Найти тему
The Book of the Universe

Неуместная история: глиняные статуэтки из

Акамбаро, небольшой городок (ок. 60 тыс. населения) в Мексиканском штате Гуанахуато, расположен всего лишь в 250 км к востоку от Мехико. Ничем не примечательный ни в производственном плане, ни даже в плане истории Конкисты (туристические маршруты проходят мимо него), он привлёк в своё время (40-гг XX в.) внимание археолога-любителя из Германии, Вальдемара Джульсруда (Waldemar Julsrud), благодаря тому факту, что в его окрестностях находилась стоянка древнего индейского племени тарасков (по названию испанцев, наст. название – пурепеча). 

Это племя славилось тем, что вело эффективную затяжную войну с ацтеками, о чём последние оставили записи. Кроме того, это было одно из первых племён в регионе, которое в совершенстве владело ремесленным мастерством (в частности, изготовлением керамических изделий, техникой обработки металлов и огранки камней). Собственных записей пурепеча не вели или не оставили, поэтому основной источник документированных знаний о них – хроники ацтеков и трактат "Relacion de Michoacan" 1538 г. испанского монаха-францисканца. 

В ходе своих изысканий в районе холма Эль-Торо Джульсруд обнаружил керамические изделия в виде фигурок. Наняв местных жителей, он произвёл раскопки, обнаружив в окрестностях холма на территории в 80 км всего лишь на глубине 1,5 метра углубления, в которых находилось до 30-40 фигурок и других изделий из обожженной глины. Каких-либо захоронений или строений обнаружено не было. Фигурки были выполнены методом ручной лепки и последующего обжига из разных сортов глины. 

-2

Всего их в течение 7 лет раскопок было обнаружено около 35 тыс., причём значительная часть была повреждена. Удивительно, но встречались фигурки длиной до 1,5 м. Джульсруд потратил огромное состояние (70 тыс. песо), платя местным жителям за работы.

При его жизни коллекция не пользовалась популярностью, была объявлена фальшивкой, а сам Вальдемар обанкротился, так и не получив заслуженной известности. Многие фигурки были утеряны вновь или похищены, став объектом продажи на чёрном рынке, и только благодаря усилиям администрации города, последующих исследователей и энтузиастов коллекция частично сохранилась (ок. 25 тыс. изделий) и получила прибежище в открытом с недавних пор музее. Была проведена её инвентаризация, организована выставка. Так городок Акамбаро получил мировую известность (или по крайней мере известность в кругах историков и археологов).

Что представляет собой коллекция?

Это каменные и преимущественно керамические изделия, имеющие как прямое бытовое применение, так и отображающие сюжеты из повседневной жизни и различные виды млекопитающих времён последнего ледникового периода, а главное - различные виды динозавров. Есть и наземные, и водоплавающие, и летающие динозавры. Зачастую они управляются людьми. Именно благодаря последнему обстоятельству коллекция представляет интерес, а также порождает критику в плане её достоверности.

-3

Сам Джульсруд опубликовал в 1947 г. книгу на испанском "Enigmas del pasado", в которой помимо исследования тараской культуры рассказал о своей коллекции. В 50-х гг. публиковались отчёты журналистов об открытии - Лоуэлл Хаммер ( Los Angeles Times, 25 марта, 1951), Уильям Рассел (Fate, март, 1952, июнь, 1953). И, наконец, в 1952 г. известный учёный-историк, исследователь культур мезоамерики Чарльз Дипесо (Charles DiPeso) решил проверить подлинность утверждений Вальдемара и приехал в Акамбаро. Его выводы оказались неутешительными.

Дипесо утверждал, что ознакомившись с 32000 предметами из коллекции (причём за 4 часа), пришел к выводу, что иконография артефактов, в особенности изображения глаз и губ у статуэток, имеет современный характер. Кроме того, Дипесо, ссылаясь на информацию от некоего нелегального торговца мексиканскими древностями, писал, что вся коллекция была сделана одной мексиканской семьей, проживавшей в Акамбаро и занимавшейся производством этих поделок в зимние месяцы, в свободное от сельскохозяйственных работ время. А информацию о динозаврах фальсификаторы будто бы почерпнули из фильмов, комиксов и книг из местной библиотеки (DiPeso, C. The Clay Figurines of Acambaro, Guanajuato, Mexico // American Antiquity, Vol. 18, № 4, 1953;DiPeso, C. The Clay Monsters of Acambaro // Archaeology, Vol. 6, № 2, 1953). То есть утверждения Дипесо основывались на визуальном осмотре статуэток и слухах. Однако его непререкаемый авторитет положил конец карьере Джульсруда.

В 1954 г. группой историков и антропологов во главе с директором Департамента доиспанских памятников Национального института антропологии и истории Мексики (INAH), доктором Эдуардо Ногуэро в произвольно выбранном районе холма Эль-Торо были произведены контрольные раскопки на глубине 1,84 м. Осмотр артефактов подтвердил их древность. Однако после возвращения в Мехико странным образом коллекция вновь была объявлена фальшивкой, как не вписывающаяся в официальную историческую концепцию.

В 1955 г. молодой учёный, историк и антрополог Чальз Хэпгуд самостоятельно провёл раскопки под домом местного жителя, в ходе которых обнаружил около 40 статуэток, аналогичных коллекции Джульсруда. В 60-х гг. после появления нового метода датировки в археологии – радиоуглеродного анализа – он проанализировал с его помощью образцы и пришёл к выводу, что они датируются не менее 1500 лет до н.э. Каждый образец тестировался 18 раз. Им также на свои средства была издана книга – "Тайна Акамбаро" (1972 г.).