести покой в условном храме, в прямом смысле не может воплотиться во что-то осязаемое и статичное. В фильме сам музей должен вот-вот исчезнуть с лица земли, будучи поглощенным мутными вода, опять-таки, условного водного массива. Воплощение тяги героя во чтобы то не стало посетить музей таково, будто он и свою смерть духовную предчувствует, как, вероятно, я верю, человек в состоянии предсказать гибель свою. А если обобщить, люди времен позднего социализма буквально прощались с эфемерной мечтой в попытках оседлать фантом, превращаясь в марионеток в чьих-то монструозных лапищах, лишаясь воли, светлого будущего, но что еще страшнее безмятежного прошлого, которое во многом являло собой иллюзию, в которой, чтобы там не происходило, подавляющему большинству жилось радостно и благостно.
Лопушанский не называет имён, его главный герой - мужчина в отпуске, как некогда Олег Даль в фильме «Отпуск в сентябре». Все те же, кочующие из фильма в фильм мотивы, с одним разительным отличием: посетитель Лопушанского воодушевлен, он предвкушает открытие новых мест, в начале пути его восторженность непосредственна и слепа, его крайняя заинтересованность побывать в музея вызывает недоумение, типичный турист в поисках новых мест. На контрасте с его наивностью, провал миссии героя выглядит поистине фатальным..
#нашекино #лопушанский