Найти тему

ПОСЛАНИЕ ИАКОВА (ч.10): ИСПЫТАНИЯ БОГАТСТВОМ И БЕДНОСТЬЮ

Иаков переходит к новой фазе своей темы. Глагол, переведённый как «хвалится», стоит в сильной позиции в предложении, вероятно, как параллель к слову «радость» в ст. 2. Он означает постоянную уверенность христианина независимо от обстоятельств, в которых он может оказаться. Кроме того, оно служит резким контрастом человеку из предыдущего отрывка, который всё время сомневается. Основная мысль настоящего параграфа выражена в Прит. 22:2: «Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь». Как бедняк не должен унывать из-за своей бедности, так и богач не должен гордиться своим богатством. Жизнь непредсказуема. Евангелие учит, что каждый человек может найти своё место во Христе, каждый что-то приобретает в христианстве, и каждому есть за что быть благодарным или чем хвалиться.

«Да хвалится брат униженный высотой своей, а богатый — унижением своим, потому что он прейдёт, как цвет на траве. Восходит солнце, наступает зной и иссушает траву, цвет её опадает, исчезает красота вида её; так увядает и богатый в путях своих» (Иак. 1:9-11).

Стихи 9, 10. Было немало споров о том, являются ли люди, к которым обращены эти стихи, христианами. Иаков использует слово брат в первом случае, но не во втором. Некоторые считают, что евангельское учение подразумевает, что богатый человек не может быть христианином. Конечно же, подобная точка зрения неверна. Многие из друзей Иисуса и ранних учеников были состоятельными людьми: Иосиф из Аримафеи, Варнава, Никодим, Мария (сестра Лазаря) и женщины из Галилеи. Вряд ли Иаков писал бы своё послание, считая, что богатые люди не являются потенциальными христианами. В 2:6 он пишет о богачах как классе несколько пренебрежительно, однако это можно объяснить тем, что он пишет в общем, и что верные и смиренные христиане среди богачей являются исключением.

В учении Иакова о нестабильности положения богатых мы видим отражение учения Иисуса: Мф. 6:19–34; 19:16–30; Лк. 12:15–21; 16:9–31; Мк. 10:24; сравните 1 Кор. 7:29–31; 1 Тим. 6:17.

В новозаветные времена пропасть между богатыми и бедными была огромной, пожалуй, намного больше, чем в наше время. Тогда не существовало многочисленного среднего класса, чья занятость в промышленном производстве обеспечивала их благосостояние. Бедняков презирали и нередко притесняли (Иак. 5:1–4). Обладание богатством было источником гордости. В таких обстоятельствах желание обогатиться было очень сильным (1 Тим. 6:9).

Как и в Лк. 1:52, слово, переведённое как «униженный», означает «бедный» в контексте богатства. В других местах, как например в 4:6, оно означает качество личности; как и в Рим. 12:16. Этому человеку противопоставлен богач из следующего стиха, подчёркивая, что речь идёт о материальной бедности, а не духовной.

Сказанное Иаковом в этом отрывке можно толковать по-разному, о чём свидетельствует большое количество различных комментариев и даже вариантов перевода. После глагола «хвалится» стоят именные фразы: «высотой своей» и «унижением своим», которые в греческом тексте имеют предлоги, то есть буквально «в высоте своей» и «в унижении своём». Некоторые комментаторы усматривают в этих фразах ситуативно-временной подтекст и переводят их как «когда он возвышается» и «когда он унижен». В таком случае автор призывает христиан исполнять свой долг несмотря на обстоятельства, которые могут измениться в любой момент. Если бедняк вдруг разбогатеет, он должен принять этот факт спокойно, не надуваясь от гордости и не возносясь над другими. Если же, с другой стороны, богач потеряет своё состояние и обеднеет, пусть хвалится или гордится своей бедностью, поскольку богатство, как известно, быстротечно.

Согласно другой трактовке, эти фразы следует понимать как иронию: богач, который сейчас хвалится своим богатством, должен хвалиться (если он может, когда такое случится) и своей бедностью. Это словно Иаков говорит: «Твоё богатство скоро отнимется у тебя; тогда мы и посмотрим, сможешь ли ты хвалиться».

Однако, на наш взгляд, лучше толковать эти слова так, как они звучат, то есть, в каком бы из этих двух состояний ни оказался человек, всегда будет что-то, за что он может быть благодарным именно в это время: в бедности — за богатство своего положения во Христе; в богатстве — за смирение, которое человек обретает в церкви, несмотря на имеющиеся у него материальные блага. Филлипс так объясняет это: «Брат, который беден, может радоваться, потому что Бог призвал его к истинному богатству. Богатый может радоваться тому, что Бог показал ему его духовную нищету».

Слово, переведённое как «хвалиться» и означающее «прославлять» или «гордиться» (в хорошем смысле), часто встречается в Новом Завете, особенно у Павла. Он использует его, говоря о том, что гордится Богом или Христом (Рим. 5:11; 15:17; 1 Кор. 1:31; Фил. 3:3), крестом (Гал. 6:14), надеждой на спасение (Рим. 5:2), теми, кого он обратил в веру (2 Фес. 1:4 и т.д.), своими страданиями (Рим. 5:3) и немощами (2 Кор. 12:9). Павел считает глупостью хвалиться своими достижениями, чтобы закрыть рот недоброжелателям (2 Кор. 11:16–21). Тот, кто хвалится законом (Рим. 2:17), своей самоправедностью (Рим. 3:27), ошибкой брата по вере (1 Кор. 5:6) или расовым преимуществом (Гал. 6:13), подлежит осуждению. В 4:16 Иаков использует этот глагол в негативном смысле. Здесь же бедняк может хвалиться или гордиться тем, что принадлежит Христу. Он не должен стыдиться своей бедности; у него есть то, что компенсирует её.

Слово, переведённое как «высота», может означать «гордость», а в форме множественного числа — «небеса». Однако в этом стихе оно означает «высокое положение» (срав. Лк. 1:52 и Иов 5:11). В глагольной форме оно встречается в часто цитируемом парадоксе: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» (Лк. 14:11; 18:14). Духовное состояние христианина — состояние богатства, высоты во Христе. Каждый верующий является священником и царём (Откр. 1:6; 5:10; 1 Пет. 2:9). Ему дана честь судить вместе со Христом (1 Кор. 6:3). Его духовные благословения — это «великие и драгоценные обетования» (2 Пет. 1:4). Христос стал нищим, чтобы мы могли стать богатыми (2 Кор. 8:9). Сравните: Евр. 11:26; Фил. 4:19; Еф. 3:8. Хотя мир может с презрением относиться к христианину, он — наследник Божьей чести, славы и богатства. Всем этим он может гордиться.

Иаков говорит, что богатый должен хвалиться своим смиренным положением христианина. В глазах мира христиане — никто. Вероятно, друзья и знакомые богача будут смеяться над его верой. Ведь он добровольно берёт на себя роль слуги (Иак. 4:10). Он может принять тот факт, что его богатство ничего не значит, и даже быть примером смирения для бедных. Иисус учил: «Кто из вас больше, будь как меньший, а начальствующий — как служащий» (Лк. 22:26). Сравните с тем, что говорил Павел в Фил. 3:5–8. Если так случится, что богатый человек потеряет своё богатство, он должен отнестись к этому с радостью (Евр. 10:34), однако Иаков говорит здесь не о том.

Как цвет на траве, так и богатый скоро умрёт. Сегодня он здесь, а завтра его уже нет. В Иак. 4:14 богатому купцу, который самонадеянно строит планы на будущее, сказано: «[Ты есть] пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Иаков считает быстротечным не столько само богатство (хотя и такое часто бывает), а жизнь богача. В Палестине два сезона дождей. Во время весенних дождей трава произрастает буйно и обильно; но, когда дожди прекращаются, полевые цветы быстро исчезают (срав. Мф. 13:6). Выражение, переведённое как глагол «прейдёт» в значении смерти, встречается довольно часто (срав. Мф. 24:34: «Не прейдёт род этот»). Образ засохшей травы также можно встретить в «Сердце моё поражено и иссохло, как трава» (Пс. 101:5), и в Ис. 40:6 (о быстротечности человеческой жизни), который полностью приведён в 1 Пет. 1:24 (срав. также Пс. 36:2; Иов 14:2).

Жизнь проходит быстро как для бедных, так и для богатых, однако предостережение Иакова направлено именно в адрес богатых, так как они склонны полагаться на своё богатство и забывают об этом. Если он может гордиться только своим богатством, то после того, как оно исчезнет, ему ничего не остаётся. Таким образом, Иаков говорит, что богатый должен гордиться тем, что внутри него, что бесценно, что является залогом его вечного наследия. Его земная жизнь быстро закончится, он не заберёт с собой земные сокровища, которыми так гордятся богатые (1 Тим. 6:7). Поэтому ему следует гордиться тем, что нетленно, что вечно.

Стих 11. В этом стихе говорится о том, что происходит постоянно. Жаркое солнце опаляет траву после того, как заканчиваются дожди. Летом трава не держится долго. Слово, переведённое как «трава», обычно используется в значении луговых трав (Мф. 14:19). Однако в этом отрывке оно подразумевает и полевые цветы. Глагол «опадает» рисует картину опадания цветочных лепестков. Даже Иисус обратил внимание на красоту цветов (Мф. 6:28, 29), а также на то, что «сегодня они есть, а завтра будут брошены в печь».

Богатство может исчезнуть так же быстро, как опадает цвет. Но независимо от того, будет богатство утрачено или сохранено, человек смертен и не останется на земле вечно. Поэтому он должен верить в то, что долговечнее, чем богатство. Глагол «увядает» используется, говоря о засыхающих цветах (Иов 15:30), уходящей красоте и безвременной смерти любимых. Образованное от него причастие в сочетании с отрицательный префиксом («неувядающий») Пётр использует для названия вечнозелёных растений (1 Пет. 5:4), говоря о венце жизни. Чем бы богатый человек ни занимался, какими бы путями (в том числе торговыми, 4:13) ни ходил, однажды он умрёт.

Иаков говорит о том, что хотя в глазах мира богатство не является испытанием, христиане могут смотреть на него по-другому. Поэтому бедные не должны оплакивать свою судьбу, а богатые не должны гордиться своим богатством. Вполне возможно, что тема лицеприятия по отношению к богатым в ущерб бедных, поднятая в 2:1–4, может быть связана с этим отрывком. Звучащие в этих параграфах мысли однозначно перекликаются друг с другом. Если христиане судят о своих бедных братьях так, как об этом написано, то вряд ли они признают «высоту» или «высокое положение» своего бедного брата во Христе.

Судя по всему, этот стих завершает мысль из ст. 2 о том, чтобы находить радость в испытаниях. Он также подготавливает переход к следующему разделу. Иаков заявил, что испытания следует принимать с радостью в том смысле, что они способствуют укреплению нашего духа и долготерпения. После этого Иаков обещает, что они могут стать благословением, так как тот, кто достойно их выдержит, получит в награду венец.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД