Несмотря на то, что сегодня российский кинематограф нередко вызывает бурные реакции западных кинокритиков и зрителей, в годы Советского Союза подобное случалось не реже. И это с учетом тех существенных различий, которые отделяли советского гражданина от западного. О некоторых фильмах и режиссерах того времени, которые получили признание не только на родине, но и за рубежом, рассказываем в материале.
«Дерсу Узала», 1975
В 1975 году по мотивам произведений В. К. Арсеньева режиссер Акира Куросава создал художественный фильм, который считается советско-японским. Сюжет фильма повествует о путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева с таежным охотником Дерсу Узала.
Несмотря на то, что в КНР съемки фильма по политическим причинам вызвали негативную реакцию, на Западе, да и во всем мире «Дерсу Узала» пользовался большой популярностью. А в 1976 году картина получила премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.
«Ирония судьбы или с легким паром», 1976
Новогодний фильм Эльдара Рязанова американские кинокритики восприняли как альтернативу рождественской картины «Эта замечательная жизнь» режиссера Фрэнка Капра. Но пояснения, которые они получили после, заставили отказаться от этой идеи. К примеру, только в послехрущевский период, когда все дома были заставлены одинаковой мебелью, а все двери открывались одинаковыми ключами, действительно, возможно было зайти не в свою квартиру и не сразу это заметить.
Фильм «Ирония судьбы или с легким паром» не только познакомил иностранного зрителя с укладом жизни в СССР, но и показал, насколько сильно отличаются взгляды на жизнь советских людей от тех, которых придерживались западные соседи.
«Морозко», 1965
Детский фильм «Морозко», в основу которого лег русский народный сказочный сюжет, в 1965 году был представлен на XXVI Международном кинофестивале в Венеции. Картина Александра Роу была удостоена Гран-при и из Италии он вернулся со «Львом святого Марка».
Несмотря на то, что американцам этот фильм показался довольно скучным, Стивен Спилберг — знаменитый режиссер из США, был поражен спецэффектами, которые использовались в «Морозко». А вот в Чехии фильм оценили не только местные режиссеры и кинокритики, но и обычные зрители. И с 1964 года «Морозко» стал частью рождественской программы на телевидении.
«Сталкер», 1979
Культовый фантастический фильм-притча Андрея Тарковского, основанный на повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких, попал в «Топ-100 лучших фильмов всех времен» по версии Британского института кино.
Действие фильма разворачивается в вымышленном времени и пространстве, а главного героя, недавно вышедшего из тюрьмы, называют сталкером. Чтобы зарабатывать на жизнь и обеспечивать больную дочь и жену, он организует экскурсии в запретную Зону, полную аномалий.
«Москва слезам не верит», 1979
В 1981 году лента Владимира Меньшова получила «Оскар» за лучший иностранный фильм. В те годы картина «Москва слезам не верит» покорила не только зарубежных кинокритиков и обычных зрителей, но и президента США Рональда Рейгана. Он признался, что в попытках «постичь русскую душу» пересматривал фильм больше пяти раз.
Несмотря на разницу между укладом жизни в СССР и на Западе, проблемы, затронутые в фильме, оказались общими и понятными людям из разных стран. История о трех девушках из провинции, которые переехали в Москву, чтобы найти свое счастье, до сих пор остается одной из самых узнаваемых и любимых как в России, так и на Западе.
«Ежик в тумане», 1975
Мультфильмы Юрия Норштейна высоко ценились не только в Советском Союзе, но и за границей. Самобытные, наполненные философским смыслом и отсылками к популярным фильмам, они приводили в восторг как кинокритиков, так и простых зрителей. В одной из серий американского мультсериала «Гриффины» «Ежик в тумане» даже упоминается как символ российской культуры.
Десятиминутный анимационный фильм Норштейна «Ежик в тумане», повествующий о заблудившемся в тумане зверьке, высоко оценили и в Токио. Там картину признали лучшим произведением всех времен и народов.
«Аэлита», 1924
Первый советский немой художественный фильм «Аэлита», снятый Яковом Протазановым, появился на больших экранах в 1924 году.
Картина, которая считается вольной экранизацией одноименного фантастического романа А.Н. Толстого, долгое время игнорировалась отечественными историками кино. При этом на Западе ее не только высоко оценили, но и назвали одним из лучших научно-фантастических фильмов эпохи немого кино.