Найти тему
dinVolt

Экшн-сцены как показатель хорошего или плохого фильма на примере "Властелина Колец" и "Хоббита"

Пожалуй, сразу стоит оговориться, что "Хоббит" - не прям совсем уж ужасный фильм, в нём много действительно хороших моментов, и лично я не могу как-то сильно осуждать людей, которым он нравится. И если я говорю о "Хоббите", как о "плохом" фильме, то это, скорее, означает, что он плох в сравнении с действительно хорошими фильмами.

И на мой взгляд самый показательный пример - это использование экшн-сцен. Вот эти все сражения, погони и прочие подобные действия.

Нам достаточно посмотреть буквально два-три примера для понимания, какие именно просчёты были сделаны.

Первый пример - это первая экшн-сцена. Во "Властелине Колец" это столкновение хоббитов и Арагорна с назгулами и последующая погоня. Фродо получает ранение и близок к гибели, но выживает и получает лечение в доме Эльронда.

Второй эпизод - это сражение в Мории. Братство сражается с орками, троллями и Балрогом, Фродо опять получает ранение, но выживает, а в конце этого невероятно длинного эпизода погибает Гэндальф.

В чём же важность этих сцен? Во-первых, нам задаётся весьма определённая планка реалистичности происходящего. Мы понимаем, что персонажи находятся в опасности, мы понимаем, что они выживают по вполне понятным и логичным причинам. И все последующие сражения, в которых никто из главных действующих лиц не погибает, мы смотрим именно с этим настроением, именно с этим градусом переживания за судьбу персонажа. А во-вторых, особенно это касается битвы в Мории, обратите внимание, насколько она вписана в сюжет - мы знаем причину, по которой отряд оказался здесь, нам заранее показали кольчугу, которая спасает жизнь Фродо, и у этой сцены есть последствия - отряд лишается своего лидера, Гэндальфа, что в итоге приводит к распаду всего Братства.

А теперь посмотрим на "Хоббита". Первая сцена в нём очень юмористическая - когда Радагаст уезжает на своих санях, запряжённых кроликами от орков. В этой сцене нет ощущения опасности - комический персонаж уверенно справляется с погоней. Ну не будете же вы переживать про Багза Банни, когда за ним бегает охотник. И чуть позже, это чувство отсутствия опасности полностью уничтожается в сцене с каменными великанами, когда половину отряда буквально расплющивает камнем, и они выживают... потому что. Это полностью разрушает какие-либо переживания за персонажей - ведь ясно, что они обладают сценарной неуязвимостью.

А вторая сцена (не по порядку в этом случае) - это сражение со Смаугом. Можно понять режиссёра, который вставил сражение, которого не было в книге - оно как бы является высшей точкой развития сюжета Торина и гномов. Они два фильма топают сражаться с драконом, чтобы вернуть свой дом - они сражаются с драконом, это неплохая идея. Но если посмотреть на это не со стороны сюжетного мастерства, а со стороны зрителя, то всё очень печально - потому что у этой сцены нет последствий. Дракон как собирался напасть на Эсгарот, так и поступает; гномы как не победили его, так и не победили, персонажи как были живы, так и остались. Эта сцена возникла из ниоткуда и привела в никуда.

И это главная беда "Хоббита", которую, на самом-то деле, мало кто осознаёт. Его обычно ругают за слишком большое обилие компьютерной графики и слишком плохое её качество, за несоответствие оригиналу. А главная причина кроется именно в слабом сценарии. Мы не сопереживаем персонажам, мы не увлечены историей - ведь если вы отойдёте налить чай, то пропустите только красивый экшн, но сам фильм можно будет смотреть дальше и без этого эпизода. И когда у нас нет этой эмоциональной привязанности к тому, что происходит на экране, мы просто начинаем обращать больше внимания на недостатки - замечать графику, замечать какие-то киноляпы, запоминать неудачные моменты. Нашему мозгу просто становится слишком скучно, и он пытается себя развлечь, находя всякие мелкие нелогичности.

В хорошем фильме такого не происходит - благодаря эмоциональной вовлечённости мы следим за судьбой персонажей, а не за тем, какими техническими параметрами обладает картинка на экране. Вот вы когда заметили, что в финальной битве у Арагорна волшебным образом пропадает лошадь? На третий просмотр? Десятый? Или вообще только сейчас? Вот то-то же.

-2

#властелин колец #хоббит #кино