Найти тему
Валерий Пасевич

Все дети талантливы?

В педагогике, от учителей до академиков, работает масса людей... скажем мягко, наивных, потому что такие считают: если твердить, что ты ешь халву, то станет не только сладко во рту, но и, жуя нечто иное, отправишь в желудок именно ее. "Все дети талантливы!" - то и дело можно услышать и там, и сям, и в СМИ и на собраниях, совещаниях. Хочется спросить: "Вы это можете доказать?", но в ответ, фактически, говорится, что никто доказывать не собирается, это - установка! Это - вера! "Она строить и жить помогает"? Многие считают - да! Тогда где эти миллионы талантов, заканчивающих школы?

Говорят: надо только найти, в чем именно ребенок талантлив! Хорошо, наверно, действительно очень много талантов не раскрывается - покажите те, кто дает установки, как раскрывать, научите этому всех учителей! Так ведь нет - не научают. Но есть много-много заклинаний, были даже и какие-то движения - не так уж давно прошла мощная волна под названием "Одаренные дети". Чуть ли не в каждой деревеньке (усилю до предела) стали преобразовывать школы то в гимназии, то в лицеи... помню, как учительница из маленького села выступала на большом совещании с докладом: "Работа с одаренными детьми в условиях малокомплектной сельской школы". Ее спрашивают из зала: "Скажите, пожалуйста, сколько докторов наук вышло из вашей школы? Может, есть известные артисты, спортсмены, писатели?" Учительница смутилась, но председательствующий на совещании заступился: "Одаренные это те, кто требует большей работы со стороны учителей! А уж что из них получится - это будет видно потом! Дети - все талантливы и наша задача..." - и понесло его, понесло, да с такой энергией и верой, что возразить ему было трудно, но некто слово-таки молвил: "В болгарском трехсоттысячном городе Пловдиве в 1989 году была всего одна гимназия, но как она была оснащена! И вычислительный центр такой, что многие наши вузы могли позавидовать, и классов с ПК масса, и прочее, прочее! Тогда нас, группу учителей информатики, послали в Болгарию, посмотреть... Мы спрашиваем экскурсовода: почему на весь город одна такая школа? Он нам отвечает: "Вы думаете, что одаренных детей пруд пруди? Мы вот знаем, что таких не так уж много... на наш город одной большой школы хватает..". Не размазываем ли мы в нашей стране средства, плодя так много как бы особых школ, которые таковыми не являются?" Председательствующий "ничего не сказал на это, а только говорит: "Слово предоставляется..." - следующему выступающему...

Тогдашняя волна, как это у нас постоянно бывает, несколько схлынула, теперь даже откат пошел: главное - чтобы экзамены сдали, а то ж куда ж это?! Процентов 30 и более девятиклассников ОГЭ по математике проваливают, стало быть, все усилия учителей - сюда, а эти, которые посильнее (про одаренность забудем), и сами управятся, они нас не беспокоят... почти. А вот потенциальных двоечников в течение года отслеживать, индивидуальную траекторию им определить, отчеты подавать, а если не сдали все-таки - летом учителей из отпусков отозвать - пусть "работают после уроков, если не умеют научить на уроках!" Но при этом звучит-таки: "Все дети талантливы!" Почему, для чего?

Видимо, говорящие это уверены, что сим лозунгом мобилизуют учителей, радуют родителей, стимулируют детей. Да, в отношении последних некоторое время это верно... может быть, пока ребенок не убедится, что в том или ином направлении он заметно отстает от других. Тогда - разочарование и переключение на что-то иное. Это ярко видно в шахматах: как только юному шахматисту становится ясно, что выше середины турнирной таблицы подняться никак не удается - обычно уходит... если к этому времени не возникнет любовь к самой игре, к мышлению. От необязательных видов деятельности спасение есть - взять и уйти, а вот с учебой в школе что делать? "Мне говорят, что я талантлив, в меня верят, а я... никак не могу понять, запомнить... значит, мне врут... я - не способный..." - сознательно или бессознательно часть детей делают такой вывод и внутренне бегут из школы.

Многих родителей мобилизовывать не надо - они и сами по себе уверены, что их дети самые-самые, некоторые из таких в случае не успешности их ребенка всю вину возлагают на учителей: "Умные люди с телеэкранов говорят, что все дети талантливы, а мой что - нет? Плохи те учителя, которые не могут найти и показать талант моего ребенка!" Других родителей никакие заклинания не мобилизуют, им не до их собственных детей...

Учителей "возвышенность" мобилизует? Скорее раздваивает: ежедневно видя реальность, человек не может не понимать, что про талантливость всех-всех - болтовня, но поскольку "все говорят", начальники ждут и от тебя того же, то публично - "Да, да, конечно, талантливы все! Ищем, ищем денно и нощно, работаем!"

Педагогика - сфера, полная противоречий и ложностей. Некоторые из них неизбежны в силу противоречивости объективной педагогической реальности, другие же - чисто человечьи творения. Их надо бы изживать...

У меня предложение: не надо лгать детям, родителям, учителям, не надо раздавать авансов, которые могут оказаться чрезмерными. "Лучше всех!" - интересная передача, однако назвать ее надо было как-то иначе... Учитель, тренер просто профессионально работают максимально усердно, стремясь на такое же усердие настроить и ребенка, и его родителей, а уж что будет получаться - будет видно по ходу... А еще надо найти, создать, укоренить такую систему оценивания учебной деятельности учащихся, в которой быть сильным - очень хорошо, но и быть слабым - нормально, потому что таков объективно потенциал многих и многих. Какой должна быть эта система? Вопрос...