#эффекты #парадоксы
Я знаю, что ничего не знаю, или эффект Даннинга-Крюгера
Вы когда-нибудь встречали в своей жизни людей, которые, не обладая достаточными знаниями в вопросе, считают себя в этом вопросе очень хорошими экспертами? А экспертов, которые начинают Вам подробно рассказывать, в каких аспектах вопроса они не сильны и кто знает лучше? Если Вы таких не встречали, то смею предположить, что у Вас проблемы с наблюдательностью (без обид 🤪). Мне вот такое попадается сплошь и рядом.
И данное наблюдение не моя больная фантазия. Вернее, даже если это моя больная фантазия, то она не только моя.
👉 В 1999 году американские психологи Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер опубликовали в «Журнале психологии личности и социальной психологии» результаты небольшого исследования, за которое они, кстати, получили Шнобелевскую премию (не смейтесь: Вы бы этим гордились)! Даннинг и Крюгер протестировали студентов в нескольких областях (логика, грамматика и восприятие юмора) и спросили у участников эксперимента, как они оценивают свои способности в этих областях, в том числе относительно друг друга.
Результаты эксперимента подтвердили гипотезу ученых: некомпетентные люди склонны сильно переоценивать себя.
Даннинг и Крюгер объяснили это тем, что навыки, которые определяют компетентность в той или иной области, зачастую являются теми же самыми навыками, которые необходимы для оценки уровня компетентности в этой области. Иными словами, проблема незнающего человека не только в том, что он что-то не знает, но и в том, что он не знает, что он это не знает 🤯. Поэтому незнающим людям и в голову не приходит, что другие могут знать больше, чем они, так как они не видят глубину вопроса в силу ограниченности своих знаний в этом вопросе. Совершая ошибки, они их даже не осознают.
Некомпетентные люди не могут трезво оценить не только свои способности, но и способности других людей. Очень часто они считают компетентными тех, кто обладает такими же знаниями, как и они сами, т.е. никакими. Потом они друг друга нахваливают, раздают должности…..
Логично, что с возрастанием уровня компетентности разрыв между восприятием своих способностей и их реальным уровнем должен сокращаться, т.е. чем больше человек понимает в вопросе, тем он более адекватно может оценить свои познания в этом вопросе. В принципе, результаты эксперимента Даннинга и Крюгера подтверждают эту логику.
Однако в рамках эксперимента обнаружилось интересное явление, которое отсутствовало среди гипотез перед началом эксперимента: студенты с высоким уровнем компетентности в тестируемых областях оценивали свои познания в этих областях ниже фактических. Даннинг и Крюгер обосновали это тем, что высококомпетентным людям свойственно думать, что большинство людей разбираются в вопросе так же, как и они. В результате они считают, что обладают средними знаниями, так как, по их мнению, много людей знают столько же или больше. Кроме того, понимая глубину вопроса, высококомпетентные люди отдают себе отчет в том, сколько всего они не знают или могут не знать, что делает их в целом менее уверенными.
По результатам данного эксперимента нарисовалась интересная закономерность, которая получила название эффекта Даннинга-Крюгера: некомпетентные люди склонны себя переоценивать, в то время как компетентные люди склонны себя недооценивать.
Сразу оговорюсь, что у этого эксперимента есть много критиков. Некоторые утверждают, что попытки повторить эксперимент Даннинга и Крюгера не подтвердили результаты первоначального эксперимента. Но меня все эти критики не волнуют, потому что то, что обнаружили в 1999 году Даннинг и Крюгер, я постоянно встречаю в реальной жизни. Думаю, что и Вы тоже. А если захотите поспорить со мной, с Даннингом или Крюгером, то придется Вам спорить еще и с Сократом, Лао-цзы, Чарльзом Дарвином и многими другими (почитайте их высказывания: эти парни думали так же 😎). Но никаких угроз. Хотите – спорьте 😜
В любом случае прошу Вас: остерегайтесь уверенных глупцов и постарайтесь не быть забитыми интеллектуалами!