Найти в Дзене
Heroine.ru

Советские фильмы, которые покорили Запад

Оглавление

Несмотря на то, что сегодня российский кинематограф нередко вызывает бурные реакции западных кинокритиков и зрителей, в годы Советского Союза подобное случалось не реже. И это с учетом тех существенных различий, которые отделяли советского гражданина от западного. О некоторых фильмах и режиссерах того времени, которые получили признание не только на родине, но и за рубежом, рассказываем в материале.

«Дерсу Узала», 1975

-2

В 1975 году по мотивам произведений В. К. Арсеньева режиссер Акира Куросава создал художественный фильм, который считается советско-японским. Сюжет фильма повествует о путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева с таежным охотником Дерсу Узала.

Несмотря на то, что в КНР съемки фильма по политическим причинам вызвали негативную реакцию, на Западе, да и во всем мире «Дерсу Узала» пользовался большой популярностью. А в 1976 году картина получила премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.

«Ирония судьбы или с легким паром», 1976

-3

Новогодний фильм Эльдара Рязанова американские кинокритики восприняли как альтернативу рождественской картины «Эта замечательная жизнь» режиссера Фрэнка Капра. Но пояснения, которые они получили после, заставили отказаться от этой идеи. К примеру, только в послехрущевский период, когда все дома были заставлены одинаковой мебелью, а все двери открывались одинаковыми ключами, действительно, возможно было зайти не в свою квартиру и не сразу это заметить.

Фильм «Ирония судьбы или с легким паром» не только познакомил иностранного зрителя с укладом жизни в СССР, но и показал, насколько сильно отличаются взгляды на жизнь советских людей от тех, которых придерживались западные соседи.

«Морозко», 1965

-4

Детский фильм «Морозко», в основу которого лег русский народный сказочный сюжет, в 1965 году был представлен на XXVI Международном кинофестивале в Венеции. Картина Александра Роу была удостоена Гран-при и из Италии он вернулся со «Львом святого Марка».

Несмотря на то, что американцам этот фильм показался довольно скучным, Стивен Спилберг — знаменитый режиссер из США, был поражен спецэффектами, которые использовались в «Морозко». А вот в Чехии фильм оценили не только местные режиссеры и кинокритики, но и обычные зрители. И с 1964 года «Морозко» стал частью рождественской программы на телевидении.

«Сталкер», 1979

-5

Культовый фантастический фильм-притча Андрея Тарковского, основанный на повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких, попал в «Топ-100 лучших фильмов всех времен» по версии Британского института кино.

Действие фильма разворачивается в вымышленном времени и пространстве, а главного героя, недавно вышедшего из тюрьмы, называют сталкером. Чтобы зарабатывать на жизнь и обеспечивать больную дочь и жену, он организует экскурсии в запретную Зону, полную аномалий.

«Москва слезам не верит», 1979

-6

В 1981 году лента Владимира Меньшова получила «Оскар» за лучший иностранный фильм. В те годы картина «Москва слезам не верит» покорила не только зарубежных кинокритиков и обычных зрителей, но и президента США Рональда Рейгана. Он признался, что в попытках «постичь русскую душу» пересматривал фильм больше пяти раз.

Несмотря на разницу между укладом жизни в СССР и на Западе, проблемы, затронутые в фильме, оказались общими и понятными людям из разных стран. История о трех девушках из провинции, которые переехали в Москву, чтобы найти свое счастье, до сих пор остается одной из самых узнаваемых и любимых как в России, так и на Западе.

«Ежик в тумане», 1975

-7

Мультфильмы Юрия Норштейна высоко ценились не только в Советском Союзе, но и за границей. Самобытные, наполненные философским смыслом и отсылками к популярным фильмам, они приводили в восторг как кинокритиков, так и простых зрителей. В одной из серий американского мультсериала «Гриффины» «Ежик в тумане» даже упоминается как символ российской культуры.

Десятиминутный анимационный фильм Норштейна «Ежик в тумане», повествующий о заблудившемся в тумане зверьке, высоко оценили и в Токио. Там картину признали лучшим произведением всех времен и народов.

«Аэлита», 1924

-8

Первый советский немой художественный фильм «Аэлита», снятый Яковом Протазановым, появился на больших экранах в 1924 году.

Картина, которая считается вольной экранизацией одноименного фантастического романа А.Н. Толстого, долгое время игнорировалась отечественными историками кино. При этом на Западе ее не только высоко оценили, но и назвали одним из лучших научно-фантастических фильмов эпохи немого кино.