Найти в Дзене

Яркость решает: тест лазерного проектора для домашнего кинотеатра SONY VPL-VW5000ES

Оглавление

13 - 15 мая 2022 года в демо-зале компании AVnirvana был протестирован действительно особенный проектор - Sony VPL-VW5000ES. Достаточно взглянуть на его гигантские размеры, чтобы убедиться в том, что это не рядовой аппарат.

На сегодняшний день это предтоповый проектор в линейке компании, так как в ней появился новый флагман - VPL-GTZ380 с колоссальной яркостью в 10000 ANSI люмен.

Проектор Sony VPL-GTZ380
Проектор Sony VPL-GTZ380

Модель же VPL-VW5000ES имеет заявленную яркость «только лишь» в 5000 люмен, что также можно назвать огромным значением.

Несмотря на то, что производство данной модели было начато еще в 2016 году, мы не смогли не воспользоваться возможностью познакомиться с этим проектором поближе, когда он попал нам в руки. Тем более, он до сих пор остается в актуальном модельном ряду компании.

Прежде, чем переходить к подробному обзору технических характеристик проектора, стоит упомянуть о том, что компания Sony совсем недавно обновила линейку своих SXRD-проекторов и представила три совершенно новых лазерных аппарата с индексом XW в наименовании, а именно: VPL-XW5000ES, VPL-XW6000ES и VPL-XW7000ES.

-3

Цифры в наименованиях этих моделей могут ввести потенциального покупателя в заблуждение. Скажем, модель VPL-XW5000ES по названию легко перепутать с тем проектором, который был нами протестирован. На мой взгляд, новая линейка по существу является попыткой сделать лазерные проекторы с нативным UHD-разрешением более доступными для потребителей, чем серия VW, в особенности, чем ее лазерные аппараты. К примеру, у младшей модели, а это как раз VPL-XW5000ES, признаки «бюджетности», что называется «на лицо» – регулировки зума, сдвига и фокусировки механические, то есть регулируемые с помощью обычного колесика на корпусе.

Страница из инструкции к проектору Sony VPL-XW5000ES
Страница из инструкции к проектору Sony VPL-XW5000ES

Я вовсе не утверждаю, что эти проекторы плохи, скорее наоборот, компании Sony успешно удалось заполнить все так называемые ценовые категории, что будет только способствовать конкуренции с той же JVC, а, значит, даст дополнительный стимул развитию проекционных технологий. Просто надо понимать, что данные проекторы и герой нашего сегодняшнего обзора находятся, как говориться, в разных лигах.

Технические характеристики проектора

Sony VPL-VW5000ES имеет на борту лазерно-фосфорный источник света, позволяющий по данным производителя выдавать световой поток в 5000 люмен. Много это или мало? Если обратиться к известному проекционному калькулятору на сайте www.projectorcentral.com, то можно посчитать, что на экране шириной 4 метра этот проектор может выдать ни много ни мало 146 нит яркости, или 43 футламберта.

-5

Да и на экране шириной 6 метров его яркости хватит для того, чтобы обеспечить качественное изображение в полностью подготовленном помещении.

-6

Иначе говоря, этот проектор предназначен, прежде всего, для тех счастливчиков, что могут себе позволить по-настоящему большой экран в своем просторном домашнем кинозале.

А вот можно ли использовать этот проектор с экранами обычных для домашних кинотеатров размеров, скажем, 120-140 дюймов, мы выясним при тестировании, тем более в демо-зале компании AVnirvana установлен как раз такой экран – а именно - Stewart Cima с полотном Neve и диагональю 135 дюймов.

Производитель не указывает значений нативной контрастности, но мы, как обычно, проведем необходимые измерения и проанализируем полученные результаты.

Здесь же стоит отметить, что проектор оснащен не только лазерным диммингом, но и автоматической диафрагмой объектива, регулировки которых можно обнаружить в соответствующем разделе меню - Cinema Black Pro.

-7

Такое сочетание лазерного затемнения и динамической диафрагмы призвано эффективно увеличивать контраст изображения в темных сценах.

Проектор выполнен на основе трех фирменных LCoS (SXRD) панелей размером 0.74 дюйма с полным 4К-разрешением, то есть 4096х2160 пикселей.

-8

Одна из главных особенностей аппарата – это выдающийся объектив диаметром 89 мм, призванный обеспечить максимальную оптическую четкость по всей площади экрана.

Объектив Sony ARC-F
Объектив Sony ARC-F

Причем помимо стандартного объектива проектор может быть оснащен широкоугольной оптикой.

-10

Оптическая система полностью моторизована и регулируется с пульта, а проектор позволяет сохранить положение оптики (то есть фокус, зум и сдвиг) в одной из ячеек памяти и вызвать ее одним нажатием кнопки, скажем при смене размерности со стандартных 16х9 на 2.35:1.

-11

Лазерный источник света охлаждается с помощью комбинированной системы охлаждения – жидкостной и с использованием традиционных кулеров, причем по заявлениям производителя шум системы охлаждения не превышает 35 Дб при полной мощности лазера, что для столь яркого проектора можно признать отличным показателем.

-12

Срок службы лазерного блока согласно данным компании – не менее 20000 ч (40000 в режиме минимальной яркости) без необходимости какого-либо его обслуживания.

-13

Кроме того, заявлено, что оптическая система полностью защищена от возможности попадания пыли.

-14

Что касается поддержки современных стандартов сигнала, следует упомянуть прежде всего то, что проектор оснащен входами HDMI с пропускной способностью 18 гигабит/сек, что позволяет принимать на борт сигнал с разрешением 4К, частотой 60 кадров в секунду и полным цветовым разрешением.

-15

Этого достаточно для всех ныне выпущенных на цифровых носителях фильмов. Что касается HDR, то проектор поддерживает наиболее распространенный стандарт HDR10, а также HLG, и обеспечивает полный цветовой охват DCI-P3 с помощью специального светофильтра.

-16

Внешний вид и габариты проектора

Как я уже говорил, проектор не просто кажется огромным, он таковым и является. Размеры этого монстра - 75 сантиметров в глубину, 26 в высоту и 55 в ширину. А его вес составляет почти 43 кг!

-17

Строгий дизайн аппарата был унаследован от профессиональных проекторов Sony.

Все разъемы традиционно для Sony находятся сбоку. В частности, это два порта HDMI, порт триггера, LAN, порт USB для обновления прошивки. Причем коммутационный блок оснащен отключаемой подсветкой.

-18

Пульт традиционный для Sony – крупный и очень удобный, с подсветкой клавиш.

-19

Результаты измерений яркости и контрастности

Мы провели измерения яркости и контрастности в основных режимах работы проектора.

Итак, яркость в самом ярком режиме Bright TV на максимальном значении мощности лазера и максимальном фокусном расстоянии составила 4100 люмен. Это очень большая яркость, но она, к сожалению, не соответствует данным, заявленным производителем. Однако, стоит отметить, что в отличие от большинства проекторов, где наиболее яркий режим является по сути нерабочим ввиду сильного искажения цветовой температуры, в этом проекторе ситуация иная - режим Bright TV даже без дополнительной подстройки выглядит довольно корректно.

В режиме Reference яркость составила 3654 люмен, то есть падение относительно самого яркого режима незначительное.

Интересно отметить, что у лазерных проекторов Sony мощность лазера можно регулировать плавно с помощью специального ползунка, включающего 100 (!) позиций. Мы измерили в том же режиме яркость проектора при установке ползунка Laser Light Output на «0» и получили значение в 806 люмен, то есть мощность лазерного источника света можно уменьшить в 4,5 раза и это без использования фильтра DCI.

В этом и кроется ответ на вопрос, который я поставил раньше – «можно ли использовать данный проектор с экранами традиционных размеров?». Можно и нужно, так как аппарат очень гибко позволяет адаптировать яркость под условия просмотра – а ведь это не только размер экрана, это еще и возможный уровень внешней засветки, если проектор используется не только для просмотра кино в полной темноте, но и в гостиной для спортивных трансляций и т.п. задач.

Далее мы проверили насколько падает яркость при активации светофильтра DCI путем принудительного включения цветового пространства DCI-P3. При полной мощности лазера в режиме Reference яркость составила в режиме Reference 2331 люмен. Падение довольно значительное.

Затем была измерена нативная контрастность по методике «on/off». Она составила 4000:1, что по меркам современных проекторов, основанных на технологии LCoS, совсем немного.

На шаблоне с 1%ADL контраст составил 2300:1.

При активации динамической диафрагмы и лазерного димминга в режиме Full контрастность возрастает очень существенно - до 65000:1. При этом в режиме Full лазер полностью не отключается, правда поначалу это даже не понятно, настолько глубоким становится черный цвет на полностью черной заливке. Лишь когда глаза привыкают к темноте видно незначительное свечение экрана.

При измерении контрастности по методике ANSI на максимальном зуме она составила 200:1. Скажем прямо - значение для проекторов Sony совсем не рекордное.

Оптическая четкость, разрешение и равномерность фокусировки

На тестовом шаблоне "Quick brown fox" проектор демонстрирует практически эталонную четкость и естественность изображения, свободного от ложных контуров и артефактов по краям объектов, максимальную разборчивость мелких деталей и отсутствие заметных хроматических аберраций. Равномерность фокусировки действительно эталонная «от угла к углу». Сведение панелей вообще не требует какой-либо коррекции.

Здесь же можно оценить качество работы фирменных систем усиления четкости – Reality Creation и Digital Focus Optimizer.

Функция Reality Creation работает максимально корректно и на умеренных значениях не демонстрирует «звона» и ложных контуров, увеличивая четкость изображения за счет усиления микроконтраста.

Видно, что Digital Focus Optimizer дает картинке дополнительную фактурность.

В любом случае за реализацию систем усиления четкости компании Sony можно только поаплодировать. А в совокупности с референсным качеством оптики мы получаем просто невероятные для проекционной технологии результаты - картинка настолько детальная и прозрачная, что производит эффект "открытого окна".

Качество масштабирования (апскейла) видеосигнала

К сожалению, аппарат не смог нас порадовать высоким качеством масштабирования картинки - были заметны артефакты и потери в цветовом разрешении. Плеер ОРРО 205 давал значительно более качественный результат.

-22

Равномерность

Следующий этап тестирования был направлен на проверку яркостной и цветостной равномерности.

У доставшегося нам на тестирование экземпляра равномерность белого и серого была довольно слабой.

-23

Заметное виньетирование и перепад цветовой температуры от краев к центру на белой и серой заливках очевидны.

-24

Таким образом использовать этот проектор для просмотра черно-белых фильмов будет затруднительно. Но на обычном, цветом видеоконтенте это проблема практически себя не проявляла. В любом случае это неприемлемо для аппарата стоимостью почти 6 миллионов рублей (на начало января этого года).

Равномерность черного можно признать в лучшем случае, удовлетворительной - отклонения по яркости на черном поле заметны не только на полностью черной заливке, но, как мы убедились в дальнейшем, и на самых темных сценах из фильмов.

-25

Что касается глубины черного при отключенной системе усиления контрастности, то даже по цифрам измеренного нативного контраста понятно, что она уступает как конкурентам от JVC, так и более поздним моделям от Sony. Она скорее типична для хороших DLP проекторов.

А вот на шаблонах с белыми объектами на черном фоне проектор демонстрирует великолепный результат – никаких «призраков» и гало от ярких объектов на черном фоне нет, есть лишь едва заметный слабый вертикальный стрикинг.

-26

Равномерность передачи градиентов / бандинг

Теперь проверим плавность отображения градиентов.

Этот тест, записанный в HDR, всегда является для проекторов Sony серьезным испытанием и проектор предсказуемо демонстрирует некоторую ступенчатость градиентов.

-27

Включение функции Smooth Gradation лишь немного снижает выраженность бандинга.

Тем не менее, на реальном материале бандинга мы не видели ни разу. Сцена из фильма "Сикарио" очень сложная с точки зрения равномерности градиентов - картинка покрыта пеленой из частиц песка и пыли, поднятых в воздух взрывом, но никакой ступенчатости нет, яркостные и цветостные переходы очень плавные.

-29

Качество тонмаппинга сигнала HDR

Прежде, чем оценивать то, как проектор справляется с внутренним тонмаппингом сигнала HDR стоит отметить следующее. Данный аппарат выпущен довольно давно и не обладает возможностью динамического покадрового тонмаппинга HDR, поэтому каких-то чудес в этой части от него мы не ждали. Однако, нужно понимать, что яркостные возможности этого аппарата как нельзя лучше отвечают высоким потребностям видео, записанного в HDR.

Наиболее оптимальным для HDR оказался режим Cinema Film 2.

Традиционный тест с цветными плашками с яркостью от 240 до 1000 нит, демонстрирует, что проектор без проблем справляется с отображением всех плашек, то есть в подавляющем большинстве фильмов, записанных в HDR, проблем ждать не стоит.

-30

На более сложных тестах с яркостью плашек до 4000 и до 10000 нит на стандартных настройках происходит клиппинг.

Решить эту проблему можно с помощью уменьшения значения ползунка Contrast(HDR), но с понижением общей яркости изображения.

Однако самое эффективное решение – это, конечно, внешний тонмаппинг – с помощью видеопроцессоров, таких как Envy или Lumagen, либо компьютера с рендером madVR.

-33

Тем не менее, как мы убедились, даже без внешнего тонмаппинга HDR-контент на этом проекторе можно смотреть и получать удовольствие, но придется приложить некоторые усилия по оптимизации настроек.

Передача движения и кадровая интерполяция

Передача динамичных кадров, движения – это традиционно сильная черта проекторов Sony. И этот аппарат не стал исключением. Мы провели серию тестов для оценки качества передачи движения и динамичных сцен, а также системы кадровой интерполяции.

Включение кадровой интерполяции устраняет рывки при панорамировании и делает контуры объектов в движении более четкими, но создает эффект «мыльной оперы» при просмотре кино, хоть и с минимальным количеством артефактов, поэтому может использоваться по желанию на спортивных трансляциях.

По итогам просмотра тестовых роликов можно отметить отличное качество передачи движения проектором, особенно в режиме в режиме True Cinema, который не создает эффекта «мыльной оперы», но в динамичных кадрах, а также на сценах с использованием съемки «с рук» заметно повышает четкость в движении, минимизируя размытие границ движущихся объектов.

-34

Качество работы системы динамического увеличения контраста

Как я уже отмечал, в этом проекторе используется система двойного автоматического усиления контрастности, то есть тандем из лазерного димминга и автоматической диафрагмы объектива. Есть и чисто программная функция - Contrast Enhancer, усиливающая глубину темных тонов и яркость светлых участков изображения с помощью гамма-манипуляции.

Фото тестовых изображений, приведенные ниже, рекомендуется просматривать в темноте с использованием соответствующих плагинов к браузеру, таких как, к примеру, Dark Mode.

Включение системы динамического усиления контраста заметно, но скорее в виде снижения яркости, так как сравнительно низкий нативный контраст не дает того эффекта, который можно наблюдать у проекторов с высоким on/off контрастом.

Тем не менее работа системы довольно деликатна, без «эффекта накачки», изменения цветовой температуры бликов и потери деталей, но только на значении Limited, на Full она становится слишком навязчивой в попытках резко затемнить изображение.

Впечатления от просмотра фрагментов фильмов

Теперь перейдем к просмотру на проекторе фрагментов фильмов, записанных в разрешении FullHD.

Первая сцена сражения в лесу из классики Ридли Скотта "Царство небесное" выглядит на проекторе очень хорошо - аппарат прекрасно справляется с холодными тонами зимнего утра и динамикой боя, картинка объемная и богатая деталями.

-36
-37

"Кинг-конг" Питера Джексона - фильм довольно спорный, но его видеоряд - это настоящий деликатес для киномана. Проектор превосходно демонстрирует нежные пастельные тона в сцене, где героиня Наоми Уоттс снимается на палубе корабля и в деталях передает весь ужас контакта с гигантскими многоножками в темной сцене в лесу.

-38
-39

Еще одна батальная сцена в нашей подборке - на этот раз из первого сольного фильма о "Чудо-женщине".

-40

Изображение вообще на дает каких-либо поводов для критики - оно очень яркое и объемное, с отличной передачей движения и глубоким насыщенным цветом.

-41

Сцена из великолепной исторической драмы Брайана Сингера "Операция Валькирия" вызвала у нас настоящий видеофильский экстаз при просмотре.

-42

Проектор безупречно передал объем, теплую цветовую гамму этой сцены, фактуру одежды персонажей и залитых солнечным светом облаков на небе.

-43

Было интересно, как проектор справится с фильмами в формате UHD HDR.

Новинка со стриминга - "Затерянный город". Изображение просто великолепно, оно завораживает потрясающей яркостью, реалистичностью, цветопередачей и эталонной четкостью.

-44

Солнечный день выглядит на этом проекторе так, как мы не видели еще никогда при тестировании проекторов для домашнего кинотеатра.

-45

Кадры из фильма Гильермо дель Торо "Аллея кошмаров" - очень сложный материал для любого проектора, т.к. они сочетают темные костюмы актеров и ярко освещенные окна позади них. Проектор справляется очень хорошо, лишь немного не хватает внутрисценового контраста для того, чтобы передать глубину темных тонов, но это нивелируется общей яркостью и превосходной четкостью за счет премиальной оптики аппарата - картинка похоже на фотографию высочайшего качества.

-46

Мою любимую третью часть франшизы "История игрушек" смотреть на Sony VPL-VW5000ES очень увлекательно.

-47

Очень высокая яркость проектора позволяет наслаждаться просмотром всей семьей даже в неидеальных условиях светлой гостиной и при определенном уровне внешней засветки - то есть так, чтобы было комфортно самым юным зрителям. HDR здесь выглядит просто на "пять с плюсом", картинка максимально прозрачная и объемная.

-48

Кадры из фильма "Отмель" на проекторе смотрятся практически эталонно - все детали прекрасно различимы даже на ярко освещенных тропическим солнцем гребнях волн и песке.

-49

Волосы и текстура кожи Блейк Лайвли выглядят потрясающе реалистично.

-50

Использование проектора в играх

Несмотря на то, что этот проектор не оснащен новейшими портами HDMI 2.1, его, тем не менее, вполне можно назвать проектором для гейминга. И причин тому, как минимум, две.

-51

Во-первых, это наличие режима низкой задержки, оптимизированного для игр. Во-вторых, отличная передача динамики. А высочайшая яркость проектора позволяет его использовать не только в полностью подготовленном помещении в полной темноте, но и в гостиной даже при внешней засветке.

-52

Выводы

После проведенных технических испытаний и просмотра на проекторе различного контента можно попытаться сформулировать выводы и выделить его сильные и слабые стороны.

К несомненным достоинствам Sony VPL-VW5000ES можно отнести:

  • очень высокую яркость;
  • возможность плавного, по 100 ступеням управления световым потоком;
  • выдающееся оптическое качество объектива – эталонную четкость, резкость и равномерность фокусировки «от угла к углу», отсутствие хроматических аберраций, отличное сведение панелей, отсутствие внутренних переотражений;
  • очень хорошую передачу динамики.

Из недостатков стоит обратить внимание на следующие:

  • плохую равномерность у экземпляра, попавшего к нам на тестирование;
  • слабые для технологии LCoS контраст и глубину черного;
  • среднее качество апскейла видео;
  • отсутствие динамического покадрового тонмаппинга HDR-сигнала.

Несмотря на все эти недостатки, проектор произвел на нас очень сильное впечатление, которое можно описать так – при просмотре ощущаешь себя не в обычном домашнем кинотеатре, а в настоящем – большом и дорогом коммерческом зале. Картинка очень живая, яркая и динамичная, стопроцентно дающая «вау-эффект».

-53

В тандеме с видеопроцессорами Lumagen или Envy либо мощным компьютером с рендером madVR этот проектор становится очень серьезным решением для большого домашнего кинозала с огромным экраном.

Лично убедиться в правильности сделанных выводов Вы можете в демо-зале компании AVnirvana, где этот проектор занял свое почетное место.

Обязательно напишите комментарии о том, что Вы думаете по поводу этого проектора и, конечно, не забудьте подписаться на канал!

© Артем Шамардин, 2022

© AVnirvana, 2022

Sony
151,6 тыс интересуются