Найти тему
Записки звукача

Микрофоны для кино.

Все, кто обратились в киношников и ютуберов сталкиваются с выбором микрофонов для съемки. Разберем какими они бывают, какие у них удобства-неудобства. Опять же, физику страшную не трогаем.

Первое что важно понять для съемок - можем ли мы видеть микрофон в кадре, какой план (крупность), перемещается ли в кадре герой. Как всегда, главное - определить цель. Все, всегда и везде зависит от целей. Они определяют средства.

Теперь о средствах. Самое частое применение в кино и видео имеют петличные микрофоны. Тут есть одно фундаментальное отличие от сценических петличек. При съемках важна мобильность, поэтому зависимость от розетки неприемлема. Киношные приемники имеют такой де вид, что и передатчики. Питаются от батареек. могут закрепляться на поясе или сумке звукооператора и не сковывать его движений. Маленький передатчик легко прятать. Но главное, легко прятать сам микрофон. Он как правило не намного толще провода и длиной около 2 см.

приемник/передатчик с питличкой.
приемник/передатчик с питличкой.

Еще одно важное отличите целей - должно ли быть видно микрофон. Если его надо прятать - тот тут мы упираемся в размер, цвет (бывают черные, телесные светлые, коричневые и белые петрлички.

микрофоны Sanken Cos-11 всех цветов и креплений. часто используются в кино. монетка для понимания размеров.
микрофоны Sanken Cos-11 всех цветов и креплений. часто используются в кино. монетка для понимания размеров.

Небольшой вам лайфхак. Брать для крепления стоит пластырь из аптеки. Я беру полимерный. Omnifilm, или его аналоги. Они почти не оставляют следов клея нигде и хорошо держатся. А чтобы снизить шуршание одежды - можно катать из тканевого пластыря небольшие ролики и использовать как подушечку, чтобы отодвинуть микрофон от одежды.

Если прятать нам микрофон не надо, по законам телевидения или ютуба, можно и не скрывать, то тут все проще. Можно брать любой, устраивающий вас по бюджету и звуку.

Есть множество проводных петличных микрофонов. Они как правило используются в студии, когда гость или ведущий сидит или стоит и не перемещается в кадре. Тогда мы смело кидаем проводной микрофон и лишаемся проблем с приемом, срывом волны и наличием помех.

-3

Также при съемках иногда используют микрофоны граничного слоя. Про них я писал в прошлой статье. Почитайте, если не. На всякий - повторюсь. Это плоские микрофоны, которые кладутся на стол, вешаются на стену или куда угодно, чтобы не быть заметными и имеют направленность виде полусферы. Улавливая все, что в нее попадает. Их удобно класть на стол, когда за ним сидит несколько человек и нам нужно услышать о чем они разговаривают, если это съемка спектакля, например. Если на артистах изначально нет микрофонов.

микрофон граничного слоя.
микрофон граничного слоя.

Следующий флагман киношной записи звука - пушка. Не та, что стреляет, а та, что пишет. Иногда ее называют "бум". Это очень узконаправленные микрофоны со сложным устройством. Имеют длинную вытянутую форму. Улавливают звук в узкой области, что позволяет выделить источник звука, снизить уровень шумов вокруг, детальней что-то записать. В синематографе зачастую актеров записывают и на петлички, и на пушки. Потом из смешивают и получается то, что мы слышим в кинотетре.

Дробовик кондесатор - так Алиэкспресс называет конденсаторную пушку.
Дробовик кондесатор - так Алиэкспресс называет конденсаторную пушку.

Можете проследить работу бум-оператора при съемке Камбербетча, когда он играл Смауга в Хоббите. Это видео давно ходит по интернету, но взгляните именно на микрофон и послушайте то, что он записывает.

Маленький лайфхак для тех, кто писал чистовой звук на площадке. Если вам нужно что-то переозвучить в студии - делайте это на те же микрофоны, что и при съемке. Тогда будет намного проще сделать так, чтобы разницы между студией и звуком с площадки не было.

На видео со съемок змея видно, что микрофон закреплен на какой-то конструкции. Это специальная версия "паука", как у студийных микрофонов. Небольшое "седло" закрепленное резинками на пластиковом или металическом держателе, который прикручивается на "удочку" или стойку.

Пушка Rode в пауке.
Пушка Rode в пауке.

Так, теперь вместе с пауками, седлами и пушками еще и удочка появилась! Да что происходит там у этих киношников?! Это цветочки, ягодки терминов будут дальше...

Так вот, удочка. Это телескопическая трубка, позволяющая выдвигать на необходимое расстояние микрофон, чтобы добраться до артистов из-за камеры. Все неоднократно видели фото со съемок, на которых есть человек с длиннющей палкой в руках, на конце которой какой-то тубус. Самый знаменитый бум-оператор из Звездных Войн - "pink shorts boom guy" - у нас его называли "розовые трусы звукаря". Кен Найтинголл, к сожалению, покинул наш мир в возрасте 92 лет 19 мая 2021г. Пожалуй, самы известный бумщик.

pink shorts boom guy. Star Wars.
pink shorts boom guy. Star Wars.

Работа не из простых. На вытянутых руках целый день держать 4х метровую палку, да так, чтобы микрофон в кадр не попал, в зеркале не отразился, и "смотрел" в рот артисту. Знаю точно, сам работал.

Съемки фильма "Жертва".
Съемки фильма "Жертва".

Тут, можно обратиться к финалу статьи про радиомикрофоны. Почитайте, если не. Чтобы избавиться от проводов для пушки, стоит использовать plug on. Ту самую штуковину, которая вставляется в микрофон и делает из него радио. Очень неудобно, когда провод приходится постоянно накручивать на здоровенную жердь. Он путается, перекручивается, тратится время. А на съемках иногда все решают секунды, особенно когда снимается сцена на закате или рассвете. Минута и свет ушел, сцена запорота. Надо искать другой день, а это оплата всех сотрудников. Это очень большие деньги. Скупой в кино платит трижды...

Если вы видеограф, отличный вариант - накамерная пушка. Имеет крепление "башмак". Вот еще одно словечко... Бывают моно, бывают стерео. Вариантов тьма. Выглядит примерно так.

-9

А теперь к самому веселому. Что же за тубус такой на "удочке"? Это "цеппелин". Специальный ветрозащитный кожух. Надевается на "паука".

цеппелин Rode.
цеппелин Rode.

А дальше - какая-то мохнушка. А это вообще цирк. В кино она называется собака. В телевидении хомяк. В западных каталогах я встречал название "Flying cat" - летающая кошка. А где-то даже "Dead cat" - дохлая кошка. Не зависимо от названия, в комплекте должна быть расческа. Не пренебрегайте ей, держите мохнушку пушистой. Такие вот пирожки...

Так что, если задумали снимать кино - берите пушки, удочки, цеппелины с натянутыми на них хомяками, кошками и собаками, и вперед! Снимайте крутой контент (не люблю это слово, но оно достаточно емкое), творите, экспериментируйте подписывайтесь, ставьте лайки и пишите комменты. Спасибо что были с нами! До встречи!