Все ведь помнят «малюточку» Власа, которому «шестой миновал»? И который «в спокойствии чинном» ведет под уздцы «лошадку, везущую хворосту воз»?
Историю о встрече с мужичком-с-ноготок нужно «отлить в граните». Потому что нынешние дети не верят, что когда-то их сверстники, а то и кровинушки помладше вкалывали на благо семьи с утра до вечера.
Нынче же как:
- Ванечка, подними бумажку, пожалуйста.
- Вот еще! Пусть уборщица убирает.
- Но ведь это ты уронил.
- И чо? Вы не имеете права!
Или вот еще:
- Манечка, сотри мел с доски, пожалуйста.
- Ну буду. Это эксплуатация детского труда. Я матери скажу, она вас засудит.
И ведь засудит. Ну, может, и не засудит, но увольнения добьется. Влегкую. Потому что по любой жалобе родителей сначала увольняют, а потом только разбираются, в чем там дело было. А чаще и не разбираются. Между наличием в штате учителя, даже самого отличного специалиста, и спокойствием администрация всегда выберет спокойствие.
Учителей ведь в стране пруд пруди, а спокойствие, оно тяжело дается.
А есть еще такие находчивые дети, которые вроде бы и не сопротивляются поработать, но и не работают при этом. Хорошо помню такую историю. Было это еще в те далекие светлые времена, когда ученики имели всего по пять уроков в день и после занятий прибирали кабинет.
Сижу после уроков, занимаюсь с двумя отстающими. Краем глаза вижу, что один мальчик моет шваброй пол. Держит швабру одной рукой, но старательно возит ее по полу. Позади него стоит ведро. В какой-то момент полностью отвлекаюсь от работы и смотрю на этого мальчика уже внимательно.
- А что ты делаешь? - спрашиваю.
- Пол мою, - не моргнув глазом, отвечает мальчик.
- А почему швабра сухая?
- Ой, воду забыл налить.
Ну разве не прелесть!
Я, конечно, не уверена, что дети должны мыть кабинеты, но что-то же они должны делать! Хотя бы бумажки с пола подобрать за собой. А то стала замечать, что карандаш поточат и смахивают опилки на пол. Конфету съели — фантик на пол. Яблочком насладились — огрызок мимо ведра.
Неужели и дома так же? Или у всех домработницы? Да нет, в рабочем районе живу, семьи самые обыкновенные, которым не до жиру. Так откуда такие замашки?
Замашки, конечно, не на пустом месте растут. Трудиться, тем более на таком фронте, где инструментами выступают веники и тряпки, конечно, тяжело, неинтересно и никому не хочется. Я тоже не люблю заниматься уборкой. Но приходится, потому что взрослый человек и понимаю, зачем она нужна.
Ребенок, разумеется, постарается ее избежать. И вот здесь-то нужно слово родителей. Которые бы объяснили важность и необходимость поддержания порядка вокруг себя. Но родители приходят в школу и говорят:
- Не смейте заставлять моего ребенка поднимать с пола бумажки!
Все. Ребенок под такой защитой родителей никогда в школе ничего не сделает. Потому что в данном случае позиция родителей совпадает с его ленью и/или нежеланием выполнять нудную работу по уборке.
Правда вот, фразу: «Вася, не смей бумажки на пол кидать, для этого урна есть» - такие родители сказать забывают. На том и конфликт растет.
Лет двадцать назад этого не было. Полагаю, потому что была иной позиция министерства образования. В школах и летняя трудовая практика была, и субботники, и коллективное отмывание следов детской обуви со стен.
Я в свои школьные годы во всем этом участвовала. Честно скажу, неохотно, предпочла бы другую деятельность, но учителя нам смогли объяснить необходимость таких мероприятий, а родители и государство их поддерживали.
Мы приносили магнитофон, включали музыку погромче, общались, смеялись и потихоньку наводили порядок. А потом классный руководитель акцентировал наше внимание на том, как стало чисто и хорошо. И мы соглашались. И бумажки еще долго падали в урны.
А потом началось. Отменили практику, стали убирать из учебного плана уроки труда, сначала стыдливо заменив их название на «Технология», а потом и вовсе вычеркнув из школьной жизни. Выбросили станки и швейные машины.
- И правильно, - сказала одна мама. - Зачем моей дочери шить этот уродский фартук? Я лучше куплю.
Да дело же не в фартуке. А в навыках. Неужели плохо, что девочка умеет чертить выкройку, сметывать, стачивать, пришивать тесьму, обрабатывать швы?
Недавно взрослый мой сын пришел из своей спортивной секции и сказал, что им для соревнований нужны флажки. Они там посмотрели в интернет-магазинах и обнаружили, что один такой флажок стоит 800 рублей. Тряпочка на деревянной палке. А нужно десять штук. Что называется, посчитали-прослезились. И решили сшить эти самые флажки. Скинулись и купили ткани на 600 рублей и отдельно палок на 1000 рублей. Итого 1600 вместо 8000.
Да вот незадача: в секции не нашлось ни одной девочки, которая умела бы шить на машинке. А их, девочек, в секции половина от численного состава. А работы - подрубить с трех сторон и сделать "туннель", чтобы на палку насадить.
И в результате шила я.
Ну, и напоследок почти анекдотическая ситуация, которая случилась со мной лет тридцать назад, когда я преподавала в институте.
Был у нас студент, который все никак не мог сдать зачет по ботанике. Ему нужно было выучить 10 листов гербарного материала. Не спрашивайте, зачем — таково было требование завкафедрой.
Ну, студент учил-учил и говорит однажды:
- Я не могу. Я дохожу до восьмого листа и забываю первые три. Можно мне трудотерапию? Что хотите сделаю.
А у нас здание девятнадцатого века и потолки четырехметровые. Плафоны не мыли никогда. Так вот в том году плафоны воссияли первозданной чистотой. Студент был выше двух метров, еще и стремянку приволок, и тряпку к венику привязал.
Я бы его и без плафонов отпустила, но завкафедрой была неумолима)