Марк Григорьевич Розовский, художественный руководитель театра «У Никитских ворот», ответил на наши вопросы в рамках подготовки международной онлайн-конференции «Фридрих Горенштейн и традиция русской литературы XIX–ХХ веков». Публикуем интервью.
Чем для вас является творчество Горенштейна?
Фридрих Горенштейн — классик литературы второй половины XX века. Каждое его произведение — писательский шедевр. Его творчество нам еще предстоит распознать и оценить по достоинству. На это понадобится ближайшие сто лет.
Какое впечатление его произведения произвели на вас при первом знакомстве?
Потрясение.
А какое из произведений выделяете для себя?
Пьесы «Споры о Достоевском» и «Бердичев» плюс романы «Псалом», «Место» и «Попутчики», а также все до единого рассказы и эссе.
Что, как вам кажется, выделяет прозу Фридриха Наумовича на фоне произведений его современников?
Его произведения написаны на кристально чистом русском языке, полны образной поэтики, узнаваемостью правды жизни и философичностью многообразных смыслов. Он писал, будучи свободным человеком в несвободное время. Его гений, повторяю, до сих пор недооценен. Но это наше упущение, наше с вами временное бескультурье.
На ваш взгляд, наследие Горенштейна сегодня актуально? Почему его надо читать?
Дух не может быть актуален и неактуален. Он — наша фундаментальная ценность на все времена.
Что бы вы посоветовали начинающему читателю Горенштейна?
Читать Горенштейна подряд. И думать над прочитанным. Просто думать. Хотя это непросто.
Смотрите записи первого и второго дня конференции на нашем YouTube-канале.