Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2022 года по делу № А70-4254/2021
Суть спора: Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным предписания Административного органа, выданного без проведения проверки в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Решение суда:
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, принял новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований Общества.
Суд кассационной инстанции оставил решение суда апелляционной инстанции без изменений.
Фабула дела:
Общество осуществляет хозяйственную деятельность по эксплуатации кустовой площадки нефтяного месторождения.
В связи с обращением общественной организации по поводу нарушения законодательства об охране окружающей среды при размещении отходов в шламонакопителе нефтяного месторождения Административным органом в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках производства по делу об административном правонарушении Административным органом проведено административное расследование, в ходе которого выявлен факт размещения на кустовой площадке месторождения отходов бурения (свыше 11 месяцев после окончания бурения скважин) в шламонакопителе, который не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
По результатам административного расследования Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
Также, Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Считая, что Административный орган не имел права выносить предписание без проведения проверки в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Общество обратилось в суд.
Правовое обоснование:
1.Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, отмечает, что предписание, выданное Административном органом, является необоснованным, поскольку Законом № 294-ФЗ не установлены такие особенности, как выдача предписаний вне рамок проверок по требованиям указанного закона.
2.На основании абз. 4 п. 1 ст. 66 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что указанная норма, наделяя контролирующие органы полномочием по вынесению предписаний об устранении нарушений законодательства, не содержит положений, исключающих возможность вынесения предписаний, если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках иной административной процедуры, отличной от проверки, проведенной в рамках Закона № 294 - ФЗ.
3.Частью 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ установлено исключение из общего правила о вынесении предписаний по результатам проверок для тех случаев, когда факты допущенных нарушений достоверно установлены в рамках иной законной процедуры - при проведении административного расследования.
В рассматриваемом случае оспариваемое предписание внесено контролирующим органом по результатам выполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора, без нарушения соответствующей процедуры, поскольку исполнение названной функции не предполагает обязательного проведения проверки.
4.Суд апелляционной инстанции также отмечает, что выдача предписания вне процедуры проведения проверки по правилам Закона № 294-ФЗ сама по себе не влечет признания его недействительным, поскольку в рамках проводимого расследования Обществу обеспечена возможность реализации права на защиту, дачи объяснений и представления соответствующих доказательств.
Резюме суда:
Выдача административным органом предписания вне рамок плановой или внеплановой проверки не является достаточным основанием для его отмены, поскольку при проведении административного расследования также допускается выдача предписания.
Комментарий Центра:
В настоящее время при проведении проверок в рамках государственного экологического контроля (надзора) применяются требования, установленные Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».