Сегодня я планировал совершенно другой материал. Но вот уже второй день мне звонят и пишут знакомые, которые в курсе, что я вроде как в теме коммерческого транспорта и интересуются: «А как это так МАЗ свой суперсовременный «никзопольник» МАЗ 303 превратил в неудобный бюджетный «высокопольник»?». Поначалу, я просто отвечал: «Чушь не читай», но когда количество интересующихся приблизилось к десятку… В общем – информирую.
Весь сыр-бор разгорелся из-за схемы салона МАЗ 303, приведенной в каталоге МАЗ. Для красоты восприятия, заводской дизайнер раскрасила пространство для стоящих пассажиров (проходы, накопительную площадку, место у дверей) в темно-серый цвет. А пол под сиденьями оставила светлым. Казалось бы, что тут такого?
Но современная журналистика все больше уходит от профессионализма в «бюджет», а потому любая картинка в интернете может породить просто дивные выводы. Так взглянув на каталог МАЗ, одно из белорусских автомобильных интернет-изданий внезапно решило, что раз под сиденьями все светлое, значит, под ними везде расположены подиумы. Придумано – написано: «Судя по приведенной схеме планировки салона, в МАЗ-303047 сидений на низком полу не предусмотрено – все будут устанавливаться на подиумы». Правда, что-то все же неизвестного автора смутило, а потому он подстраховался фразой:«Чем обусловлено такое решение, нам не объяснили».
Я не в курсе, к кому именно обращался автор данного опуса на МАЗе – к дворнику, электрику или охраннику на проходной, но это были явно не те люди, которые в реальности отвечают за продукт. В принципе, если взглянуть на схему, то и тревожить заводчан смысла не было. Так в версии на 27 мест видны два одиночных кресла – кто же на подиум ставит одно сиденье, оставляя рядом пустое пространство, которое нельзя использовать. А в варианте на 31 место часть накопительной площадки занимает пара кресел – не сложно понять, что специально городить под ними подиум никто бы не стал. Сиденья просто поставили бы на пол.
Увы, никто из читателей не стал разбираться со схемами. Многие просто перенесли информацию в свои паблики, снабдив ее громкими заявлениями типа: «Это катастрофа - подобный автобус не будет пользоваться спросом даже в РФ». Причем речь идет о тех, кто считает себя фанатами и даже экспертами в автобусной тематике. Печаль…
А в реальности ситуация такова. Действительно, весь модельный ряд МАЗ переходит с европейских и американских комплектующих на аналоги отечественного и импортного производства из стран, которые не поддержали санкции против Беларуси (я думаю, вы понимаете, что это нужно читать как «Китай»). Так вместо моторов Mercedes-Benz на автобусы будут устанавливать двигатели Weichai Power, вместо коробок передач ZF и Allison будет продукция Fast Gear, на смену ведущим мостам ZF придут китайские HANDE AXLE. Будут заменены и другие детали, которые раньше заказывались у «европейцев».
Однако по факту, это не повлияет ни на технические возможности автобусов, ни на комфорт пассажиров. Все удачные компоновочные решения, которыми и интересен МАЗ 303, останутся без изменений. Высокий процент низкого пола и 14 «социальных» мест, тоже не исчезнут. А вся «бюджетность», которую обязательно упоминают в своих статьях журналисты, по факту будет выражаться в снижении первоначальной стоимости автобуса.
Да, пока непонятно, насколько надежными окажутся китайские агрегаты в сравнении с немецкими и американскими. Неясно и как будет налажено логистическое взаимодействие, когда речь зайдет о «расходниках» - смогут ли китайцы оперативно поставлять запчасти для ТО или ремонтов? Но на этот вопрос сможет ответить только реальная эксплуатация, а уж никак не взгляд на картинку из каталога…
Для вашего комфорта, реклама в данном материале отключена