Найти в Дзене

Когда мы думаем о многобожии, мы чаще всего представляем себе сложную, часто нелогичную, перегруженную лишними фигурами систему верований, в

Когда мы думаем о многобожии, мы чаще всего представляем себе сложную, часто нелогичную, перегруженную лишними фигурами систему верований, в которой за каждую сферу жизни отвечал определенный бог, к которому взывали о помощи при трудностях в домене жизни, за который он был в ответе. Бог войны Монту. Исида, богиня целительства. Бог мудрости Тот, к которому обращались за советом и вразумлением. Хатор, у которой просили благословения на урожай и рождение ребёнка. Это кажется странным монотеистам, которым очевидно, что всем многообразием проявлений ведает единый бог.

В последние дни думаю, в чем все же был смысл множества богов для человеческой психики?

В древности каждый человек выбирал себе бога, которого чтил более других, - бога или богов, чей алтарь создавал у себя дома. Чьим храмом делал своё сердце.

И мне кажется, что изменилась традиция, но не суть. У всех нас есть божество, которому мы посвящаем свою жизнь, воплощением (бог во плоти) и служителем кого мы являемся на земле. Музыкант посвящает жизнь служению богу музыки. Учёный - богу науки. Мать делает внутри себя алтарь великой богине плодородия, а генерал - богу войны. В обширном пантеоне египетских богов есть богиня ткачества, бог игры на флейте, богиня архитектуры. Боги служат олицетворением наших способностей: с древних времён мы сотворяем лицо образу силы, которой желаем обладать. Это персонификация абстракций, оживление Идеи себя.

Вбирая в себя все разнообразие проявлений божественных качеств, никто из нас не может обладать ими всеми одновременно: никто из нас не смел так же, как мудр, и не добр так же, как расчётлив. Мы можем воспитывать в себе качества многих богов (многие качества Одного), но рождаемся для поклонения одному из многих.

Выбор божества для служения может быть решением или призванием. Важно знать, чему ты служишь, чтобы иметь представление о том, чему посвящена твоя жизнь.

Продолжая эту мысль, я думаю про то, что образы богов - это ролевые модели для нас, людей: боги борются, страдают, жаждут и достигают, - так же, как мы. Так ребёнок смотрит в детстве, как ведут себя родители (единственные пока боги в его пантеоне), чтобы понять, как вести себя ему. У бога монотеистов нет равных, он не учит примером, только наставлением. Единому богу некому бросить вызов, потому что ему нет равных. Осирис может бороться с Сетом, именно потому, что они - единокровные братья, обладающие единой, равной природой.

Сравнивая сегодня в сториз права, которыми обладали женщины в Египте 3500 лет назад, с теми, которые были у них в начале 20 века, задумалась, не связано ли сужение женской функции до деторождения и хранения очага упразднением всех ролевых моделей женских божеств до Единственной - Богородицы. Воспитанные со знанием о существовании богинь-воительниц, богинь-целительниц, богинь-советников и писцов, женщины Египта вырастали с ощущением возможности становления.

По существу не имеет значения, считать ли различные проявления Силы результатом действия сонма богов или ипостасями Одного. Бог - это вектор развития, асимптота, к которой стремимся всю жизнь. Плутарх писал, что мудрый человек прежде всего обращается к богам в поиске знаний, причём «знаний, что в большей мере непосредственно касаются нас самих». Пожалуй, это самая красивая функция бога - внутренним голосом рассказать нам о нас самих. Чтобы потом мы могли чтить свою жизнь, как проявление Высшего. Одно из многих.