13 - 15 мая 2022 года в демо-зале компании AVnirvana был протестирован действительно особенный проектор - Sony VPL-VW5000ES. Достаточно взглянуть на его гигантские размеры, чтобы убедиться в том, что это не рядовой аппарат.
На сегодняшний день это предтоповый проектор в линейке компании, так как в ней появился новый флагман - VPL-GTZ380 с колоссальной яркостью в 10000 ANSI люмен.
Модель же VPL-VW5000ES имеет заявленную яркость «только лишь» в 5000 люмен, что также можно назвать огромным значением.
Несмотря на то, что производство данной модели было начато еще в 2016 году, мы не смогли не воспользоваться возможностью познакомиться с этим проектором поближе, когда он попал нам в руки. Тем более, он до сих пор остается в актуальном модельном ряду компании.
Прежде, чем переходить к подробному обзору технических характеристик проектора, стоит упомянуть о том, что компания Sony совсем недавно обновила линейку своих SXRD-проекторов и представила три совершенно новых лазерных аппарата с индексом XW в наименовании, а именно: VPL-XW5000ES, VPL-XW6000ES и VPL-XW7000ES.
Цифры в наименованиях этих моделей могут ввести потенциального покупателя в заблуждение. Скажем, модель VPL-XW5000ES по названию легко перепутать с тем проектором, который был нами протестирован. На мой взгляд, новая линейка по существу является попыткой сделать лазерные проекторы с нативным UHD-разрешением более доступными для потребителей, чем серия VW, в особенности, чем ее лазерные аппараты. К примеру, у младшей модели, а это как раз VPL-XW5000ES, признаки «бюджетности», что называется «на лицо» – регулировки зума, сдвига и фокусировки механические, то есть регулируемые с помощью обычного колесика на корпусе.
Я вовсе не утверждаю, что эти проекторы плохи, скорее наоборот, компании Sony успешно удалось заполнить все так называемые ценовые категории, что будет только способствовать конкуренции с той же JVC, а, значит, даст дополнительный стимул развитию проекционных технологий. Просто надо понимать, что данные проекторы и герой нашего сегодняшнего обзора находятся, как говориться, в разных лигах.
Технические характеристики проектора
Sony VPL-VW5000ES имеет на борту лазерно-фосфорный источник света, позволяющий по данным производителя выдавать световой поток в 5000 люмен. Много это или мало? Если обратиться к известному проекционному калькулятору на сайте www.projectorcentral.com, то можно посчитать, что на экране шириной 4 метра этот проектор может выдать ни много ни мало 146 нит яркости, или 43 футламберта.
Да и на экране шириной 6 метров его яркости хватит для того, чтобы обеспечить качественное изображение в полностью подготовленном помещении.
Иначе говоря, этот проектор предназначен, прежде всего, для тех счастливчиков, что могут себе позволить по-настоящему большой экран в своем просторном домашнем кинозале.
А вот можно ли использовать этот проектор с экранами обычных для домашних кинотеатров размеров, скажем, 120-140 дюймов, мы выясним при тестировании, тем более в демо-зале компании AVnirvana установлен как раз такой экран – а именно - Stewart Cima с полотном Neve и диагональю 135 дюймов.
Производитель не указывает значений нативной контрастности, но мы, как обычно, проведем необходимые измерения и проанализируем полученные результаты.
Здесь же стоит отметить, что проектор оснащен не только лазерным диммингом, но и автоматической диафрагмой объектива, регулировки которых можно обнаружить в соответствующем разделе меню - Cinema Black Pro.
Такое сочетание лазерного затемнения и динамической диафрагмы призвано эффективно увеличивать контраст изображения в темных сценах.
Проектор выполнен на основе трех фирменных LCoS (SXRD) панелей размером 0.74 дюйма с полным 4К-разрешением, то есть 4096х2160 пикселей.
Одна из главных особенностей аппарата – это выдающийся объектив диаметром 89 мм, призванный обеспечить максимальную оптическую четкость по всей площади экрана.
Причем помимо стандартного объектива проектор может быть оснащен широкоугольной оптикой.
Оптическая система полностью моторизована и регулируется с пульта, а проектор позволяет сохранить положение оптики (то есть фокус, зум и сдвиг) в одной из ячеек памяти и вызвать ее одним нажатием кнопки, скажем при смене размерности со стандартных 16х9 на 2.35:1.
Лазерный источник света охлаждается с помощью комбинированной системы охлаждения – жидкостной и с использованием традиционных кулеров, причем по заявлениям производителя шум системы охлаждения не превышает 35 Дб при полной мощности лазера, что для столь яркого проектора можно признать отличным показателем.
Срок службы лазерного блока согласно данным компании – не менее 20000 ч (40000 в режиме минимальной яркости) без необходимости какого-либо его обслуживания.
Кроме того, заявлено, что оптическая система полностью защищена от возможности попадания пыли.
Что касается поддержки современных стандартов сигнала, следует упомянуть прежде всего то, что проектор оснащен входами HDMI с пропускной способностью 18 гигабит/сек, что позволяет принимать на борт сигнал с разрешением 4К, частотой 60 кадров в секунду и полным цветовым разрешением.
Этого достаточно для всех ныне выпущенных на цифровых носителях фильмов. Что касается HDR, то проектор поддерживает наиболее распространенный стандарт HDR10, а также HLG, и обеспечивает полный цветовой охват DCI-P3 с помощью специального светофильтра.
Внешний вид и габариты проектора
Как я уже говорил, проектор не просто кажется огромным, он таковым и является. Размеры этого монстра - 75 сантиметров в глубину, 26 в высоту и 55 в ширину. А его вес составляет почти 43 кг!
Строгий дизайн аппарата был унаследован от профессиональных проекторов Sony.
Все разъемы традиционно для Sony находятся сбоку. В частности, это два порта HDMI, порт триггера, LAN, порт USB для обновления прошивки. Причем коммутационный блок оснащен отключаемой подсветкой.
Пульт традиционный для Sony – крупный и очень удобный, с подсветкой клавиш.
Результаты измерений яркости и контрастности
Мы провели измерения яркости и контрастности в основных режимах работы проектора.
Итак, яркость в самом ярком режиме Bright TV на максимальном значении мощности лазера и максимальном фокусном расстоянии составила 4100 люмен. Это очень большая яркость, но она, к сожалению, не соответствует данным, заявленным производителем. Однако, стоит отметить, что в отличие от большинства проекторов, где наиболее яркий режим является по сути нерабочим ввиду сильного искажения цветовой температуры, в этом проекторе ситуация иная - режим Bright TV даже без дополнительной подстройки выглядит довольно корректно.
В режиме Reference яркость составила 3654 люмен, то есть падение относительно самого яркого режима незначительное.
Интересно отметить, что у лазерных проекторов Sony мощность лазера можно регулировать плавно с помощью специального ползунка, включающего 100 (!) позиций. Мы измерили в том же режиме яркость проектора при установке ползунка Laser Light Output на «0» и получили значение в 806 люмен, то есть мощность лазерного источника света можно уменьшить в 4,5 раза и это без использования фильтра DCI.
В этом и кроется ответ на вопрос, который я поставил раньше – «можно ли использовать данный проектор с экранами традиционных размеров?». Можно и нужно, так как аппарат очень гибко позволяет адаптировать яркость под условия просмотра – а ведь это не только размер экрана, это еще и возможный уровень внешней засветки, если проектор используется не только для просмотра кино в полной темноте, но и в гостиной для спортивных трансляций и т.п. задач.
Далее мы проверили насколько падает яркость при активации светофильтра DCI путем принудительного включения цветового пространства DCI-P3. При полной мощности лазера в режиме Reference яркость составила в режиме Reference 2331 люмен. Падение довольно значительное.
Затем была измерена нативная контрастность по методике «on/off». Она составила 4000:1, что по меркам современных проекторов, основанных на технологии LCoS, совсем немного.
На шаблоне с 1%ADL контраст составил 2300:1.
При активации динамической диафрагмы и лазерного димминга в режиме Full контрастность возрастает очень существенно - до 65000:1. При этом в режиме Full лазер полностью не отключается, правда поначалу это даже не понятно, настолько глубоким становится черный цвет на полностью черной заливке. Лишь когда глаза привыкают к темноте видно незначительное свечение экрана.
При измерении контрастности по методике ANSI на максимальном зуме она составила 200:1. Скажем прямо - значение для проекторов Sony совсем не рекордное.
Оптическая четкость, разрешение и равномерность фокусировки
На тестовом шаблоне "Quick brown fox" проектор демонстрирует практически эталонную четкость и естественность изображения, свободного от ложных контуров и артефактов по краям объектов, максимальную разборчивость мелких деталей и отсутствие заметных хроматических аберраций. Равномерность фокусировки действительно эталонная «от угла к углу». Сведение панелей вообще не требует какой-либо коррекции.
Здесь же можно оценить качество работы фирменных систем усиления четкости – Reality Creation и Digital Focus Optimizer.
Функция Reality Creation работает максимально корректно и на умеренных значениях не демонстрирует «звона» и ложных контуров, увеличивая четкость изображения за счет усиления микроконтраста.
Видно, что Digital Focus Optimizer дает картинке дополнительную фактурность.
В любом случае за реализацию систем усиления четкости компании Sony можно только поаплодировать. А в совокупности с референсным качеством оптики мы получаем просто невероятные для проекционной технологии результаты - картинка настолько детальная и прозрачная, что производит эффект "открытого окна".
Качество масштабирования (апскейла) видеосигнала
К сожалению, аппарат не смог нас порадовать высоким качеством масштабирования картинки - были заметны артефакты и потери в цветовом разрешении. Плеер ОРРО 205 давал значительно более качественный результат.
Равномерность
Следующий этап тестирования был направлен на проверку яркостной и цветостной равномерности.
У доставшегося нам на тестирование экземпляра равномерность белого и серого была довольно слабой.
Заметное виньетирование и перепад цветовой температуры от краев к центру на белой и серой заливках очевидны.
Таким образом использовать этот проектор для просмотра черно-белых фильмов будет затруднительно. Но на обычном, цветом видеоконтенте это проблема практически себя не проявляла. В любом случае это неприемлемо для аппарата стоимостью почти 6 миллионов рублей (на начало января этого года).
Равномерность черного можно признать в лучшем случае, удовлетворительной - отклонения по яркости на черном поле заметны не только на полностью черной заливке, но, как мы убедились в дальнейшем, и на самых темных сценах из фильмов.
Что касается глубины черного при отключенной системе усиления контрастности, то даже по цифрам измеренного нативного контраста понятно, что она уступает как конкурентам от JVC, так и более поздним моделям от Sony. Она скорее типична для хороших DLP проекторов.
А вот на шаблонах с белыми объектами на черном фоне проектор демонстрирует великолепный результат – никаких «призраков» и гало от ярких объектов на черном фоне нет, есть лишь едва заметный слабый вертикальный стрикинг.
Равномерность передачи градиентов / бандинг
Теперь проверим плавность отображения градиентов.
Этот тест, записанный в HDR, всегда является для проекторов Sony серьезным испытанием и проектор предсказуемо демонстрирует некоторую ступенчатость градиентов.
Включение функции Smooth Gradation лишь немного снижает выраженность бандинга.
Тем не менее, на реальном материале бандинга мы не видели ни разу. Сцена из фильма "Сикарио" очень сложная с точки зрения равномерности градиентов - картинка покрыта пеленой из частиц песка и пыли, поднятых в воздух взрывом, но никакой ступенчатости нет, яркостные и цветостные переходы очень плавные.
Качество тонмаппинга сигнала HDR
Прежде, чем оценивать то, как проектор справляется с внутренним тонмаппингом сигнала HDR стоит отметить следующее. Данный аппарат выпущен довольно давно и не обладает возможностью динамического покадрового тонмаппинга HDR, поэтому каких-то чудес в этой части от него мы не ждали. Однако, нужно понимать, что яркостные возможности этого аппарата как нельзя лучше отвечают высоким потребностям видео, записанного в HDR.
Наиболее оптимальным для HDR оказался режим Cinema Film 2.
Традиционный тест с цветными плашками с яркостью от 240 до 1000 нит, демонстрирует, что проектор без проблем справляется с отображением всех плашек, то есть в подавляющем большинстве фильмов, записанных в HDR, проблем ждать не стоит.
На более сложных тестах с яркостью плашек до 4000 и до 10000 нит на стандартных настройках происходит клиппинг.
Решить эту проблему можно с помощью уменьшения значения ползунка Contrast(HDR), но с понижением общей яркости изображения.
Однако самое эффективное решение – это, конечно, внешний тонмаппинг – с помощью видеопроцессоров, таких как Envy или Lumagen, либо компьютера с рендером madVR.
Тем не менее, как мы убедились, даже без внешнего тонмаппинга HDR-контент на этом проекторе можно смотреть и получать удовольствие, но придется приложить некоторые усилия по оптимизации настроек.
Передача движения и кадровая интерполяция
Передача динамичных кадров, движения – это традиционно сильная черта проекторов Sony. И этот аппарат не стал исключением. Мы провели серию тестов для оценки качества передачи движения и динамичных сцен, а также системы кадровой интерполяции.
Включение кадровой интерполяции устраняет рывки при панорамировании и делает контуры объектов в движении более четкими, но создает эффект «мыльной оперы» при просмотре кино, хоть и с минимальным количеством артефактов, поэтому может использоваться по желанию на спортивных трансляциях.
По итогам просмотра тестовых роликов можно отметить отличное качество передачи движения проектором, особенно в режиме в режиме True Cinema, который не создает эффекта «мыльной оперы», но в динамичных кадрах, а также на сценах с использованием съемки «с рук» заметно повышает четкость в движении, минимизируя размытие границ движущихся объектов.
Качество работы системы динамического увеличения контраста
Как я уже отмечал, в этом проекторе используется система двойного автоматического усиления контрастности, то есть тандем из лазерного димминга и автоматической диафрагмы объектива. Есть и чисто программная функция - Contrast Enhancer, усиливающая глубину темных тонов и яркость светлых участков изображения с помощью гамма-манипуляции.
Фото тестовых изображений, приведенные ниже, рекомендуется просматривать в темноте с использованием соответствующих плагинов к браузеру, таких как, к примеру, Dark Mode.
Включение системы динамического усиления контраста заметно, но скорее в виде снижения яркости, так как сравнительно низкий нативный контраст не дает того эффекта, который можно наблюдать у проекторов с высоким on/off контрастом.
Тем не менее работа системы довольно деликатна, без «эффекта накачки», изменения цветовой температуры бликов и потери деталей, но только на значении Limited, на Full она становится слишком навязчивой в попытках резко затемнить изображение.
Впечатления от просмотра фрагментов фильмов
Теперь перейдем к просмотру на проекторе фрагментов фильмов, записанных в разрешении FullHD.
Первая сцена сражения в лесу из классики Ридли Скотта "Царство небесное" выглядит на проекторе очень хорошо - аппарат прекрасно справляется с холодными тонами зимнего утра и динамикой боя, картинка объемная и богатая деталями.
"Кинг-конг" Питера Джексона - фильм довольно спорный, но его видеоряд - это настоящий деликатес для киномана. Проектор превосходно демонстрирует нежные пастельные тона в сцене, где героиня Наоми Уоттс снимается на палубе корабля и в деталях передает весь ужас контакта с гигантскими многоножками в темной сцене в лесу.
Еще одна батальная сцена в нашей подборке - на этот раз из первого сольного фильма о "Чудо-женщине".
Изображение вообще на дает каких-либо поводов для критики - оно очень яркое и объемное, с отличной передачей движения и глубоким насыщенным цветом.
Сцена из великолепной исторической драмы Брайана Сингера "Операция Валькирия" вызвала у нас настоящий видеофильский экстаз при просмотре.
Проектор безупречно передал объем, теплую цветовую гамму этой сцены, фактуру одежды персонажей и залитых солнечным светом облаков на небе.
Было интересно, как проектор справится с фильмами в формате UHD HDR.
Новинка со стриминга - "Затерянный город". Изображение просто великолепно, оно завораживает потрясающей яркостью, реалистичностью, цветопередачей и эталонной четкостью.
Солнечный день выглядит на этом проекторе так, как мы не видели еще никогда при тестировании проекторов для домашнего кинотеатра.
Кадры из фильма Гильермо дель Торо "Аллея кошмаров" - очень сложный материал для любого проектора, т.к. они сочетают темные костюмы актеров и ярко освещенные окна позади них. Проектор справляется очень хорошо, лишь немного не хватает внутрисценового контраста для того, чтобы передать глубину темных тонов, но это нивелируется общей яркостью и превосходной четкостью за счет премиальной оптики аппарата - картинка похоже на фотографию высочайшего качества.
Мою любимую третью часть франшизы "История игрушек" смотреть на Sony VPL-VW5000ES очень увлекательно.
Очень высокая яркость проектора позволяет наслаждаться просмотром всей семьей даже в неидеальных условиях светлой гостиной и при определенном уровне внешней засветки - то есть так, чтобы было комфортно самым юным зрителям. HDR здесь выглядит просто на "пять с плюсом", картинка максимально прозрачная и объемная.
Кадры из фильма "Отмель" на проекторе смотрятся практически эталонно - все детали прекрасно различимы даже на ярко освещенных тропическим солнцем гребнях волн и песке.
Волосы и текстура кожи Блейк Лайвли выглядят потрясающе реалистично.
Использование проектора в играх
Несмотря на то, что этот проектор не оснащен новейшими портами HDMI 2.1, его, тем не менее, вполне можно назвать проектором для гейминга. И причин тому, как минимум, две.
Во-первых, это наличие режима низкой задержки, оптимизированного для игр. Во-вторых, отличная передача динамики. А высочайшая яркость проектора позволяет его использовать не только в полностью подготовленном помещении в полной темноте, но и в гостиной даже при внешней засветке.
Выводы
После проведенных технических испытаний и просмотра на проекторе различного контента можно попытаться сформулировать выводы и выделить его сильные и слабые стороны.
К несомненным достоинствам Sony VPL-VW5000ES можно отнести:
- очень высокую яркость;
- возможность плавного, по 100 ступеням управления световым потоком;
- выдающееся оптическое качество объектива – эталонную четкость, резкость и равномерность фокусировки «от угла к углу», отсутствие хроматических аберраций, отличное сведение панелей, отсутствие внутренних переотражений;
- очень хорошую передачу динамики.
Из недостатков стоит обратить внимание на следующие:
- плохую равномерность у экземпляра, попавшего к нам на тестирование;
- слабые для технологии LCoS контраст и глубину черного;
- среднее качество апскейла видео;
- отсутствие динамического покадрового тонмаппинга HDR-сигнала.
Несмотря на все эти недостатки, проектор произвел на нас очень сильное впечатление, которое можно описать так – при просмотре ощущаешь себя не в обычном домашнем кинотеатре, а в настоящем – большом и дорогом коммерческом зале. Картинка очень живая, яркая и динамичная, стопроцентно дающая «вау-эффект».
В тандеме с видеопроцессорами Lumagen или Envy либо мощным компьютером с рендером madVR этот проектор становится очень серьезным решением для большого домашнего кинозала с огромным экраном.
Лично убедиться в правильности сделанных выводов Вы можете в демо-зале компании AVnirvana, где этот проектор занял свое почетное место.
Обязательно напишите комментарии о том, что Вы думаете по поводу этого проектора и, конечно, не забудьте подписаться на канал!
© Артем Шамардин, 2022
© AVnirvana, 2022