Найти тему
Логопед Анна Полякова

Чего нельзя делать, если у ребенка нарушение речи

Решила описать основные направления деятельности родителей плохо говорящих детей. Итак, что же нельзя делать, если у ребенка проблемы с речью.

Источник https://loon.site, фото из открытых источников.
Источник https://loon.site, фото из открытых источников.

1 Нельзя паниковать, на самом деле процент действительно тяжело больных детей не так и велик, и скорее всего у вашего малыша просто темповая задержка речи. Даже если это не так, то в любом случае мама с расшатанной психикой совсем не на пользу в развитии ребенка. Всегда нужно иметь холодную голову.

2 Нельзя слушать "добрых советчиков". А вот у тети Глаши, до 6 лет не говорил сын, зато теперь какой программист растет. Каждый ребенок индивидуален и развивается своим путем, сравнивать его с другими детьми не стоит.

3 Нельзя отмахиваться от своей интуиции. Если под ложечкой скребет, что все-таки что-то с малышом не так лучше показать его специалисту, чем страдать и сомневаться, но и увлекаться своими чрезмерными страхами тоже не стоит.

4 Нельзя тянуть время. Есть речевые рамки. Ребенок должен правильно и красиво заговорить до 5 лет, допускаются не большие проблемы со звуками. К примеру, малыш может не выговаривать звук р и еще несколько звуков, но в целом он должен уметь говорить распространенными предложениями и строить диалог. Дети не сумевшие выйти на нормальную речь к пяти годам начинают страдать психически из-за невозможности нормально говорить и развиваться. После 5 лет добиться нормальной речи практически не возможно. Стоит учитывать, что запустить возможность говорить необходимо до 3х лет, ведь минимум два года может потребоваться на нормализацию качества этой речи, ее звуковую и смысловую обработку.

5 Нельзя игнорировать общепризнанные речевые нормы, списывая на то, что все дети развиваются по своему. На самом деле, дети должны развиваться по нормам все те, кто развивался иначе просто попали в задержку, но их организм смог справиться и наверстать ее, к сожалению, на такие подвиги способен далеко не всякий ребенок. Каждая мама должна знать.

· 6-месяцев норма для гуления (бу, агу, брр)

· 8-неосознанный лепет (ма-ма-ма, па-па-па-па, ба-ба-ба-ба)

· 1 год- минимум 10 простых слов или обозначений. (слова могут быть понятные только ребенку к примеру корова у малыша -ко, и это считается полноценным словом. Важно даже не качество речи, а сам факт ее формирования и использования, стимуляция для психического развития)

· 1.5 года- 100 слов

· 2 года- 300-400 слов появление первой фразовой речи. (Ребенок в 2 года может говорить не четко, с фонетическими нарушениями, но он должен говорить хотя бы простыми предложениями и словосочетаниями)

Если ребенок не вписывается в данные нормы, начинаем бить тревогу и водить его по специалистам. Чем раньше произойдет нормализация речи, тем больших проблем удастся избежать в будущем.

6 Помимо возникновения речи, следим за возможностью понимания речи у ребенка, нужно исключить проблемы со слухом и нарушения слухового восприятия речи. В дальнейшем эти поражения могут сформировать так называемые аутичные черты, когда малыш не реагирует на речь нужным образом.

7 Нельзя пускать проблему развития на самотёк. Стоит требовать проведения обследований. Да сейчас сложно сделать маленькому ребенку МРТ, для этого приходится давать малышу наркоз. Мне удалось сделать сыну МРТ в 3 года под более слабым снотворным, но большинство больниц за это не берутся. В 5 лет мой ребёнок смог отлежать в аппарате МРТ сам. Однако помимо МРТ есть НСГ, оно доступно до 8 месяцев, пока родничок не закрылся, ЭЭГ мозга, но его нужно записывать длительное до 12 часов. Нужно искать причину проблемы, а не лечить ее следствие. Бывают, что дети резко откатываются в развитии, с такими малышами стоит посетить генетика. Откаты тоже бывают разные, я напишу об этом отдельную статью, для их правильной градации так же лучше иметь на руках МРТ.

8 Нельзя полагаться на слабого специалиста. Педагог должна не просто нравиться ребенку, от того, что с ней весело и интересно играть в игрушки, а давать именно речевую динамику. Если толку от специалиста нет, и за 3 месяца у ребенка не появилось ни одного нового звука, даже если развитие идет вперед специалиста нужно менять. Возможно, данный логопед не плоха, как дефектолог и ее можно оставить в этом качестве, но от логопеда нужно ждать именно прогресса в речи. Если речевой динамики нет, то тут Вы теряете драгоценный временной лимит до 5 лет.

Вот такие не хитрые запреты. У нас бытует не гласное правило ждать речи до 3х лет, но очень часто придя к неврологу в 3 года, мамочка слышит: "А где Вы раньше-то были", такой сложный ребенок, на норму теперь вытянуть будет очень тяжело. Лично я считаю, что у речевых задержек не должно быть временных ограничений. Видите, что Ваш малыш в 6 месяцев ни издает ни одного звука, в 8 месяцев только вокализируется, собирайтесь и идите к врачу, начинайте лечение, чем раньше придет помощь, тем больше шансов у малыша пережить все это без существенных потерь.

Речевую функцию у нас сильно недооценивают. Часто мамочки, особенно сложных детей, в погоне за двигательными навыками, забывают о правильном речевом развитии, которое без должного внимания начинает не только тормозить, но и стагнировать. В пять лет о кривой походке ужа мало кто вспомнит, если малыш будет говорить не полноценно, или не заговорит вообще. Развитие ребенка должно происходить комплексно и нельзя упускать ни единый его аспект.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.