Совсем недавно в нашей "тестовой лаборатории" побывал предтоповый аппарат компании Sony - VPL-VW5000ES, от которого все участники тестирования до сих пор находятся под большим впечатлением. Протестированный полутора годами ранее Sony - VPL-VW870ES оставил самые благоприятные впечатления. И вот вновь в наших руках оказался проектор от Sony - на этот раз им стал VPL-VW890ES.
Думаю, что вы все уже в курсе того, что компания Sony обновила модельный ряд проекторов и на смену FullHD модели VPL-HW65ES, а также 4К-моделям серии VW - 290, 590 и 790 пришли три новых лазерных аппарата с индексом XW в наименовании, а именно VPL-XW5000ES, VPL-XW6000ES и VPL-XW7000ES.
Герой же нашего обзора остался в модельном ряду, как и проектор, который мы тестировали ранее - VW5000. Казалось бы – что мешает Sony снять их с производств и сосредоточиться на выпуске упомянутых трех новых моделей? Но тут все не так просто.
В чем же основные отличия новых моделей от прежних 4K-проекторов Sony? Во-первых, это новые матрицы. Их физический размер уменьшен относительно предшественников с 0.74 дюйма до 0.61 дюйма при одновременном уменьшении разрешения с полного 4К (4096 пикселей по горизонтали) до UltraHD (3840 пикселей).
Во-вторых, на новых моделях установлены другие объективы. На младшей модели - VPL-XW5000ES объектив внешне такой же, как на FHD проекторе VPL-HW65ES, однако компания утверждает о его оптимизации под разрешение UltraHD, что уже подтвердил уважаемый Экки Шмитт в своем тесте, отметив улучшенное по сравнению с предшественником качество оптики.
На старших моделях VPL-XW6000ES и VPL-XW7000ES объектив стал меньше относительно прежних "ламповых" моделей - VPL-VW290ES и VPL-VW590ES, что вполне логично с учетом меньшего размера матриц и более компактного дизайна всего оптического блока.
Однако все сказанное не означает, что Sony сделала новые проекторы хуже. Вовсе нет. Уменьшение матриц до стандарта UltraHD вполне оправдано тем, что цифровые релизы выходят именно в этом стандарте, а не в полном 4К DCI. Это, кроме того, позволило сделать проекторы более компактными.
Также увеличена заявленная яркость. К примеру, у предыдущего лазерного «середнячка» - модели VPL-VW790ES была яркость 2000 люмен, для его преемника - модели VPL-XW6000ES заявлена яркость уже 2500 люмен, а для VPL-XW7000ES и вовсе целых 3200 люмен!
Что же касается обработки изображения, то все три новых проектора оснащены самым мощным процессором компании - X1 Ultimate for projector, таким же, которым оснащен топовый аппарат - VPL-GTZ380.
Напомню, что в проекторах Sony модельного ряда 2020-2021 г.г. (то есть моделях серии VW - 290/590/790/890) впервые в проекторах компании, выполненных на базе процессора X1, был заявлен динамический тонмаппинг HDR, который Sony назвала Dynamic HDR Enhancer. Разумеется, новый процессор также оснащен этой функцией.
Итак, возвращаюсь к вопросу, который я поставил ранее – почему Sony не сняла с производства модели VW890 и VW5000? Ответ очень простой - все три новые модели уступают этим аппаратам в первую очередь по качеству оптики. На VW890 и VW5000 установлен лучший объектив компании – 89-миллиметровый полностью стеклянный ARC-F (All-Range Crisp Focus) - такой же, как у флагмана - GTZ380. В новых трех моделях линзы меньшего размера и содержат пластиковые элементы.
Кроме того, новые модели не оснащены системой двойного динамического усиления контрастности, сочетающей как механическую ирисовую диафрагму, так и лазерный димминг и динамическое управление яркостью реализовано в них только посредством лазерного димминга.
Отсюда и вывод – три новые модели пока что не в состоянии заменить премиальные аппараты VW890 и VW5000. В особенности это очевидно в отношении VW5000 с яркостью 5000 люмен. Косвенным подтверждением этому выводу является и цена. Так старшая модель новой линейки XW - 7000 стоит в США $28000, а VW890- $40000 и это при том, что новая модель ярче на 1000 люмен!
Технические характеристики Sony VPL-VW890ES
Согласно данным производителя лазерно-фосфорный источник света проектора выдает 2200 ANSI люмен. Традиционно для Sony не указывается значение нативной контрастности.
Проектор выполнен на основе трех LCoS панелей размером 0.74 дюйма с разрешением 4096х2160 пикселей.
Как уже отмечалось, ключевая особенность проектора - это объектив ARC-F, призванный обеспечить максимальную четкость по всей площади экрана. Он состоит из 18 стеклянных элементов, включая шесть элементов с низкой дисперсией (ELD).
Оптика моторизована, есть возможность сохранения настроек фокусировки, масштабирования и сдвига объектива для пяти форматов экрана. Большие возможности сдвига объектива (± 80% по вертикали, ± 31% по горизонтали) обуславливают отличную гибкость при инсталляции.
По заявлениям производителя шум системы охлаждения очень умеренный и не превышает 24 Дб при полной мощности лазерного источника света.
Проектор оснащен входами HDMI с пропускной способностью 18 гигабит/сек., что позволяет принимать на борт сигнал с разрешением 4К и частотой 60 кадров в секунду и полным цветовым разрешением. Этого достаточно для всех ныне выпущенных на цифровых носителях фильмов.
Проектор поддерживает стандарты HDR10 и HLG, однако не обеспечивает полного цветового охвата DCI-P3, т.к. у него нет соответствующего светофильтра. Такое решение имеет и плюсы, т.к. фильтр DCI ощутимо снижает яркость.
В отличие от прошлых линеек компании SXRD-проекторы Sony линейки 2020-2021 г.г. оснащены функцией Dynamic HDR Enhancer, которая отвечает за покадровый динамический тонмаппинг видеосигнала в формате HDR. Насколько удачно это реализовано практически, мы обязательно посмотрим и сделаем выводы.
Фактически эта модель пришла на смену проектору Sony VPL-VW870ES, который мы тестировали в ноябре 2020 г. и были очень впечатлены результатами.
Дизайн и габариты
Проектор довольно крупный и тяжелый - 560 мм в ширину, 220 в высоту и 490 глубину, а его вес составляет 22 кг.
Дизайн аппарата строгий, традиционный для лазерных проекторов Sony серии VW.
Все разъемы как обычно у Sony находятся сбоку. В их числе два порта HDMI, порт триггера, LAN, порт USB для обновления прошивки.
Пульт крупный, удобный, с подсветкой клавиш.
Результаты измерений яркости и контрастности
Мы провели измерения яркости и контрастности в основных режимах работы проектора.
Яркость в самом ярком режиме Bright TV на максимальном значении мощности лазера и максимальном фокусном расстоянии составила 2079 люмен, что довольно близко к паспортному значению.
При установке цветовой температуры на D65 в режиме Reference яркость составила 1701 люмен.
Важно отметить, что у лазерных проекторов Sony мощность источника света можно регулировать плавно с помощью специального ползунка, включающего 100 позиций, что дает очень большую точность оптимизации светового потока под размер и усиление экрана. Мы установили ползунок мощности лазера на "0" и яркость снизилась до 756 люмен, что также подтверждает сделанный вывод.
Затем мы измерили нативный контраст по методике «on/off». На минимальном зуме в режиме Reference он составил 25500:1, а на максимальном зуме 19500:1. Это отличные значения, лучшие, что мы замеряли у проекторов Sony. Фактически эти цифры нативного контраста соответствуют тому, что мы получили на новых проекторах JVC серии NZ при открытой диафрагме объектива. Причем контраст остается высоким и при 1%ADL и составил 9000:1.
При активации динамической диафрагмы и лазерного димминга в режиме Limited контрастность возрастает до 38900:1. Что же касается режима Full, то измерить контраст в нем невозможно, т.к. на черном шаблоне проектор полностью отключает лазер. Это дает основание компании Sony заявлять о бесконечном значении динамического контраста.
При измерении контрастности по методике ANSI на максимальном зуме она составила внушительные 380:1. Вместе с полученным значением контраста на 1%ADL можно сделать вывод о плавном падении контраста с ростом средней яркости кадра. Результатом этого является максимальная стабильность контраста и пластичность изображения.
Оптическая четкость, разрешение и равномерность фокусировки
На шаблоне "Quick brown fox" проектор демонстрирует эталонную четкость изображения, великолепную разборчивость мелких деталей и отсутствие заметных с места просмотра хроматических аберраций.
Что же касается полного цветового разрешения, то оно обеспечивается только при включении режима быстрой задержки. При этом никакой деградации изображения не наблюдается, но функции из меню MotionFlow становятся недоступны.
Равномерность фокусировки отличная «от угла к углу». Сведение панелей требует лишь минимальной коррекции.
Замечу, что оценивать качество сведения панелей и применять необходимые коррекции следует не раньше, чем через 20 минут после включения проектора.
В наших тестах проекторов Sony мы не раз давали высокую оценку качеству работы фирменных систем усиления чёткости и масштабирования видео. Sony VPL-VW890ES оснащена функциями Reality Creation и Digital Focus Optimizer. Предсказуемо, что обе работают корректно и эффективно,
без нежелательных ложных контуров, увеличивая четкость изображения за счет усиления микроконтраста.
Однако качество объектива этого проектора настолько высокое, что вообще не требует какого-либо улучшения программным способом, но это может быть полезно в случае, если видеоряд фильма что называется "мыльный", то есть не обладает действительно высокой четкостью.
Качество масштабирования (апскейла) видео
Проверим, как проектору удается апскейл видео с разрешения 1080р до 4К. Для этого мы использовали тестовый шаблон и видеофрагменты с диска Spears & Munsil Benchmark и отключили масштабирование сигнала в плеере.
Здесь никаких сюрпризов проектор нам не преподнес - он демонстрирует высочайшее качество апскейла, традиционное для Sony – при масштабировании не возникает нежелательных артефактов или заметной «зубчатости» линий. На видеофрагментах этот вывод уверенно подтверждается. Проектор, как минимум не уступает в качестве масштабирования плееру.
Равномерность
Равномерность белого и серого сравнительно хорошая, значимых (то есть заметных при просмотре реального контента) неравномерностей по цвету нет.
Что касается микромерцаний, типичных для лазерных проекторов (speckle) – то можно сказать, что это явление присутствует на некоторых цветных заливках, но с места просмотра увидеть это практически невозможно.
Равномерность черного поля и его глубина при отключенном димминге и автодиафрагме хорошая, никаких светлых углов и пятен нет.
Включение тестовых шаблонов с белыми объектами на черном фоне позволяет оценить качество оптического блока с точки зрения внутренних переотражений. И здесь проектор демонстрирует великолепный результат – «призраков» от ярких объектов на черном фоне нет, есть лишь едва заметные гало и стрикинг.
Это важно как для сохранения контрастности в смешанных сценах, так и для резкости изображения, обусловленной, в том числе микроконтрастом.
Равномерность передачи градиентов
На всех ранее протестированных нами проекторах Sony (а это модели серии VW - 270, 760, 870 и 5000) мы наблюдали бандинг в HDR в определенных режимах. К сожалению, Sony VPL-VW890ES также не лишен этого недостатка и на тесте, записанном в HDR10, бандинг присутствует. У проектора есть средство уменьшения его выраженности - функция Smooth Gradation, но значительного влияния на результат она не оказывает, но может помочь в случае с контентом низкого качества, правда, ценой некоторой потери деталей.
На реальном видеоматериале мы не смогли ни разу увидеть бандинга даже на очень сложной сцене из первого фильма о Гарри Поттере с UltraHD издания фильма.
Качество тонмаппинга сигнала HDR
Еще раз повторюсь, что в 2020-2021 годах SXRD-проекторы Sony получили долгожданную функцию Dynamic HDR Enhancer, призванную обеспечить динамический тонмаппинг HDR видео. Причем эта функция работает на трех уровнях – низком, среднем и высоком.
Тест с цветными плашками демонстрирует, что проектор уверенно справляется с отображением плашек с яркостью только до 1000 нит. Изменение значения Dynamic HDR Enhancer на «низкий», "средний" или "высокий" ситуацию не меняет. Как и в предыдущих моделях, можно использовать ползунок Contrast(HDR), который за счет снижения средней яркости позволяет продемонстрировать все плашки.
Таким образом, в отличие от динамического тонмаппинга, реализованного в проекторах JVC в виде системы Frame Adapt HDR, механизм Dynamic HDR Enhancer у Sony не работает полностью автоматически.
Действие функции Dynamic HDR Enhancer можно продемонстрировать на стоп-кадре из фильма "Величайший шоумен". На значении High яркость и сочность картинки становится максимальной, но возможен клиппинг в бликах.
Для достижения лучших результатов придется корректировать настройки вручную, в зависимости от метаданных видеоряда. Тем не менее, совсем не сложно создать заранее несколько пресетов настроек для типичных значений яркости HDR (1000/4000/10000 нит) и переключаться между ними в случае необходимости. Да, уровень реализации динамического тонмаппинга несколько не дотягивает до того, что удалось JVC, но прогресс относительно предшествующих моделей, как говорится, налицо.
Передача движения и кадровая интерполяция
Мы прогнали несколько тестов для оценки качества передачи движения и кадровой интерполяции. Выводы ожидаемы - передача движения очень хорошая, особенно в режиме в режиме True Cinema, размытие в движении минимально, контент в 24р воспроизводится максимально корректно. Включение кадровой интерполяции устраняет рывки при панорамировании и делает контуры более четкими, а движение плавным, но, естественно вносит артефакты, особенно на высоком значении.
На фрагменте из фильма "Ветреная река", снятом камерой "с рук", вывод о высоком качестве передачи динамики проектором подтверждается в полной мере.
Система динамического увеличения контраста
Далее проверим качество работы системы динамического увеличения контраста, представляющей собой тандем из лазерного димминга и автоматической диафрагмы объектива.
Также, как и в ранее протестированных нами лазерных проекторах Sony серии VW - 870 и 5000 механизм динамической контрастности на значении Limited работает отлично - глубина черного увеличивается без «эффекта накачки», изменения цветовой температуры бликов и потери деталей.
При этом система эффективна и в смешанных сценах - с яркостью 1%, что в совокупности с высоким ANSI-контрастом делает проектор максимально универсальным с этой точки зрения, а контраст – очень стабильным в сценах с разной средней яркостью.
Значение Full, при котором на полностью черных кадрах лазер отключается, может давать видимую ступенчатость работы в сложных сценах.
Впечатления от просмотра фрагментов фильмов
Итак, перейдем к просмотру на проекторе фрагментов фильмов, записанных в стандартном динамическом диапазоне и разрешении FullHD.
Фрагмент из фильма "12 лет рабства" сразу дает возможность увидеть сильные стороны проектора - сочетание темных фигур и яркого света из окон позади них для аппарата с низким внутрисценовым контрастом было бы непосильной задачей, но Sony справляется с ней играючи - глубина черного не рушится при попадании в кадр светлых объектов, картинка остается насыщенной, сочной и детальной.
Кадры из сериала "Терминатор: Хроники Сары Коннор" выглядят на проекторе превосходно - изображение радует глаз богатой цветопередачей, высокой контрастностью и отличной четкостью.
В сцене обмена советского разведчика Абеля на американского военного Пауэрса в конце исторической драмы Стивена Спилберга "Шпионский мост" глубокий черный цвет и яркие фонари демонстрируют великолепную пластичность изображения проектора, картинка по-настоящему "кинематографичная".
Посмотрим, как проектор справится с фильмами в формате UltraHD.
"Планета земля II" - идеальный тестовый материал. Этот документальный мини-сериал выглядит на большом экране потрясающе - буйство красок, яркость, контраст и объемность изображения позволяют ему выходить за границы экрана, а референсная оптика проектора - увидеть все мельчайшие детали.
Культовая классика Джейма Кэмерона - "Терминатор 2: Судный день", снятый в далеком 1991 году, был ремастирован в 2017 и перевыпущен в повторный прокат в 3D и 4К. Можно критиковать переиздание за избыточную цифровую обработку, но одно можно сказать уверенно - этот фильм оказался неподвластен времени, и Вы можете продолжать наслаждаться его просмотром на большом экране, а с качеством изображения, которое дает Sony VPL-VW890ES, могут сравниться лишь лучшие коммерческие кинотеатры.
Просмотр на проекторе третьей части франшизы "Монстры на каникулах" - вызывал у нас настоящий восторг - картинка была невероятно объемной, динамичной и контрастной, прорисовка окружения и персонажей поразительная. Нужно ли говорить, что у детей просмотр на большом экране вызовет еще больше эмоций.
Кадры из "Дюны" Дени Вильнева демонстрируют великолепный внутрисценовой контраст и пластичность изображения. Отсутствие светофильтра DCI и обусловленные этим ограничения по цветовому охвату никак не проявляются при просмотре - бандинга нет, а передача золотистой цветовой гаммы этой сцены максимально корректна.
Завершили просмотр фрагментов фильмов мы сценой из последней части "бондианы" - "Не время умирать". Независимо от спорных художественных достоинств фильма нельзя не отдать должное эталонному изображению, которое мы видим на экране. К картинке просто невозможно придраться - цветопередача, яркость, контрастность, передача динамики - все на высочайшем уровне. Sony действительно удалось сделать серьезный шаг вперед даже после очень удачной 870-й модели, особенно в части тонмаппинга HDR.
Использование проектора в играх
Как и новейшие проекторы от Sony модель VPL-VW890ES не оснащена портами HDMI 2.1, что вряд ли обрадует геймеров. Но это не означает, что его нельзя использовать для игр. Напротив, для этого у него есть режим низкой задержки, оптимизированный для игр. А отличная передача динамики и высокая яркость сделают игровой процесс максимально увлекательным, обеспечивая полное погружение на большом экране.
Никаких проблем с коммутацией к игровым приставкам последнего поколения у нас не возникло.
Выводы
Теперь попробуем подвести итоги, выделить плюсы и минусы проектора Sony VPL-VW890ES.
«Плюсы»:
- сравнительно высокая, но не рекордная яркость;
- высокий контраст, причем как on/off, так и при измерении по методике ANSI, отличная пластичность изображения, стабильность контраста при изменении яркости сцены;
- эффективно и корректно работающая система двойного динамического увеличения контрастности за счет сочетания лазерного димминга и диафрагмы объектива;
- возможность плавного управления мощностью лазера;- премиальный объектив ARC-F, высочайшие четкость, резкость и равномерность фокусировки, отличное сведение панелей;
- очень хорошая передача движения;- качественный апскейл разрешения видео до 4К и отличная работа цифровых систем усиления четкости и детализации.
«Минусы»:
- глубина черного в самых темных сценах несколько уступает конкурентам от JVC;
- не обеспечивается 100% покрытия цветового пространства DCI-P3;
- динамический тонмаппинг HDR не является полностью автоматическим и требует ручной коррекции.
Проектор Sony VPL-VW890ES - это очень сбалансированный во всех отношениях аппарат, прекрасно проявляющий себя практически на любом материале, прежде всего, конечно, в кино. Если Вы можете себе его позволить, то он станет бескомпромиссным решением для домашнего кинозала самого высокого уровня. Познакомиться с этим замечательным проектором поближе Вы можете в демо-зале компании AVnirvana по адресу: Москва, Куркинское шоссе, д. 17 к. 1.
Напишите свои впечатления и вопросы в комментариях, я обязательно отвечу на них. И, конечно, не забывайте подписаться на канал!
© Артем Шамардин, 2022
© AVnirvana, 2022