Вопрос о необходимости прощения не встает только перед теми, кто искренне исповедует христианство. Для этих людей отказ в прощении является грехом.
Если они не прощают своего обидчика, то автоматически превращаются из жертв обиды в точно такого же грешника, как и сам обидчик.
Но если человек не придерживается христианских принципов, не верует в «единого Бога Отца Вседержителя», не верит в толстовское непротивление злу насилием, то перед ним часто встает вопрос выбора: прощать или не прощать.
С точки зрения психологического здоровья прощать, конечно, намного выгоднее, чем таить злобу. Но тут нужно пояснить, что подразумевается под словом «прощать».
«Простить» — это не значит через силу выдавить из себя «Я тебя прощаю», а потом изображать, что все в порядке, тая при этом в душе злобу. Такое состояние не имеет ничего общего с прощением.
«Простить» — это значит полностью выбросить из души и разума злое чувство к обидчику. В этом случае ничего изображать не нужно.
Человек абсолютно спокоен, его ничего не гнетет, он не испытывает ни злобы, ни чувства мести, но строит отношения с обидчиком с учетом новой информации о нем.
То есть, можно (и нужно) искренне простить человека, например, разбившего телефон, но телефоны ему больше не давать.
Можно простить измену жены или мужа, но это прощение не помешает разводу — как говорится, расстанемся друзьями.
Сложности с понятием «простить» возникают из-за того, что его часто подменяют обычной слабостью, когда человек просто не может дать отпор обидчику, и говорит, что «простил», а обидчик продолжает наносить обиды.
Но слабость и неспособность защитить свои интересы не имеет ничего общего с прощением.
Такие «простившие», как правило, копят в душе огромную злобу на обидчиков. То есть, они никого не простили, а лишь покорились.