«С меня при цифре 37 в момент слетает хмель»Сегодня мы поговорим о магии цифр и мистике роковых совпадений в судьбах трех боевых кораблей трех разных флотов. Ведь моряки, как известно, люди очень и очень суеверные, и военные моряки – не исключение. Выход в море в понедельник или пятницу, плевки за борт, женщина на корабле – список флотских суеверий бесконечен.
Только, прежде чем начать наш рассказ, вспомним, что на трех этих кораблях погибли почти ровно тысяча моряков. Обнажим головы, помолчим. И продолжим. Корабли, о которых сегодня пойдет речь, в момент своей гибели носили следующие названия:
• гвардейский ракетный крейсер «Москва»;
• линейный корабль «Новороссийск»;
• крейсер «Хенераль Бельграно».
Упоминание о том, что это – список названий на момент гибели, важно, так как все они меняли флаги и названия, и это – первое совпадение в их судьбах. Кстати, третий корабль переименовался и вовсе два раза.
Так, крейсер «Москва» при спуске на воду назывался «Слава», и начал он свою службу под красным флагом СССР. Андреевский флаг России на нем был поднят только в 1997 году, а «Москвой» он стал называться незадолго до этого.
Что касается линкора «Новороссийск», то он большую часть своей жизни был итальянцем и назывался «Джулио Чезаре», то бишь Юлий Цезарь по-итальянски. Корабль достался Советскому Союзу в качестве советской доли в итальянском ВМФ при разделе последнего союзниками по антигитлеровской коалиции. Надо заметить, что итальянская кораблестроительная школа была одной из лучших в Европе. Как ехидно замечал Черчилль, «итальянцы гораздо лучше строили корабли, чем воевали на них».
Известно, что СССР рассчитывал на один из новейших итальянских линкоров типа «Литторио» постройки конца 30-ых гг., но заклятые англосаксонские партнеры выделили бывшему союзнику только безнадежно устаревшего «Джулио Чезаре».
Что касается «Хенераль Бельграно», то он [«он» - это по-русски, так как по-английски боевой корабль будет «she» - женского рода] первую половину своей жизни назывался «Феникс» и плавал под звездно-полосатым флагом. Войдя в 1951 году в состав флота Аргентины, он получил название «Диесептимо ди октобре», то есть «17 октября», а через пять лет был переименован в честь героя войны за независимость, генерала Мануэля Бельграно.
Теперь – о цифрах. Тут впору вспомнить песню С.С. Высоцкого, строка из которой вынесена в заголовок. Просто посмотрите:
«Новороссийск»: спущен на воду в 1911 году, погиб в 1955 – в 44 года;
«Хенераль Бельграно»: спущен на воду в 1938 году, погиб в 1982 – в 44 года;
«Москва»: спущен на воду в 1979 году, погиб в 2022 – в следующем году сравнялся бы по возрасту с первыми двумя.
Флотские суеверия, скажете? А кто помнит роман «Числа» великого Пелевина и роковое число 43, управлявшее жизнью главного героя? Тоже случайность?
Двигаемся дальше. Что еще объединяет эти три корабля? На скромный взгляд автора этих строк, это - обстоятельства гибели. Что конкретно? Voila:
«Новороссийск»: взорван в базе при загадочных обстоятельствах в мирном, подчеркиваем, 1955 году;
«Хенераль Бельграно»: потоплен торпедой британской АПЛ «Конкерор» в ходе конфликта вокруг Фолклендских (Мальвинских) островов, но, внимание: за пределами зоны боевых действий, самими же англичанами и установленной. И да, крейсер не шел в «область войны», а удалялся от нее!;
«Москва»: скорее всего, поражен противокорабельной ракетой с берегового комплекса 𝘉𝘊𝘠 во время выполнения боевой задачи, но, внимание: РФ и 𝘠𝘬𝘱𝘢и𝘏𝘢 не находятся в состоянии войны.
Таким образом, ни один из трех кораблей на момент гибели, скажем аккуратно, не представлял из себя для противника на 100% legitimate target, законную цель.
И, хоть речь и о трагедии, но все равно интересно: торпеды, которыми современная атомарина «Конкерор» потопила «Хенераля Бельграно», были древнее старичка крейсера. Это были Mk.8 mod.4 образца 1927 года, на момент залпа этой модели было больше полувека от роду.
Какие именно устройства, и какого года выпуска, прикрепили к днищу «Новороссийска» итальянские боевые пловцы «уомини рана» [«люди-лягушки»], не уточняется. Такие дела, братишки.