Поговорим о медалях, надуманных самоцелях и истинной мотивации
В этом году, впервые с 2019 года, то есть с начала своей веломарафонской «карьеры», я не прошла 600км бревет. Мое собственное легкомыслие и доверчивость к окружающей среде обломали мне четвёртую квалификацию суперрандоннера. Обидно ли мне? Да. Намерена ли я продолжать «незадавшийся» сезон, в котором значатся ещё 1000 и 1200? Разумеется. Сезон 2022 г., к слову, выдался драматичным не только у меня. Мои коллеги в одном из южных клубов боролись с сильным встречным ветром на протяжении всех 600 км, и не все эту борьбу выдержали. Несколько человек сошли с дистанции, ещё несколько финишировали за пределами временнОго лимита (ехали более 40 часов). И некоторых из них это демотивировало настолько, что они приняли решение отказаться от предстоящей 1200. Дескать, кому теперь нужны эти подвиги, если базовое условие - квалификация суперрандоннера - не выполнено. Я готова ответить на этот вопрос.
Они нужны вам.
OTF, DNF - все эти отметки в итоговом протоколе - да, это досадно. Это бьет по хрупкому рандоннерскому самолюбию. И тут самое время задать себе другой вопрос. Главный. А самолюбие ли привело вас в этот спорт?
Нет. Вы здесь, потому что вы любите кататься на велосипеде. Вы здесь ради ощущения полёта над дорогой, восторга от пролетающих мимо километров, освобождения от рутины; ради физической и психологической перезагрузки, общения с двухколесными собратьями; ради ощущения счастья на финише, в конце концов.
Но точно не для того, чтобы в конце сезона повесить на стену очередной кругляшок, каким бы почетным и заслуженным он не был. Если для вас это не так - это просто не ваш спорт.
Я никогда не забуду свою первую 600
Никто никогда не забудет свою первую 600.
В 2019 году в Коми не было лета. Вообще. Мы стартовали в +10 с ледяным дождём. А через 130 км, на первом КП, нас накрыл кратковременный, но буйный, как мой характер, тропический циклон. Мы продолжали маршрут в +30 (да, +20 одним ударом) под таким сумасшедшим ливнем, что встречные и попутные автомобили просто стояли вдоль обочин и пережидали стихию. Остатки энергии мой организм потратил на высыхание. Из-за общего перенапряжения поспать в точке разворота (300 км) у меня не получилось, так что свои первые 600, я, всю жизнь считающая себя очень слабой, могу занести в разряд чистейшего атлетизма.
На финише я была вымотана ровно настолько, что сложила свой велосипед в машину наших волонтеров, наотрез отказавшись ехать целых 3 км до дома.
Почему я это рассказываю?
Потому что дома, двумя часами позже, Олег проверил электронную почту и сообщил мне новость, которую мы ждали с января: на супермарафон «Париж-Брест-Париж»-2019 появились дополнительные слоты. Для тех, кто прошёл текущую квалификацию. То есть для таких, как мы. «Париж-Брест-Париж» (1200 км) был не просто абстрактной целью. Он был полновесной мечтой, в осуществление которой мы вкладывались весь год всеми ресурсами. Он был причиной моего прихода в этот спорт.
Но я сидела ни живая, ни мертвая на своей кровати. Я смотрела в стену. И я сказала: «Нет. Я не поеду во Францию. Я больше никуда не поеду на двух колёсах. Продай эту пыточную машину и отдай деньги в фонд борьбы с велосипедистами».
А на следующий день я первым делом оформила и оплатила наши две заявки на ПБП. Да, у нас с Олегом нет медалей с супербревета «Париж-Брест-Париж». Потому что мы его не проехали.
А знаете, чего ещё у меня нет? Сожаления. Мы сделали все, что могли, все, что должны были и главное - все, что хотели. И в следующий раз мы учтём свои ошибки и повторим попытку.
Я не знаю ни одного человека, которому достижение его целей - а тем более, сверхцелей - далось бы легко и с первого раза. О чем бы ни шла речь - спорте, карьере или ещё о чем-то. Вы сознательно выбрали стезю преодоления. Вы выбрали дисциплину, которая будет постоянно брать вас на излом - так выполняйте главное правило собственной игры: не давайте себя сломать, черт вас дери. Упирайтесь!
Неужели вы готовы сдаться при виде пустого гвоздя, вбитого для медальки СР?
Супермарафоном «Чуйский тракт» меня пугали буквально с первого дня в «Легионе». И запугали, надо сказать, качественно. Для пары моих коллег эта дистанция в разные годы закончилась в госпитале. Ещё несколько бойцов банально не одолели перевалы. Кого-то подвёл ночной холод. У горного Алтая во всех смыслах крутой нрав, противостояние которому требует несреднего напряжения сил и характера. Тем более, если вера в себя подорвана неудачей на куда более простой дистанции (ПБП во всех отношениях легче).
Поэтому мы с Олегом выбрали максимально простую стратегию: мы послали подальше амбиции, рекорды и сам лимит времени. Мы просто дали себе обещание доехать. Просто доехать до финиша. Хоть через неделю, но докрутить.
И знаете, что я скажу - вот это намерение доехать во что бы то ни стало - оно освобождает. Ты даёшь себе максимальную свободу ехать в комфортном темпе, не цепляясь за лидерами, отдыхать там, где ты запланировал, и столько, сколько это необходимо. Это дало мне свободу сотрудничать со своим организмом, радоваться дороге и великолепным пейзажам Алтая. Итог - я финишировала с 10-часовым запасом. Олег, в силу более щадящей (и местами более рациональной) тактики прохождения финишировал чуть позже, но все равно с уверенным профицитом времени.
Вывод прост, как мычание. У нас все получается ровно тогда, когда мы перестаём гнаться за медалями, дипломами, рекордами и восхищением собратьев по цеху. Для нас все складывается наилучшим образом там, где мы действуем в ладу с собой и своими настоящими - первоначальными - целями. А ещё там, где нас поддерживают. Перед «Чуйским трактом» наши друзья устроили классный флешмоб, чтобы поддержать нас. Как бы за меня ни волновалась мама, я всегда слышу от неё слова поддержки, когда звоню или пишу с маршрута. И вот это действительно важно.
Медали - это приятно. Это наглядные вехи пройденного пути. Но сам спорт веломарафонцев - не про это. Он про радость долгих велопрогулок. Самый буквальный и точный перевод слова рандоннер - «праздношатающийся». И это определение исчерпывающе передаёт дух и философию движения.
Мы здесь, чтобы чувствовать радость и свободу, которую может дать велосипед. Ее нельзя обменять ни на одну медаль в мире. И марафонцы, которые финишируют со счастливыми улыбками через 5-10 часов после склянок, отбивших лимиты, знают это. И марафонцы, сходящие с одной и той же дистанции из года в год по разным причинам и вновь выходящие на старт - они тоже это знают. И они правы. Наша сила не в кубках и чистых протоколах, не в денежном вознаграждении, не в контрактах со спортивными марками. Она в нас. В нашем умении терпеть неудачу снова и снова и не отчаиваться. Может быть, поэтому Parisien Club Audax - «верхушка» мирового рандоннерского движения - называется «Клуб отчаянных». Но точно не «Клуб отчаявшихся». Если прямо сейчас вы переживаете неудачу в сезоне и неполучение первого и очередного СР - просто зарегистрируйтесь на ближайший бревет. И продолжайте тренироваться. Вспомните, зачем вы вообще здесь. В конце концов, это единственная возможность наконец повесить на гвоздь заветную медальку. Свято место не должно быть пусто.
Ride On!
#рандоннер #суперрандоннер #велосезон #шоссейныйвелоспорт #аср #веломарафон #коми #парижбрестпариж #чуйскийтракт #веломарафон