Все, кто обратились в киношников и ютуберов сталкиваются с выбором микрофонов для съемки. Разберем какими они бывают, какие у них удобства-неудобства. Опять же, физику страшную не трогаем.
Первое что важно понять для съемок - можем ли мы видеть микрофон в кадре, какой план (крупность), перемещается ли в кадре герой. Как всегда, главное - определить цель. Все, всегда и везде зависит от целей. Они определяют средства.
Теперь о средствах. Самое частое применение в кино и видео имеют петличные микрофоны. Тут есть одно фундаментальное отличие от сценических петличек. При съемках важна мобильность, поэтому зависимость от розетки неприемлема. Киношные приемники имеют такой де вид, что и передатчики. Питаются от батареек. могут закрепляться на поясе или сумке звукооператора и не сковывать его движений. Маленький передатчик легко прятать. Но главное, легко прятать сам микрофон. Он как правило не намного толще провода и длиной около 2 см.
Еще одно важное отличите целей - должно ли быть видно микрофон. Если его надо прятать - тот тут мы упираемся в размер, цвет (бывают черные, телесные светлые, коричневые и белые петрлички.
Небольшой вам лайфхак. Брать для крепления стоит пластырь из аптеки. Я беру полимерный. Omnifilm, или его аналоги. Они почти не оставляют следов клея нигде и хорошо держатся. А чтобы снизить шуршание одежды - можно катать из тканевого пластыря небольшие ролики и использовать как подушечку, чтобы отодвинуть микрофон от одежды.
Если прятать нам микрофон не надо, по законам телевидения или ютуба, можно и не скрывать, то тут все проще. Можно брать любой, устраивающий вас по бюджету и звуку.
Есть множество проводных петличных микрофонов. Они как правило используются в студии, когда гость или ведущий сидит или стоит и не перемещается в кадре. Тогда мы смело кидаем проводной микрофон и лишаемся проблем с приемом, срывом волны и наличием помех.
Также при съемках иногда используют микрофоны граничного слоя. Про них я писал в прошлой статье. Почитайте, если не. На всякий - повторюсь. Это плоские микрофоны, которые кладутся на стол, вешаются на стену или куда угодно, чтобы не быть заметными и имеют направленность виде полусферы. Улавливая все, что в нее попадает. Их удобно класть на стол, когда за ним сидит несколько человек и нам нужно услышать о чем они разговаривают, если это съемка спектакля, например. Если на артистах изначально нет микрофонов.
Следующий флагман киношной записи звука - пушка. Не та, что стреляет, а та, что пишет. Иногда ее называют "бум". Это очень узконаправленные микрофоны со сложным устройством. Имеют длинную вытянутую форму. Улавливают звук в узкой области, что позволяет выделить источник звука, снизить уровень шумов вокруг, детальней что-то записать. В синематографе зачастую актеров записывают и на петлички, и на пушки. Потом из смешивают и получается то, что мы слышим в кинотетре.
Можете проследить работу бум-оператора при съемке Камбербетча, когда он играл Смауга в Хоббите. Это видео давно ходит по интернету, но взгляните именно на микрофон и послушайте то, что он записывает.
Маленький лайфхак для тех, кто писал чистовой звук на площадке. Если вам нужно что-то переозвучить в студии - делайте это на те же микрофоны, что и при съемке. Тогда будет намного проще сделать так, чтобы разницы между студией и звуком с площадки не было.
На видео со съемок змея видно, что микрофон закреплен на какой-то конструкции. Это специальная версия "паука", как у студийных микрофонов. Небольшое "седло" закрепленное резинками на пластиковом или металическом держателе, который прикручивается на "удочку" или стойку.
Так, теперь вместе с пауками, седлами и пушками еще и удочка появилась! Да что происходит там у этих киношников?! Это цветочки, ягодки терминов будут дальше...
Так вот, удочка. Это телескопическая трубка, позволяющая выдвигать на необходимое расстояние микрофон, чтобы добраться до артистов из-за камеры. Все неоднократно видели фото со съемок, на которых есть человек с длиннющей палкой в руках, на конце которой какой-то тубус. Самый знаменитый бум-оператор из Звездных Войн - "pink shorts boom guy" - у нас его называли "розовые трусы звукаря". Кен Найтинголл, к сожалению, покинул наш мир в возрасте 92 лет 19 мая 2021г. Пожалуй, самы известный бумщик.
Работа не из простых. На вытянутых руках целый день держать 4х метровую палку, да так, чтобы микрофон в кадр не попал, в зеркале не отразился, и "смотрел" в рот артисту. Знаю точно, сам работал.
Тут, можно обратиться к финалу статьи про радиомикрофоны. Почитайте, если не. Чтобы избавиться от проводов для пушки, стоит использовать plug on. Ту самую штуковину, которая вставляется в микрофон и делает из него радио. Очень неудобно, когда провод приходится постоянно накручивать на здоровенную жердь. Он путается, перекручивается, тратится время. А на съемках иногда все решают секунды, особенно когда снимается сцена на закате или рассвете. Минута и свет ушел, сцена запорота. Надо искать другой день, а это оплата всех сотрудников. Это очень большие деньги. Скупой в кино платит трижды...
Если вы видеограф, отличный вариант - накамерная пушка. Имеет крепление "башмак". Вот еще одно словечко... Бывают моно, бывают стерео. Вариантов тьма. Выглядит примерно так.
А теперь к самому веселому. Что же за тубус такой на "удочке"? Это "цеппелин". Специальный ветрозащитный кожух. Надевается на "паука".
А дальше - какая-то мохнушка. А это вообще цирк. В кино она называется собака. В телевидении хомяк. В западных каталогах я встречал название "Flying cat" - летающая кошка. А где-то даже "Dead cat" - дохлая кошка. Не зависимо от названия, в комплекте должна быть расческа. Не пренебрегайте ей, держите мохнушку пушистой. Такие вот пирожки...
Так что, если задумали снимать кино - берите пушки, удочки, цеппелины с натянутыми на них хомяками, кошками и собаками, и вперед! Снимайте крутой контент (не люблю это слово, но оно достаточно емкое), творите, экспериментируйте подписывайтесь, ставьте лайки и пишите комменты. Спасибо что были с нами! До встречи!