Лагерь — это новое событие для ребенка. Важно сформировать положительные ожидания от предстоящей поездки. Большинство ребят, когда попадают в лагерь впервые, вначале испытывают стресс и просят родителей вернуть их домой. Помните, что такая реакция нормальна, и скорее всего, все наладится буквально за 2-3 дня.
Чем старше ребенок, тем легче ему адаптироваться к новым условиям. Однако, возраст — далеко не самый важный критерий для определения готовности расстаться с родителями на несколько недель.
Когда ребенок привык к контролю или постоянной опеке взрослых, смена привычной обстановки, условий, незнакомый коллектив, а также отсутствие возможности делать, все когда захочется, может стать некоторым стрессом — это слишком резкий переход к самостоятельности.
Имеют значения личные качества характера — общительным детям легче найти новых друзей и адаптироваться. Замкнутым и стеснительным ребятам помогают командные игры с первого дня, внимание и забота педагогов и вожатых.
9 причин почему ребенок просит забрать его из лагеря
Итак, вы отправили ребенка в лагерь, но в первый же вечер он звонит и просит забрать его домой. Причин может быть несколько.
1. Ребенок не привык к правилам и режиму дня
И взрослые и маленькие дети, которые не привыкли к режиму могут объявить забастовку и рассказывать, что тут так плохо, а на самом деле у них происходит процесс адаптации к определенным правилам. Без правил не бывает ни одного лагеря, но это не значит, что мы ходим строем и раздаем команды. Все происходит мягко, ненавязчиво и в интересной для детей подаче. Конечно, мы делаем так, чтобы ребенок сам захотел в общий ритм вписаться и у него была радость, но ведь все равно ему придется небольшое напряжение преодолеть.
Ведь именно в этом и состоит ценность лагеря — создать легкое напряжение, которое формирует у ребенка волю, умение поступиться своими «я так хочу». Ребенок меняется и становится сильнее и увереннее.
Адаптация занимает 2-3 дня и дальше ребенок счастлив и его не напрягает режим, потому что дети привыкают быстро, особенно когда расписание разумно выстроено.
2. Маленькие дети заводят друг друга
Достаточно одному ребенку поделиться с новыми друзьями как он хочет домой, чтобы другие тоже подхватили и загрустили по родителям. Иногда, такой вирус грусти может дойти до слез. Мы обнимем, переключим внимание и постараемся, чтобы плотное расписание с веселыми лагерными приключениями не оставило у детей ни минутки для грусти. Но такое бывает.
Особенно вечером, когда был насыщенный и яркий день ребенку может быть сложно справится с эмоциями. Важно, как и что говорят родители: «конечно, ты сможешь», «какой у тебя был интересный день», «ты такой самостоятельный». Не стоит вот так: «любимка мой, я тут обскучалась», «мне грустно без тебя».
Иногда малыши сразу могу сразу пустить слезку, если родитель не взял трубку или не может говорить. Если вы отправили ребенка в первый раз в лагерь, то в момент вечернего созвона освободите полчаса от всех дел, чтобы быть на связи. Это время всегда одинаковое по расписанию, оно известно заранее.
3. Манипулирует родителями
Проверяет как среагируют родители на его каприз, нащупывает границу, иногда неосознанно, есть гении манипуляций. Так же он и вожатыми может манипулировать.
Например, «я скучаю и хочу домой, оставьте мне телефон днем, тогда полегче будет». Мы не запрещаем детям в любое время позвонить родителям через вожатого, но телефон даем только вечером на полчаса.
Тут достаточно мягко поддержать, воодушевить, чтобы ребенок почувствовал, что мы не поведемся на его манипуляции, но поддерживаем и любим его.
4. Не может быстро войти в компанию
Процесс сплочения детей идет постепенно. С первого дня мы проводим множество командных игр, квестов, эстафет. Они помогут детям познакомиться с другими ребятами, вожатые и педагоги поддержат и наладят знакомство детей.
Через пару дней формируются компашки, и вожатым становится видно, кто где прижился, а кому сложно. Дальше мы начинаем искусственно, с помощью различных методик «внедрять» стеснительных детей (секретные методики разведчиков в действии).
Очевидно, что ребенок, которому сложно с социализацией не станет главным заводилой сразу, ему нужно время, чтобы привыкнуть и познакомиться. А нам нужно время, чтобы понять ребёнка и помочь ему найти свою компанию.
Если вы знаете особенности своего ребенка, что ему будет сложно и знаете с кем ему комфортно, скажите нам заранее.
Вожатые, со своей стороны, стараются предугадать такие ситуации и видят где надо помочь детям, для этого вносят определенные изменения в игры, ролевые активности, состав групп. Все это помогает ребятам сблизиться и в конце смены уже стать настоящими друзьями.
Так что если в первые 2-3 дня ребенок пожаловался, что не ладит, не оставляйте это без внимания педагогов, но и не расстраивайтесь раньше времени. Все только начинается и мы считаем одной из главных своих задач сформировать сплоченную команду.
5. Привык быть в центре внимания
Бывает, что ребенок привык что все внимание сосредоточено на него или его чрезмерно хвалят, он самый лучший. А в лагере много способных ребят. Вместо конкуренции и соревновательности мы развиваем взаимодействие, умение соревноваться с самим собой, находить еще одно решение, помогать друг другу в команде. Для ребенка новый опыт, при этом каждый ребенок получает свой успех.
Иногда дети, привыкшие быть в центре внимания, могут объективно не быть звездами на смене, это их расстраивает, но это для них полезный опыт. Им нужно время, чтобы заметить, что окружающие дети тоже яркие и можно стать ярче как команда, делая совместные дела вместе.
6. В первый день не заинтересовали занятия
В этом случае нужно просто подождать пару дней: новые знакомые и мероприятия, разнообразные задачи и похвала гибкость в подходе педагога помогут резко увлечь ребенка, который в итоге забудет, что еще несколько дней назад просил забрать его домой. Занятия в лагере разнообразные, живые и интересные, мы обязательно найдем подход именно к вашему ребенку, так как его долгосрочная мотивация для нас в приоритете. Мы хотим, чтобы ребенок увез домой азарт учиться самостоятельно.
7. Родители неосознанно провоцируют ребенка
Звонит мама и начинает рассказывать сыну или дочке как она соскучилась, что ждет не дождется. И тут радостный ребенок, который целый день активно играл, радостно во всем участвовал начинает буквально рыдать, а следом за ним начинает рыдать соседка по комнате. А ведь все было прекрасно!
Лучше постарайтесь в звонке поспрашивать ребенка, поудивляться и порадоваться за его успехи, рассказать какой он самостоятельный и как вы ему завидуете и никаких «мне грустно», «я скучаю», «ах» и «ох».
Не стоит рассказывать, что брат поехал к бабушке, а друг в парк развлечений, для кого-то это станет поводом для грусти и в первые дни особенно важно обходить такие новости в разговорах с ребенком.
8. Ребенок сильно привязан к домашней обстановке
Таким детям сложнее переживать расставание, поэтому в лагере мы создаем теплую, душевную обстановку, помогаем заплести косички, найти игрушку, выбрать еду, проследить за одеждой по погоде, почитаем сказку на ночь или поговорим по душам или даже погуляем вместе ночью, если ребенку не спится.
Например, у ребенка может заболеть живот, а в туалет сходить не может. Сразу слезы, сказать не может, стесняется и сразу «хочу к маме» ибо есть такая неудобная проблема, которой сложно поделиться . Попробуйте заранее настроить ребенка, что в любой дискомфортной ситуации ему обязательно нужно сказать об этом вожатому.
Мы говорим об этом с детьми на вечере знакомств. А ребенку, который впервые в лагере вы можете напомнить об этом в ежевечернем телефонном разговоре.
9. Буллинг или конфликт
Буллинг — это травля и запугивание (не путайте с обычными детскими ссорами, которые легко разрешаются). Если вы заподозрили, что ребенок подвергается травле, действовать нужно немедленно и решительно. Сразу обсудите это с руководителем лагеря.
Вожатые пресекают зачатки подобного поведения, меняют местами размещение детей в комнатах, группу для занятий, включат ребенка в другую команду, чтобы полностью исключить такие ситуации и предугадать их. Мы просим детей делиться своими мыслями на вечерних свечках, всегда готовы пообщаться тет-а-тет, выслушать и спросим сами если у нас возникли сомнения что у ребенка все в порядке.
Обычных коротких ссор не избежать, тут дети получают жизненный опыт, модели поведения, изменения своей роли, выхода из спорных ситуаций, позиционирования себя в команде, отстаивания своего мнения. Как правило, такие ссоры дети разрешают самостоятельно, никакой угрозы личности ребенка они не несут и дают необходимый жизненный опыт, гибкость, понимание интересов других и способность договариваться.
Важно понимать, что дети приезжают разные, из разных семей с разными словарными запасами ( плохие словечки употребляют независимо от благосостояния и воспитанности родителей). Даже безобидные слова кто-то может воспринять как грубость и сильно расстроиться, при том, что «обидчик» даже ничего обидного не имел ввиду (вообщем, все как у взрослых и мы учим детей понимать друг друга и задумываться). Любые ситуации мы обсудим и мимо не пропустим.
Вы для ребёнка, даже находясь дистанционно, гораздо важнее и любимее вожатых на смене, ему проще поделиться с вами. Узнали — расскажите о ситуации. Ибо мы все трое — педагог, ребенок и родитель делаем одно общее дело!
Что делать, если ребенок просит забрать его из лагеря
1. Не принимайте поспешных решений
В большинстве случаев ситуацию легко можно разрешить. Не нужно спорить, ругать и грубо пытаться переубедить его остаться. Разберитесь в ситуации, выслушайте ребенка и его проблему и позвоните руководителю смены, чтобы выработать стратегию.
2. Объясните, что приехать сиюминутно вы не сможете забрать и сделаете это позже
Вам ведь нужно собраться и подготовиться к поездке. Обозначьте конкретный срок, за который, мы точно сможем поменять ситуацию — четыре дня.
Подберите нужные слова для своего ребенка. Одному нужно поднять самооценку и сказать, что у тебя все получится. Другого вдохновить тем, что ты запоминай задачки, приедешь будешь их папе задавать, он оценит! А третьих замотивировать тем, что у тебя сейчас такой шанс получить новый опыт и проявить себя в коллективе, а все вопросы попробовать решать в стиле ТРИЗ.
3. Действуйте в зависимости от причины
Поговорите с вожатыми, внимательно выслушайте ребенка и дайте достаточно подтверждений, что любите его. Выясните, имеют ли место серьезные проблемы, все подробности, внимательно отнеситесь ко всему, что говорит ребенок и обязательно обсудите это с руководителем лагеря и вожатым.
Ребенку скажите слова поддержки, вдохновите его, скажите, что верите в него, у него все получится, попросите запомнить и рассказать дома самые интересные задачи.
Бывает, что когда ребенку все очень -очень нравится, а все равно по родителям скучает. Придумали такое решение: родители приезжают немножко проводят время с ребенком, обедают, общаются и этого часа общения хватает, чтобы ребенок перестал скучать.
4. Если по прошествии нескольких дней настроение ребенка не изменится
Если по прошествии четырех дней ребенок безоговорочно хочет домой и вы почти готовы его забрать, все равно попробуйте вернуться в пункт 2, то есть скажите, что сиюминутно нет возможности приехать и вам нужно четыре дня. По нашему опыту это срабатывает и, самое главное, ребенок не убегает от ситуации, а учится успешному проживанию новых обстоятельств. Потом он скажет спасибо!
И все таки если не смотря ни на что все-таки решили досрочно забрать ребенка из детского лагеря, заранее предупредите руководителя.
Мы вернем деньги за образовательную программу если все таки придется забрать ребенка домой. Но такого у нас, прямо скажем, не бывает.
Если ребенка пришлось забрать из лагеря — постарайся поддержать его и ни в коем случае не вините его, что так получилось.