Найти тему
Рожденная в 1970-е

Советские киноистории на тему «родить без мужа»: типичные ситуации и результат

m.5-tv.ru
m.5-tv.ru

Вообще, в СССР к матерям-одиночкам относились чуть прохладно. Но тем не менее, их было много. В 1956 году на экраны вышел фильм «Человек родился» с Ольгой Бган в главной роли. Беременную девушку бросает возлюбленный, но она в итоге находит свое счастье. Тогда, как я читала, на киностудию шли возмущенные письма: надо показывать, что это неправильно, а героине и парень хороший попался, и все блага она получила.

film.ru
film.ru

В более поздних советских фильмах тоже фигурировала тема «родить в одиночку». Так происходит с Алей, героиней фильма «Женщины» 1966 года выпуска, которая тоже рожает без мужа, но находит себе прекрасного жениха.

actkino.ru
actkino.ru

А уже в 1977 вышел фильм «Школьный вальс», где Гоша сбежал от Зоси, узнав, что она беременна. И судя по финалу, возможно, они еще будут вместе.

myjulia.ru
myjulia.ru

Но это все истории, которые можно домысливать, к тому же две героини быстро нашли свое счастье. А есть три киноистории на тему, когда мы прослеживаем судьбу матери и новорожденного до момента взросления последнего. Эти истории объединяет то, что все матери — покорительницы Москвы, начинающие свою взрослую жизнь в общежитиях. Что усложняет их судьбу.

Фильм «Сладкая женщина»

Героине Анне ребенок нужен как пятая нога. При этом она — не жертва, студент Ларик готов как честный человек жениться (возможно, без особой охоты, но готов), но Анну раздражает это интеллигентное болото — Ларик со своими родителями. Появление на свет Юрочки она воспринимает как помеху свободной и личной жизни, да и напоминает он Ларика, который «сгубил ее младую жизнь». Вот и живет Анин сын то у одних бабушки и дедушки, где она его навещает, то у ее матери в деревне, где она уже навещать сына часто не может.

m.kino-teatr.ru
m.kino-teatr.ru

Вообще, раскидывание детей по бабушкам-дедушкам до определенного возраста было не так уж редко в СССР (помните песню «Я у бабушки живу, я у дедушки живу»), правда, больше у людей сильно занятых или творческих — с бабушкой долго росли, например, Кристина Орбакайте или дочка Ларисы Долиной Лина. Но Аня-то имеет стандартную работу на фабрике. Все равно сын ей мешает.

Если бы не встреча с Николаем, так бы и сидеть Юре в деревне у бабушки. По настоянию Николая, они забирают мальчика, но Ане сын опять мешает. Комната-то одна. Да еще муж привязался к мальчику, а Аня хочет, чтобы в центре внимания была она.

kinodisk.com
kinodisk.com

Она то говорит сыну, что его место у бабки за печкой, то думает, как услать его на три смены в пионерлагерь. И не сказать, что вся эта ситуация— нетипичная. Ане, как и некоторым женщинам, возможно вообще не нужны дети — она не хочет рожать и от нового, надежного мужа.

Но что получается в итоге? Юра, которого Николай вовремя отправил в военное училище, отлично относится к своей матери, которой даже лень написать ему лишний раз. Он приезжает в ней, дарит подарки, относится с уважением. Даже с пониманием и деликатно относится к ситуации, когда ненадолго заскочил к Анне, будучи в Москве проездом, но она предпочитает сыну Тихона, который вот-вот должен прийти в гости.

24warez.ru
24warez.ru

В книге, по которой снят фильм, все еще оптимистичнее: в финале Юра приезжает к заболевшей после любовного потрясения матери, дарит ей подарки, у них выходит по-своему теплый разговор.

И вот, что загадочно: дети любят всяких матерей, даже плохих. И к мамам, которые всю жизнь проявляли равнодушие, эгоизм и не слишком-то заботились, дети относятся чаще лучше, чем к тем, которые «всячески ублажали». Много раз замечала.

Тоня — героиня ленты «Впервые замужем» полная противоположность Анне. Ради дочери Тамары она готова отказаться от любых своих интересов. В книге, которая легла в основу фильма, все прописано более подробно: Тоня думает, как можно ходить в кино, если деньги нужны ребенку на печенье-молоко-туфельки, она не отдает дочь в детский сад, и поэтому вынуждена работать ночами на самых простых работах.

mobillegends.net
mobillegends.net

И кандидатов в женихи у нее не один, как в фильме, а два, но Тамара «бракует» всех, и героиня боится поссориться с дочерью. Она радостно пританцовывает, когда ждет дочь с занятий по танцам, и думает, что для нее-то все прошло. Она вкалывает как вол, чтобы чего-то купить дочери. У самой Тони нет собственных целей.

Вообще, Тоня — жертва. Во-первых, ее гложет комплекс вины за то, что у Тамары нет отца (и та еще припомнит ей это), во вторых, на ее лице все время играет такая блаженно-смиренная улыбочка, что даже раздражает.

actkino.ru
actkino.ru

Что в итоге получается? Дочь то обвиняет Тоню в том, что та не отдала ее в английскую школу и презрительно относится к тому, что мать работает лаборанткой. То приводит домой незнакомого матери новоиспеченного мужа и требует его прописать (Тоня опять делает грустно-блаженную улыбочку: «Пусть хоть у нее муж будет»), потом вымогает деньги, потому что им с мужем-бездельником надо привечать больших людей, а потом и вовсе фактически выставляет мать на улицу, предлагая отправиться в однушку к тете Клаве с мужем.

eg.ru
eg.ru

И все это тоже типично: когда мать все время жертвует собой и «пляшет под дудку» ребенка, он начинает воспринимать это как должное. Получилось моралистски, но встречала такое.

А вот Катерина из фильма «Москва слезам не верит» —такой нормальный «компромиссный вариант". Она мужественно совмещает ребенка, учебу, а потом карьеру. Конечно, она очень занята, у нее не было времени особо сюсюкаться с Александрой, та кочевала по детсадам и лагерям, тем не менее, Катерина любит дочь.

kino-teatr.ru
kino-teatr.ru

Да, Александра вырастает несколько эгоистичной (равнодушно приветствует расстроенную мать, когда та приходит с букетом). Но в целом она воспитанная, интеллигентная, правильная девочка, которая к тому же радуется личному материнскому счастью в виде Гоги. И У матери и дочери такой нормальный, почти равноправный союз.

argumentiru.com
argumentiru.com