Не так давно ученик-восьмиклассник попросил меня помочь ему с домашним заданием, посмотрев на которое, я взбесилась так, что решила разразиться постом. Задание было такое: написать письмо своему другу по переписке (!) про open-air markets (!) и про what you buy there (!). На днях я прочитала, что нельзя, знаете ли, возмущаться тем, что происходит в школе, но Я НЕ МОГУ. Какой, я вас умоляю, друг по переписке? Какие open-air markets? Учитель, дорогой, как, по-твоему, они будут делать это задание?
Книга Small Changes in Teaching Big Results in Learning, из которой я вынесла немало полезного, предлагает научиться видеть разницу между тем, что я как будто бы делаю, и между тем, что я на самом деле делаю. Вот здесь я вижу, что учитель думает, что она молодец, дала Настоящее Письменное Задание, и что дети придут домой и сядут его выполнять — делать research и стучать по кнопочкам. Ха-ха-ха. С одной онлайн-конференции я вынесла гениальную мысль: не задавайте райтинг на дом, потому что вы никогда не узнаете, кто на самом деле его сделал. Вторая гениальная мысль — если вы хотите получить результат от кого бы то ни было, нужно хотя бы примерно представлять, как он его получит.
Учитель, который пытается думать наперёд, подтвердит, что ситуация с этим заданием будет развиваться примерно так: дети с репетиторами придут к последним и попросят помочь. В меру находчивые — загрузят текст в Гугл-транслейт и спишут слово в слово всё, что он им напереводит. Ответственные девочки скопируют образец, и хорошо, если поменяют имя друга и перечень покупок. А большинство просто плюнет и получит двойку, проклиная тупую училку, тупой английский и всю несправедливость этого мира.
И тут я ехидно спрошу — и чему же вся эта ситуация научила детей? Правильно, ничему. Или ничему хорошему.
И это еще не все! Я пролистала тетрадку ученика, чтобы посмотреть, делали ли они в школе вообще какой-либо продуктивный райтинг за почти полгода. Вы же не удивитесь, когда узнаете, что не делали? Все, что они писали, — это правила под диктовку и упражнения. И вот пожалуйста — письмо другу.
Можно ли спасти это здание? Можно. Для начало придется перенести его в класс (я имею в виду classroom) и поменять суть. Письмо другу — так себе идея, потому что это слишком надуманно. Райтинг с подростками должен быть более реалистичным. Предложите им написать текст для путеводителя про местные классные сувениры и про где их купить. Ситуация не высосана из пальца, летом у нас было полно туристов, когда границы откроются, наверняка вернутся и иностранные. Будьте готовы увидеть выражение лица «я и бал», и будьте готовы дать затравку-наводку, тоже реалистичную: фотографии из соцсетей, отрывок передачи «Поедем-поедим», «Ревизорро» и т.д. Затем начинайте генерировать идеи — куда пойти, что купить. Если их много — похвалите всех, проголосуйте, выберите три-пять лучших и запишите на доску. Теперь начинайте вспоминать лексику, помогайте формулировать коллокации, записывайте все полезное на доску. В конце этой части вы должны слегка упреть, а у детей должно появиться чувство, что они уже одной ногой там — у цели. И вот только после этого переходите к самому письму. Помните, что юным писателям всегда нужен skeleton, и дать его предстоит вам, и это нужно продумать заранее. И важный момент: у вас вряд ли получится уложиться за один урок, поэтому идеально, если урок сдвоенный. Если нет, хорошо бы, чтобы он был не через два дня — по горячим следам писать легче.
И пришло время задать очень важный вопрос — зачем мы вообще это делаем? Это точно надо? Группа, в которой вы это планируете, легкая на подъем или не очень? Я бы стала делать это задание в двух случаях: либо с очень отзывчивой группой, которой все нравится, либо с детьми, которые очень боятся любых письменных работ. И которым придется с ними столкнуться. Сейчас, когда нет перспективы обязательного ЕГЭ, я бы хорошо подумала. И это при том, что я люблю писать и считаю этот навык важнейшим, если не ключевым.