Найти тему
Азбука-Аттикус

Как появился роман «Красное и черное» и почему судили «Мадам Бовари»: Факты из книги «Литературные портреты: в поисках прекрасного»

Оглавление

Биографические книги французского классика Андре Моруа — находка для тех, кто хочет поближе познакомиться с великими писателями и лучше понять их произведения. В своих очерках Моруа рассказывает о главных романах прошлых веков и погружает читателей в мир их авторов — неожиданный, захватывающий, наполненный психологическими нюансами и личными драмами. Рассказываем истории из книги «Литературные портреты: В поисках прекрасного», которые заинтересовали нас больше всего.

Гениальное детство Джакомо Леопарди

Иллюстрации: Ольга Кириллова
Иллюстрации: Ольга Кириллова

Современным читателям имя Джакомо Леопарди, возможно, ничего не говорит, а вот ценители литературы XIX века точно знали, что это крупнейший итальянский романист и один из самых печальных поэтов эпохи. Писать стихи Леопарди начал довольно поздно, потому что долгое время был уверен, что станет филологом.

Все детство он проводил в отцовской библиотеке, которая насчитывала четырнадцать тысяч томов и занимала четырнадцать галерей. Юный Джакомо изучал древние языки, самостоятельно осваивал латинские, греческие и еврейские тексты, анализировал работы поэтов, историков и священнослужителей. Годам к тринадцати он превосходил по эрудированности и начитанности взрослых людей, и его отец, граф Мональдо, приглашал гостей со всего города, чтобы продемонстрировать им невероятные знания сына.

Постоянному обучению способствовало и строгое воспитание: родители не позволяли Леопарди выходить из дома одному, ссылаясь на его слабое здоровье, и подростку-затворнику ничего не оставалось делать, кроме как исследовать прошлое человечества.

Повзрослев, он мог сочинить эссе в стиле Анакреона, которое литературоведы не могли отличить от оригинала, или в идеале перевести древнеримских грамматиков. Моруа пишет, что Леопарди был уверен в своей ранней смерти, поэтому мечтал о славе и хотел успеть сделать как можно больше. Его предчувствие сбылось: он прожил всего 38 лет, но успел оставить после себя серьезные литературные труды и пронзительную поэзию.

Роман, возникший из газетной заметки

Иллюстрации: Ольга Кириллова
Иллюстрации: Ольга Кириллова

В 1827 году вся французская пресса говорила только об одном: о деле Антуана Берте. Этот юноша, родившийся в семье деревенского кузнеца, в 19 лет устроился на службу к местному богачу Мишу де Латур. Его жене было 36, она прелестно выглядела и мило себя вела, чем и покорила молодого Берте. История умалчивает, до какой степени близости дошли их отношения, но Берте из дома выгнали.

Позже он провел некоторое время в семинарии, откуда его исключили, а потом работал в семье господина де Кордона. Стоит ли говорить, что и там он надолго не задержался: начал ухаживать за мадемуазель де Кордон и навлек на себя гнев ее отца.

В отчаянии и обиде на весь мир Антуан пришел к выводу, что виновата во всем госпожа Мишу: она его или преследует, или проклинает, раз нигде он не может найти себе места. Поэтому в один воскресный день Берте берет пистолет, отправляется в церковь и во время мессы стреляет Мишу в спину, после чего пытается покончить с собой. К счастью, оба остаются живы, однако на суде Берте умоляет убить его.

Эту историю в местной газете читает Стендаль и облекает в художественную форму: за основу берет фигуру Берте, а остальных наделяет чертами своих реальных знакомых. Долгое время его роман «Красное и черное» был запрещен и не издавался во многих странах. Сейчас он входит в список самых значимых произведений мировой литературы и считается предшественником психологического реализма.

Холодный прием «Мадам Бовари»

Иллюстрации: Ольга Кириллова
Иллюстрации: Ольга Кириллова

Еще один роман, связанный с судебным процессом, — «Мадам Бовари› Гюстава Флобера. Правда, в отличие от «Красного и черного», эта книга не была вдохновлена чьим-то делом, а сама его создала.

В 1856 году, как только роман был опубликован в литературном журнале «Ревю де Пари», Флобера привлекли к суду за оскорбление общественной морали и религии. На самом деле, властей больше раздражал не писатель, а журнал (слишком политический и дерзкий), но необходим был повод. За Флобера вступились все литераторы и даже сама императрица, но император был непреклонен и дал делу ход. Романиста обвиняли в распущенности и безнравственности, в недостаточном раскрытии душевных качеств героини, в двусмысленности фраз… Тем не менее, сторонам удалось добиться компромисса: книгу осудили и признали не целомудренной, но приняв во внимание серьезный литературный труд и хорошую репутацию Флобера, оставили в покое и его, и «Ревю де Пари».

«В поисках утраченного времени» попытка Пруста создать новые воспоминания

Иллюстрации: Ольга Кириллова
Иллюстрации: Ольга Кириллова

Один из самых красивых модернистских романов «В поисках утраченного времени» кажется образцом саморефлексии. Пруст настолько ярко и детально описывает детские впечатления, что создается впечатление, как будто все это имеет отношение к нему лично. На самом деле, все наоборот.

Будучи очень чувствительным и сентиментальным ребенком, маленький Марсель страдал от любого нарушения душевной гармонии, а это происходило с ним часто. Родители были с ним не особо внимательны, светское общество относилось к нему насмешливо, а хроническая астма не давала спокойно общаться со сверстниками. Вынужденное затворничество повлияло на превращение жизни в искусство, но если Леопарди выразил в своих произведениях всю боль и обиду, то Пруст, наоборот, трансформировал их в красоту и создал идеальное в своем понимании произведение, где соединилось все, чего он так желал получить в детстве: счастье, любовь и вера.

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.