Время неуклонно движется вперед, прошлое забывается и только от желания и возможностей людей зависит- сохранить память об этом уходящем прошлом или нет. Это заставляет рассматривать судьбу каждого списанного корабля как нечто большее чем просто 2000-3000 тонн стали, правда такое отношение удается встретить не всегда. Интересно, что есть опыт сохранения довольно "спорных" экспонатов с точки зрения гуманитарного права, хотя все же и такое надо сохранять.
Любой военный корабль - это не только боевая единица флота, это образец кораблестроения. В этом случае часто сохранение этого корабля или его части важно для потомков. Корабль - это, как правило, память о прошлом, и не все прошлое достойно прославления, но все прошлое нужно помнить.
45.Памятный объект: Подводная лодки U-995 VIIC серии/41 , Германия
Статус: подводная лодка - музей (на суше)
Место расположения: Германия, Кильская бухта, Лабё, у подножья мемориала морякам (Marine-Ehrenmal), "Marine Ehrenmals Technical Museum"
Открыт: с 1972 года в качестве музея
Заложена в ноябре 1942 года, сдана флоту в сентябре 1943 года Вступив в строй во время Второй мировой войны, U-995 действовал в Северном и Норвежском морях против кораблей и судов, следовавших в составе англо-американских конвоев в северные порты СССР, совершила девять боевых походов.
8 мая 1945 года подводная лодка капитулировала Великобритании в районе норвежского г.Тронхейм. В октябре 1948 года U-995 вместе с двумя другими подводными лодками VIIC серии была передана Норвегии (ПЛ «Каура» S309 – в норвежском ВМФ). С 1952 г. по 1962 годы лодки находилась и составе кораблей НАТО. Из состава норвежского флота ПЛ «Каура» была исключена 15 декабря 1962 года т после 1965 года продана германским ВМС, которые в 1972 году передали подводную лодку Морскому техническому музею в Лабё.
Подводная лодка-музей U-995 установлена на опорах на берегу Кильской бухты. Для доставки ПЛ к месту установки потребовалось проведение дноуглубительных работ. Подъем лодки из воды и постановка на опоры осуществлена с помощью морских грузовых кранов.
Следует отметить, что около Киля находится Мемориал подводных лодок германского флота, освященный в 1938 г. и перестроенный в 1962 г. На мемориале имеется книга с названием ПЛ и фамилиями моряков-подводников, погибших в Первой и Второй мировых войнах.
ПЛ VIIC41 серии относятся к семейству средних лодок, которое включает торпедные ПЛ VIIA, VIIB, VIIC41 и VIIC42 серий, а также созданные на их основе транспортные ПЛ VIIF серии и подводные минные заградители VIID серии. ПЛ этих серий создавались на предприятиях Германии с 1936 года и до окончания Второй мировой войны. За это время было построено 693 подводные лодки. Они, наряду с большими ПЛ IX серии, были основной ударной силой германского подводного флота периода Второй мировой войны.
ПЛ VIIС41 серии - полуторакорпусные лодки, с балластными цистернами, расположенными в оконечностях, а также в обтекаемых наделках (булях); в них также расположена часть прочных цистерн. Запас плавучести ПЛ составляет ок. 12% от нормального водоизмещения. В прочном корпусе имеется две прочные сферические переборки, которыми выделен центральный пост. Остальные переборки плоские - легкой конструкции. Пост командира находится в прочной рубке овальной формы.
ПЛ VIIC серии отличаются от ранее созданных лодок VIIА и VIIB серий увеличенной глубиной погружения, наличием устройства «шнорхель» для обеспечения работы дизелей в перископном положении, а также составом артиллерийского вооружения (было усилено зенитное вооружение за счет установки спаренных 20-мм автоматов и демонтажа 88-мм артиллерийского орудия.
Водоизмещение надводное/подводное - 769/871 т; длина наибольшая -67,2 м, ширина наибольшая - 6,2 м, осадка средняя - 4,8 м. Глубина погружения -250 м. Экипаж - 44 человека. Автономность - 35 суток. Дизель -электрическая энергетическая установка: 2 дизеля х1400 л.с., 2 электромотора х375 л.с. Скорость хода наибольшая надводная/ наибольшая подводная - 17/7,6 узла. Дальность плавания надводная/подводная - 6500 (12)/80 (4).
Для справки: Вооружение: 4-533-мм носовых ТА и 1-533-мм кормовой ТА, общее число торпед - 14, может принимать 26 мин взамен торпед. Артиллерийское вооружение - 4-20-мм .
Обычно спрашивал читателей, был ли кто рядом с этим памятником ? Но на этот раз спрашивать не буду. Вопрос звучит необычно, в современных реалиях.
И тут такое дело, с одной стороны пренебрегать и недооценивать противника нельзя, и помнить о том что противник был сильный надо. Но само представление техники побежденного противника можно трактовать как воспоминание и "увековечивание его деяний", и насколько это правильно - мне трудно судить. Есть сомнения.
Дополнение: После публикации статьи, почти через два года откликнулись наши читатели, которые были на этой субмарине и оставили комментарии, которые разрешили включить в текст публикации. Как рассказали читатели, идея и инициатива создания военно-морского мемориала принадлежали Вильгельму Ламмерцу - обер-мату кайзеровского военно-морского флота, который затем был председателем военно-морского товарищества в Дуйсбурге, то есть после Первой мировой войны. Для всех погибших на всех морях моряков он хотел создать такой памятник, который стал бы не только местом скорби, но и явился бы напоминанием для будущего поколения. И вот 8 августа 1927 года был заложен фундамент. Тогдашний президент военно-морского союза адмирал Шеер в качестве напутствия сказал: “Во славу немецких моряков, Во славу немецких кораблей, За возвращение тех и других.”
30 мая 1936 года благодаря пожертвованиям населения страны и военных моряков строительные работы были закончены. Военно-морской мемориал в Лабё был торжественно открыт. И вот уже после другой войны - после Второй мировой на берегу установили U-995.
Интересно, что в подземной части мемориала в Зале памяти установлены венки почти от всех флотом мира. Посреди зала возвышается стеклянный постамент с книгой, куда занесены фамилии погибших в 1914-1918 годах. На обложке надпись: ”Они погибли за тебя”. И главное - СССР тоже не осталось в стороне от этого мемориала. Венок от имени ВМФ СССР впервые возложил адмирал флота Чернавин. А в 1990 году во время первого визита русских кораблей венок возложил вице-адмирал Литвинов (фото ниже).
Любопытно, что немцы, еще в "те далекие времена" неоднократно обращались к нам с просьбой установить постоянный (металлический) венок от ВМФ России. Но ничего не получилось. В последний раз по просьбе немецкой стороны этот вопрос поднимал командующий БФ адмирал В. Егоров в 2013 году, но безрезультатно, хотя место для такого венка было оставлено. Но это ведь было в 2013 - кто знает что там сейчас, в 2024 году.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.