Коломна – осколок Петербурга, застывший во времени: по-провинциальному низкие дома, широкие улицы, обилие каналов, дефицит вычурности и архитектурных изысков. Будучи рабочим районом, Коломна обладала достаточно депрессивным тоном. В свою историю она притянула и вплела судьбы многих русских поэтов и литераторов – Лермонтова, Блока, Пушкина, Гоголя. Коломна ограничена Фонтанкой, Мойкой, Невой и Крюковым каналом, – так что в каком-то смысле это остров, – хотя подобное деление весьма условно.
Хоральная Синагога
Синагога, которая стоит по величине на втором месте в Европе и на первом в России.
Петербургская Хоральная Синагога в Европе уступает по размерам лишь Большой Синагоге в Будапеште. Обе появились довольно поздно, во второй половине XIX века, и обе отличаются броским неомавританским стилем со сложными геометрическими орнаментами и минаретами. Наравне с Центральной мечетью, выполненной из гранита, Хоральная Синагога – одно из самых необычных зданий, которое выбивается из архитектурного строя города.
История еврейской общины Петербурга была довольно сложной. В 1740 году Анна Иоанновна подписала указ о высылке евреев из Малороссии. Послабления пришли вместе с Екатериной II и разделом Польши. Количество евреев в государстве значительно выросло, и постепенно они начали появляться в столице.
Резкий рост диаспоры связан с либеральными реформами Александра II. Снятие ограничений оседлости привело к качественному изменению: петербургские раввины 60-х годов из бывших сержантов стали философами и теологами, окончившими германские университеты.
Строительство синагоги встретило множество препон: требовалось создать комитет (его возглавил один из богатейших людей империи, Гораций Гинзбург), выбрать место, согласовать с императором проект. Лишь в 1883 г., спустя 18 лет после появления комитета, проект и место были утверждены. Стройка при участии архитекторов Л. И. Бахмана, И. И. Шапошникова и Н. Л. Бенуа, а также искусствоведа В. В. Стасова была закончена спустя 5 лет.
Короткая «оттепель» перед Первой мировой войной сменилась Советским периодом, который очень жестоко расправился с еврейской общиной. Синагога была закрыта, пока в 70-е годы, на фоне очередного ужесточения внутренней политики, в СССР не началось возрождение интереса к иудаизму.
«Дом-сказка»
«Дом-сказка» в Санкт-Петербурге — это народное название дома № 21—23 по Английскому проспекту.
Из «пролетарско-демократичной» Коломны резко выбивался Дом-сказка. Этот пышный доходный дом был построен в 1909 году зодчим Александром Бернардацци по заказу золотопромышленника Кольцова.
Для постройки характерно причудливое смешение различных романтических стилей: окна и балконы необычной формы, угловая башня, облицовка стен природным камнем и красочные майоликовые панно, созданные, как считают некоторые специалисты, по эскизам Михаила Врубеля.
Дом стал приютом театральной богемы благодаря близости Мариинского театра. Здесь жила русская балерина Анна Павлова, а из более поздних именитых жильцов – один из крупнейших отечественных арабистов Игнатий Крачковский.
Во время блокады Дом сгорел. Пожарным удалось отстоять лишь дворовую часть жилого здания, украшенный мозаикой фасад рухнул. После войны здание разобрали, сохранились лишь дворовые флигеля.
Строгая и скромная архитектура восстановленного Дома уже ничем не напоминала сказочную композицию, рождённую в воображении зодчего. Однако воспоминания о Доме-сказке столь устойчивы, что и сегодня жители Коломны именно так называют ничем не примечательный дом на улице Декабристов.
Музей Блока
Первый музей, посвященный Александру Блоку — центральной фигуре Серебряного века русской культуры.
Александр Блок перебрался жить на Коломну в 1912 году. Он снимал квартиру в доме на набережной Пряжки. Доходный дом купца первой гильдии М. Е. Петровского был рассчитан на людей среднего достатка. Его строил архитектор М.Ф. Петерсон в 1874-76 годах. Перед Первой мировой войной служебные помещения были расширены, возведена прачечная и конюшня.
Блок переехал сюда в 1912 г. после путешествия во Францию. Здесь он написал драму «Роза и Крест». Произведение понравилось К. С. Станиславскому и В. И. Немировичу-Данченко, они начинали работу над постановкой, но не довели дело до конца.
Около года Блок прослужил в Беларуси, но с революцией вернулся в Петроград и был принят редактором в Чрезвычайную Следственную Комиссию по деятельности чиновников царского правительства. Он был одним из немногих поэтов, кто принял советскую власть и активно участвовал в работе на неё.
Однако поэта истощили тяжелые годы Гражданской войны и условия жизни в Петрограде, скудного на продовольствие и топливо. У него развилась астма, весной он ходатайствовал перед Политбюро выдать ему выездную визу, и первоначально получил отказ. Однако усилиям Горького и Луначарского она всё-таки была выдана, но слишком поздно. В квартире №24 в доме на берегу реки Пряжки 7 августа 1921г. Александр Блок скончался.
Адмиралтейские верфи
Первое промышленное предприятие Санкт-Петербурга и одно из старейших судостроительных предприятий России.
Адмиралтейские верфи, основанные ещё Петром I, изначально находились в Адмиралтействе. Однако строительство кораблей постепенно переносилось на Галерный двор на нынешнем Адмиралтейском острове. В 1800 году на месте Галерного двора было построено Новое Адмиралтейство.
Близ него находился знаменитый литейный завод Чарльза Берда. Этот предприниматель шотландского происхождения создал самый известный механическо-литейный завод первой половины XIX века. В его цехах созданы несущие конструкции большинства петербургских мостов. Чарльзом Бердом был построен первый русский пароход.
В советское время Адмиралтейские верфи переживали не самые лучшие времена, они часто подвергались реорганизациям. Однако в эти годы расцвела главная специализация Адмиралтейских верфей – подводные лодки. Первым опытом стали корпуса лодок типа «Барс», построенные в 1912 году. В 1934 г. была построена первая полностью «адмиралтейская» подлодка Щ-305. К началу Великой Отечественной на Адмиралтейских верфях была построена треть Советского подводного флота – 69 бортов, серии «Щ» и «М». В условиях блокады верфи продолжали работу и сдали флоту 7 подводных лодок, 22 катера типа МБК, 48 морских охотников, 116 самоходных плашкоутов, 5 судоподъёмных понтонов грузоподъёмностью 200 т.
Первые атомные подводные лодки СССР строились в Северодвинске, а на Адмиралтейских верфях первым подобным проектом стала серия 671, головное судно заложили 1963 году. С начала 70-х верфи начали выпускать и гражданские подводные суда с исследовательским назначением, в том числе подводные базы.
В настоящее время генеральное направление работы «Адмиралтейских верфей» – проектирование, производство и модернизация судов гражданского и военного назначения различных типов. Предприятие осуществляет строительство современных танкеров для перевозки нефти, нефтепродуктов и уникальных ледовых танкеров. При предприятии открыт музей для тех, кто интересуется более подробной историей.
Николо-Богоявленский Морской собор
Первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота, полковой храм Гвардейского экипажа.
Ансамбль Николо-Богоявленского Морского собора отличается тишиной и простором, непривычными и неожиданными в сравнении с шумной и людной Сенной площадью. Построен он был в 1762 году в стиле русского барокко по проекту архитектора С. И. Чевакинского.
Ранее недалеко от Никольского рынка располагались флотские казармы. Первоначально на плацу посреди них стояла деревянная церковь, но она быстро обветшала. В 1752 году князь Михаил Голицын подал прошение императрице Елизавете о возведении на средства морского ведомства нового собора.
Частично храм финансировался на доходы с пошлин за проезд через Исаакиевский мост – «мостовщину». Достроили собор уже при императрице Екатерине II в 1762 году. К началу её восхождения на трон храм был частично готов, а нижний храм освящен. По размерам пышности и роскоши убранства он уступал лишь Петропавловскому собору.
В честь завершения строительства собора императрица передала в дар храму 10 богато украшенных драгоценными каменьями образов в честь побед русского флота в морских битвах со шведами и турками. В 1908 г. перед храмом был поставлен обелиск в память о погибших в Цусимском сражении моряках с броненосца «Император Александр III».
Этот собор стал редким исключением: после Октябрьской революции 1917 г. он не был закрыт, а в 1941 стал кафедральным. При нём жили митрополиты Ленинградские Алексий (Симанский) (с начала 1941 года, включая период блокады Ленинграда) и Григорий (Чуков) (до ноября 1950 года). Здесь же отпевали поэтессу Анну Ахматову.
Лютеранская церковь Святого Иоанна
Церковь в Коломне в районе Старая Коломна на площади Двух Революций.
Лютеранскую общину создали в 1731 году при Первом кадетском корпусе. В 1841 году по указу императора Николая I церковь была переведена в частное здание, и тогда же община разделилась на немецкую и эстонскую.
Церковное здание на Офицерской улице (улице Декабристов) было заложено в 1859 году, а закончили и освятили всего через год с небольшим. Проектировал храм архитектор Гаральд Боссе. Он оставил после себя множество памятников и храмовых комплексов в стиле историзма, как, например, дача Салтыковой на Черной речке или особняк Кочубея на Конногвардейском бульваре.
Оригинальный облик храма был утрачен в советское время. Он был однонефной базиликой в псевдороманском стиле. Собор был кирпичный, цоколь сложен из известняковых плит, фасад был увенчан щипцом.
В 1930 году церковь была закрыта, а затем перестроена в конструктивистском стиле. Колокольню снесли, пристроили лестницу, фасад был оштукатурен. Внутри здания расположился клуб.
Вновь эстонская лютеранская община была зарегистрирована в 1993 году, а через 4 года ей передали это здание. С 2004 по 2011 г. проходили восстановительные работы, собору вернули первоначальный облик.
Виктор Иванович Шретер
Одним из самых плодовитых петербургских архитекторов был Виктор Иванович Шретер (1839-1901). Он учился в Петербурге в Петришулле (1851–1856) и одновременно занимался в Биржевой рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. Он прошёл курс в Императорской Академии художеств (1856–1858), параллельно обучался в частной архитектурной мастерской Людвига Бонштедта. Несколько лет В. И. Шретер проучился в Берлинской академии художеств и окончил её с золотой медалью, после чего отправился в путешествие по Европе, также был принят в Берлинский союз архитекторов.
В Санкт-Петербурге В.И. Шретер почти всю жизнь проработал в Институте гражданских инженеров (будущий ГАСУ).
В. И. Шретер проектировал здания в стиле рационального историзма, под девизом «солидно, но экономно». В Санкт-Петербурге более 50 памятников его работы, жилых домов, театров и дворцов, храмов. Один из ярких примеров – Дворец Великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной, ныне – Дом Ученых им. М. Горького.
В Коломне Шретер построил дом для себя и своей семьи. Поместье довольно скромное, оно выходит на Храповицкий мост. Улица Писарева, на которой стоит здание, довольно любопытна из-за соседствующих достопримечательностей. Здесь находится одна из старейших кондитерских фабрик России, Концертный зал Мариинского театра в здании, где ранее находились склады декораций (также построено Шретером, но почти полностью сгорело при пожаре в начале 2000-х), дворец Великого князя Алексея Александровича с прилегающим сквером.
В 1869 В. Шрётер женился на Марии Христине Ниссен, у них было восемь детей, из которых сыновья Отто и Георгий стали архитекторами, а дочь Мария — художницей. Умер архитектор в 1901 г. на шестьдесят втором году жизни. Он похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
#история #историястраны #санктпетербург #интересныефакты #коломна #путешествиевовремени #архитектура