Найти тему
GotDev

Что нужно знать об оценке компетенций?

В этой статье вы узнаете, для чего нужна оценка компетенций, из чего она строится и как правильно её проводить.

Оценка компетенций делается, чтобы определить текущий уровень профессиональных возможностей сотрудников и понять, что можно улучшить и над чем работать. Она проявляет сильные и слабые стороны членов команды. Проанализировав результаты, можно наметить конкретные шаги для достижения цели бизнеса.

На основе результатов оценки компания принимает решение:

  • обучать сотрудников, если им не хватает знаний или умений;
  • развивать умения, если есть потенциал;
  • мотивировать сотрудников, чтобы использовать имеющиеся компетенции;
  • либо уволить, когда предыдущие варианты нецелесообразны.

Оценка позволяет проанализировать soft skills и hard skills. Soft skills - это личные качества, которые человек приобретает в процессе жизни и развития. Они не связаны со сферой деятельности, но помогают строить карьеру и добиваться успеха. Hard skills - это профессиональные компетенции, которые нужны для работы. Эти навыки приобретают в ходе специальных обучений.

Так, например, soft skills, необходимые для руководителя - умение планировать, делегировать, лидерские качества, развитый эмоциональный интеллект. Hard skills, которых ждут от маркетолога - умение работать с таблицами и специальными программами, проведение исследований, аналитика, знание маркетинга.

А вот пример soft и hard skills для рекрутера.

-2

Кроме этого, проверка поможет оценить лояльность сотрудника, соответствие должности, взаимодействие с командой, KPI.

Результативно провести оценку компетенций вам помогут следующие методы:

  1. Тестирование. Психологические и профессиональные тесты полезны для определения тех самых soft skills и hard skills.
  2. Интервью. Задавайте вопросы о предыдущем опыте сотрудника, и полученные ответы помогут понять, как он использует нужные компетенции в разных ситуациях.
  3. Ассессмент-центр. Это комплексный метод, куда могут входить деловые игры, интервью или тестирования. Игра даст представление о поведении сотрудников в смоделированных ситуациях. Результаты получаются достоверными, так как используется несколько инструментов.
  4. Аттестация. Призвана оценить соответствие работника занимаемой должности. Она проводится на основании регламента компании, по результатам сотрудника могут повысить, увеличить или уменьшить зарплату или уволить.
  5. Оценка экспертами. Для неё привлекают профессионалов более высокого уровня из своей или других компаний.
  6. Оценки “180, 360 и 540 градусов”. 180 градусов - это опрос сотрудника и руководителя, 360 - сотрудника и его делового окружения, 540 - 360 градусов + опрос клиентов и поставщиков.

Информация, которую руководители получают после проведения оценки, стратегически важна для компании. Она позволяет планировать развитие, рассчитывать бюджет на обучение, квалификацию и найм сотрудников.

Если каждый член команды понимает, что все идут в одном направлении, это мотивирует работать с самоотдачей и достигать целей. Желаем вам лояльных и результативных сотрудников!

С заботой к Вашему делу, GotDev.