В этой статье вы узнаете, для чего нужна оценка компетенций, из чего она строится и как правильно её проводить.
Оценка компетенций делается, чтобы определить текущий уровень профессиональных возможностей сотрудников и понять, что можно улучшить и над чем работать. Она проявляет сильные и слабые стороны членов команды. Проанализировав результаты, можно наметить конкретные шаги для достижения цели бизнеса.
На основе результатов оценки компания принимает решение:
- обучать сотрудников, если им не хватает знаний или умений;
- развивать умения, если есть потенциал;
- мотивировать сотрудников, чтобы использовать имеющиеся компетенции;
- либо уволить, когда предыдущие варианты нецелесообразны.
Оценка позволяет проанализировать soft skills и hard skills. Soft skills - это личные качества, которые человек приобретает в процессе жизни и развития. Они не связаны со сферой деятельности, но помогают строить карьеру и добиваться успеха. Hard skills - это профессиональные компетенции, которые нужны для работы. Эти навыки приобретают в ходе специальных обучений.
Так, например, soft skills, необходимые для руководителя - умение планировать, делегировать, лидерские качества, развитый эмоциональный интеллект. Hard skills, которых ждут от маркетолога - умение работать с таблицами и специальными программами, проведение исследований, аналитика, знание маркетинга.
А вот пример soft и hard skills для рекрутера.
Кроме этого, проверка поможет оценить лояльность сотрудника, соответствие должности, взаимодействие с командой, KPI.
Результативно провести оценку компетенций вам помогут следующие методы:
- Тестирование. Психологические и профессиональные тесты полезны для определения тех самых soft skills и hard skills.
- Интервью. Задавайте вопросы о предыдущем опыте сотрудника, и полученные ответы помогут понять, как он использует нужные компетенции в разных ситуациях.
- Ассессмент-центр. Это комплексный метод, куда могут входить деловые игры, интервью или тестирования. Игра даст представление о поведении сотрудников в смоделированных ситуациях. Результаты получаются достоверными, так как используется несколько инструментов.
- Аттестация. Призвана оценить соответствие работника занимаемой должности. Она проводится на основании регламента компании, по результатам сотрудника могут повысить, увеличить или уменьшить зарплату или уволить.
- Оценка экспертами. Для неё привлекают профессионалов более высокого уровня из своей или других компаний.
- Оценки “180, 360 и 540 градусов”. 180 градусов - это опрос сотрудника и руководителя, 360 - сотрудника и его делового окружения, 540 - 360 градусов + опрос клиентов и поставщиков.
Информация, которую руководители получают после проведения оценки, стратегически важна для компании. Она позволяет планировать развитие, рассчитывать бюджет на обучение, квалификацию и найм сотрудников.
Если каждый член команды понимает, что все идут в одном направлении, это мотивирует работать с самоотдачей и достигать целей. Желаем вам лояльных и результативных сотрудников!
С заботой к Вашему делу, GotDev.