Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как англичане обустроили свою базу в Балаклаве во время Крымской войны

Вообще, к этой войне очень применимо слово "впервые". Впервые в войсках, осаждавших Севастополь, находился "официальный фотограф кампании", англичанин Роджер Фелтон, благодаря которому сохранились многочисленные документальные свидетельства того, что происходило, в основном среди британцев. Он привёз с собой целую мобильную фотолабораторию, её снимки довольно известны, лучше я покажу Фелтона в другом виде:

Балаклава тогда представляла собой совсем крошечный городок, зажатый между скалистыми берегами бухты:

-2

Никакой возможности разместить тут десятки тысяч войск не было. Как всегда это бывает в случаях с Россией, нападавшие рассчитывали добиться победы очень быстро, поэтому англичане не имели поначалу тёплого обмундирования и совсем не предполагали, что потери от болезней в 17 раз превысят боевые. Вот каково существовать в таких жилищах в зимнее время и как там дела обстоят с санитарией?

-3
-4

А кроме того, английские войска сопровождали до 25 000 обслуживающего персонала из некомбатантов, а также и некоторые семьи. Участник событий Джордж Тэйлор в своей книге "Журнал приключений с британской армией от начала войны до взятия Севастополя" писал о скоплении туристов, живших на кораблях и в гостиницах Балаклавы и поднимавшихся каждый день в район боевых действий, рискуя заплатить за это своей жизнью, получив русскую пулю. Такое тоже происходило впервые

Более 80% смертей в Крымской войне были вызваны такими болезнями, как брюшной тиф, холера и дизентерия, из-за отсутствия гигиены и санитарии. Столкнувшись с общественным возмущением в Великобритании по поводу увеличения числа смертей солдат, в феврале 1855 года военное министерство попросило знаменитого инженера Брюнеля спроектировать временные сборные дома для использования в качестве госпиталя для больных и раненых на войне.

-5

И это было сделано. Эти палаты были снабжены принудительной вентиляцией, водопроводом с насосами и ёмкостями для воды. Эдмунд Паркс, главный врач госпиталя писал: Ничто не могло превзойти простоту всего устройства; это было повторение одних и тех же частей повсюду; и опыт позволяет мне сказать, что ничто не могло быть лучше приспособлено для больницы, чем эта система изолированных зданий, между каждым из которых был большой поток движущегося воздуха, делающий вентиляцию легкой и невозможным распространение болезни из отделения в отделение.

Правда, госпиталь было решено разместить в Турции, на берегу Дарданелл, подальше от зоны боевых действий, благо морское сообщение действовало без проблем. Кстати, от причалов больные доставлялись в госпиталь по небольшой железной дороге.

Железная дорога длиной порядка 10 миль была сооружена и в Крыму, от балаклавских причалов к зоне боевых действий. В порт прибывала масса военных грузов,

-6

доставлять их по грунтовым дорогам, выходивших из строя во время непогоды было невозможно. Во время строительства дороги:

-7

Железнодорожное депо:

-8

Дорога на карте, стрелками обозначены начало и конец:

-9

Работа на линии, которую The Times назвала «благородным и труднейшим предприятием», началась в феврале 1855 г. Первая линия имела двухпутные пути, а также однопутные расширения и ответвления. Рельсы крепились к деревянным шпалам, которые укладывались поверх каменной подстилки на дороге. Некоторые участки линии впоследствии были переложены и добавлены ответвления, в результате чего длина линии составила более 15 миль. Первоначально на железной дороге работали лошади, идущие по доскам, уложенным между рельсами.

Стационарные двигатели впоследствии использовались для тяги вагонеток на тросах. На последних этапах войны локомотивы привозили из Великобритании.

Но верно и то, что союзники становились все более зависимыми от железной дороги для доставки припасов и боеприпасов на фронт, особенно крупных новых орудий и мортир, размеры которых резко увеличивались. Во время заключительной, решающей кампании войны, осады Севастополя, главной российской базы, «Таймс» сообщила: "На днях железная дорога была повреждена бурей, и было подсчитано, что из-за этого в осаде будет потеряно десять дней".

Ну и как же без железнодорожных катастроф? Фредерик Робинсон, хирург британской армии, писал в апреле 1855 года: Печальная железнодорожная авария произошла прошлой ночью… Группа горцев 71 -го полка возвращалась по железной дороге из окопов в свой лагерь у Кадикоя, когда… из-за небрежности цепь оборвалась, и поезд сошел с рельсов; в итоге, вагоны были опрокинуты. Говорят, трое убиты и семеро ранены.

Железная дорога имела и социальное значение. В небольшой деревне Кадикой поблизости «возник небольшой городок из хижин, где теперь могут быть удовлетворены обычные нужды и некоторые предметы роскоши». Даже «ресторан» был открыт. Железнодорожное сообщение с Балаклавским портом являлось частью непрерывной линии сообщения, включавшей пароходы и другие железные дороги. Обычно уединенная рыбацкая деревушка Балаклава вдруг стала очень активной гаванью и местом, знакомым всей Европе, чему способствовали фотография и телеграф. В порту Балаклавы:

-10

Вот о телеграфе теперь. С российской стороны при помощи семафорного телеграфа типа Шаппа сообщения из Севастополя через Одессу до Москвы доходило за два дня. В первые месяцы конфликта Россия была связана с европейской сетью электрического телеграфа в Санкт-Петербурге через линию из Варшавы. Это вызвало серьезную обеспокоенность в Британии тем, что русские получали точные сведения о передвижениях британцев и французов через газеты, особенно из сообщений «Таймс» . То есть русские агенты и репортеры в Лондоне и Париже могли телеграфировать в Петербург сводки и новости ежедневной печати этих городов.

Когда Франция и Великобритания впервые присоединились к османским войскам в начале 1854 года, самое быстрое сообщение из Крыма достигло Лондона примерно за пять дней: около двух дней до Варны на пароходе и три дня на лошадях оттуда до первой телеграфной станции в Бухаресте.

Больше всего меня удивило то, что телеграфный кабель из Балаклавы в Варну был проложен не по требованию командования союзными войсками, осаждавшими Севастополь, а из-за "большого давления со стороны общественности по поводу задержек, с которыми поступали новости о военных событиях в Крыму". Британской общественности, само собой.

С целью установления полной электрической связи для союзников фирма Newall & Company построила две подводные линии: от Варны до Крыма и от Варны до Стамбула. Крымская линия протяженностью 340 миль будет самой длинной из тех, что компания когда-либо пыталась проложить. Несколько зафрахтованных пароходов работали с двумя военными кораблями. В конце апреля 1855 года подводный кабель от Варны до Балаклавы был завершен и заработал, благодаря чему правительства в Париже и Лондоне получили прямую телеграфную связь со своими армиями в Крыму. Сообщения доходили до Парижа и Лондона примерно за пять часов.

Была налажена связь между штабами и в самом Крыму, а чтобы избежать повреждений кабеля, применялось такое устройство:

-11

Кстати, французы в Крыму упорно продолжали пользоваться семафорным телеграфом до конца войны:

-12

К концу войны французы передали по этой системе около 4500 депеш. Сообщалось, что его было проще и быстрее установить, и он оказался более надежным, чем электрический телеграф. Помимо обеспечения большей мобильности, чем электрический телеграф, он обеспечивал большую безопасность, поскольку прерывание вражескими агентами и вражеским огнем было труднее.

Но в каждой бочке мёда найдётся и ложка дёгтя. Начальство из столиц задолбало военачальников в Крыму требованиями ежедневных отчётов и ценными указаниями сверху.

Джеймс Симпсон, британский главнокомандующий, писал: "Бумажная работа» и корреспонденция, которые требуют здесь моего времени и внимания, немыслимы и, к сожалению, мешают моим военным обязанностям. На самом деле я сижу за своим столом с четырех утра в течение всего дня, в то время как я должен быть снаружи и заниматься более важными делами. Что касается двух почт в неделю и электрического телеграфа, письма идут непрерывно и сильно мешают выполнению более срочных обязанностей. В этом я нахожу большую трудность" .

Война породила огромный спрос на словесные и визуальные новости. The Times и Illustrated London News видели, как их бизнес процветал, а читательская аудитория резко расширялась. Газеты дешевели благодаря паровым ротационным прессам. Punch , популярный еженедельный юмористический и сатирический журнал, пошутил, что Британия вступила в войну, в интересах Illustrated London News. « Дейли телеграф » была основана в июне 1855 г., чтобы удовлетворить этот общественный спрос на новости из Крыма.

На фото "отделение связи" в Балаклаве для частных сообщений:

-13

Тут же и участок железной дороги.

Конечно, объём дзеновской статьи не позволяет привести все подробности, но тут уж ничего не поделаешь.

О прокладке того кабеля я подробно написал вот в этой статье:

Как в 2015 году прокладывали подводный кабель в Крым, а в 1855 - из Крыма. И каждый раз иностранцы

................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь