Найти тему
Хронопортация

"Прощай, Родина" или как в июне 41-го 4 слабые "сорокапятки" подбили в одном бою 42 немецких танка

Артиллеристы в разговорах между собой называли "сорокапятку" – "прощай, Родина!". И на то были веские основания. В 1941 и в 1942 годах она являлась основной противотанковой пушкой в РККА. К началу ВОВ было выпущено 16.5 тыс. орудий, а к концу 1942 г. произвели еще 19.9 тыс. штук. Естественно, что "сорокопятки" задействовали на самых танкоопасных направлениях. Ну а с дальней дистанции они пробить броню не могли, и артиллеристам приходилось подпускать "стальных монстров" на расстояние 300-400 метров, со всеми вытекающими последствиями.

Гитлеровские танки старались в первую очередь уничтожить то, что несет смерть именно им. Любой взрыв вблизи: сбоку или сзади представлял угрозу для жизни красноармейцев. Узкий щиток "сорокопятки" слабо спасал от пуль и осколков. И даже пехотинцу в окопе было гораздо легче остаться в живых, чем советским пушкарям. Выбор у бойцов на войне отсутствовал, а воевали они там, куда пошлют. И порой советские воины проявляли чудеса героизма, в том числе артиллеристы.

Расчет советского противотанкового 45-мм орудия образца 1937 года (53-К).
Расчет советского противотанкового 45-мм орудия образца 1937 года (53-К).
"Доказано, что лафет 45-мм противотанковой пушки 53-К позволяет без перегрузки, за счет увеличения веса откатных частей, вызываемого удлинением ствола, увеличить начальную скорость с 760 до 900 – 920 м/с, даже не прибегая к дульному тормозу, и вся модернизация может быть выполнена простой заменой ствола… Расчетными данными опровергнуты сомнения и доказана возможность весьма эффективной модернизации этой пушки при достаточно простом решении вопроса…"
Отрывок из письма руководителя ОКБ-172 Н. А. Иванова старшему военпреду ГАУ подполковнику А. Н. Абрамову. Здесь имеется ввиду простая модернизация слабой 53-К до более мощной М-42.

Одним из самых уникальных случаев в истории ВОВ считается бой батареи под командованием младшего лейтенанта Логвиненко. В такое просто поверить невозможно: 4 "игрушечные" 45-мм пушки вступили в сражение с двумя танковыми дивизиями фашистов и смогли уничтожить за один бой 42 вражеских танка. Фантастика!

Битва у села Затурцы.

Лето и осень 1941 г. справедливо считают провальными для Красной армии, а череда поражений следовала непрерывно. В то время пало 2.9 млн. солдат и офицеров, попало в плен 3.6 млн. человек, потери танков составили 20 тыс. единиц, а артиллерии и минометов – около 50 тыс. Но не все было так мрачно. Порой и нашим удавалось дать сдачи. Особенно это происходило тогда, когда фашисты не ждали подвоха. Так и получилось 25 июня 1941 г. в 34 км от города Луцка, вблизи села Затурцы.

Бойцы под покровом тумана меняют дислокацию 53-К.
Бойцы под покровом тумана меняют дислокацию 53-К.

Колонны 1-й танковой группы (296 танков 13-й и 14-й дивизии), которой командовал фон Клейст, спокойно двигались по дорогам. Сопротивление РККА у границы было сломлено, другие части разведка противника не обнаружила и гитлеровцы расслабились. За это и поплатились, угодив в засаду. Вообще засады Красной армии в начале войны показали свою удивительную эффективность. Именно в результате них фашисты несли колоссальные потери. Например, бой танкиста Найдина на БТ-7 или же легендарное сражение Колобанова на КВ-1. Похожий сюрприз немцам устроил младший лейтенант Логвиненко со своей батареей 45-мм орудий.

Логвиненко разделил батарею на две части. Три орудия он приказал расположить и тщательно замаскировать у шоссе, а четвертое установили в выемке на холме. Когда "стальные монстры" оказались на дороге напротив "сорокапяток" на расстоянии 200-300 метров, грянул залп. Два танка задымились, а у третьего снесло башню в результате взрыва боеприпасов. В дальнейшем, пока фашисты не опомнились, выстрелы следовали непрерывно (за минуту из пушки 45-мм можно выпустить 15 снарядов). "Огонь, огонь, огонь!", – звучно кричал командир.

Расчету сержанта Москвина удалось уничтожить 6 машин врага, но через пару минут его 53-К в упор расстреляли танки. Орудие сержанта Лазорева, из которого подбили 7 бронированных чудовищ, было раздавлено фашистским Т-4. Пал сержант Москалев, но его артиллеристы продолжили вести неравный бой, и ими было сожжено ещё 12 машин. Вскоре в низине все было кончено. И лишь продолжало бить врага единственное орудие, предусмотрительно расположенное на холме.

PzKpfw IV (Т - 4) средний танк Вермахта времён Второй Мировой войны.
PzKpfw IV (Т - 4) средний танк Вермахта времён Второй Мировой войны.

Последний из "могикан".

Теперь удар всей немецкой колонны велся по уцелевшей "сорокопятке". Несколько машин двинулись в обход холма, чтобы ударить артиллеристам в тыл. Но сержант Иван Панфиленок приказал развернуть пушку и атаку удалось отбить. Вскоре заряжающий пал, был ранен наводчик Гречан, а подносчик снарядов куда-то пропал. Панфиленок понял, что остался один, но сражаться с гитлеровцами не прекратил.

Осколками разбило прицел, но сержант стал наводить орудие по стволу. Далее Иван смог в одиночку сжечь еще 11 "железных монстров" (вместе с расчетом - 17). Финальный же выстрел герой произвел одновременно с немецким PzKpfw III. Последнее, что он помнил – яркую вспышку от взрыва.

Через час Панфиленок очнулся и услышал русскую речь. Он достал пистолет, выстрелил вверх и к нему подбежали бойцы. Затем Ивана отнесли в медсанбат, где его навестил комбриг Москаленко (в будущем легендарный маршал), чтобы сказать спасибо и сообщить, что танки не прошли. Оказалось, что сам фон Клейст дал приказ отступить. А затем он информировал командование группы армий "Юг", что напоролся на укрепрайон русских и немецкое наступление было задержано на сутки.

Заключение.

Иван Михайлович – единственный из батареи, кто выжил. Но звание Героя СССР он так и не получил, хоть представление о награждении ушло наверх и было одобрено Военным советом 5-й армии и фронтом. В итоге бюрократы ограничились орденом Красного Знамени, а сам Москаленко за подвиг батареи Логвиненко получил орден Ленина. К его чести надо сказать, что о бое батареи и героизме Панфиленка он написал в своей книге воспоминаний. И даже после войны продолжал хлопотать, чтобы Ивану Михайловичу присвоили звание Героя, но безрезультатно.

Почему? Нужны были свидетели, подробности боя и письменное подтверждение того, что Панфиленок лично уничтожил 11 танков. Но, к сожалению, никого из свидетелей в живых не осталось, а бюрократия побеждала здравый смысл во все времена. Как бы там ни было, я надеюсь, что в памяти народа Иван Панфиленок останется Героем навсегда. Честь ему, слава и хвала!

Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.

СВО
1,21 млн интересуются