1. Должен ли старейшина иметь более одного верующего ребенка?
Если Павел перечислял конкретные требования к конкретному человеку, то оправданно ли будет с нашей стороны применить правило: “Множественное число (дети) неизбежно содержит в себе единственное число”? Что является целью текста - подчеркнуть число или характер детей?
Такой, например, отрывок, как 1 Тим. 5:16 (который на греческом имеет такое же грамматическое построение, что и Тит. 1:6), убеждает меня в том, что основной упор сделан на характере детей, так что человек, имеющий одного ребенка, которого нельзя обвинить в распутстве или непослушании, может считаться годным для служения старейшиной. (Обратите внимание на слово “дети” в Быт. 21:7; Мк. 10:29; Лк. 20:29-31; 1 Тим. 5:4; 1 Кор. 7:14).
Сказать, что чем больше детей, тем больше доказательств родительских, воспитательских навыков - значит, по сути, прибавить к Слову. Обладает ли человек, у которого десять детей, в пять раз большей способностью к руководству, чем тот, у которого их двое? Имеет ли человек с двумя детьми, то есть уже множественное число, только вдвое больше способностей по сравнению с тем человеком, у которого один ребенок? Если этот принцип принять к руководству, то разве не следовало бы старейшинам в больших общинах иметь больше детей, чем старейшинам в маленьких общинах? Кто поверит в такое рассуждение? В тексте подчеркивается не биологическая способность к воспроизводству, а способность человека руководить, созидая духовные качества в Божьих людях.
Библия нигде не утверждает и даже не намекает на то, что количество детей определяет качества семьянина или отца. Если отец может воспитать одного ребенка в вере во Христа, то разве это не показатель того, что он может воспитать и двоих? Если он не может привести одного ребенка ко Христу, то кто может поручиться, что он сумеет привести двух или трех? Давайте не задаваться вопросом количества, чтобы не упустить из поля зрения сущность: характер детей. Давайте оставим беспокойства по поводу того, насколько велика семья, иначе можно не увидеть красоту этой семьи!
2. Если у старейшины двое верующих детей, а один неверующий, следует ли ему уйти в отставку?
Во-первых, он должен с молитвой искать все пути, которые могли бы вернуть неверующего на путь истинный, а братья должны с пониманием дать ему на это время. Поскольку Бог дал каждому свою собственную волю, неверное дитя может так и не покориться даже после всех усилий вернуть его назад, несмотря на проявленную любовь и библейский подход. В таком случае старейшина должен отдалиться от своего собственного чада (Втор. 21:18-21; Мф. 18:15-18; 2 Фес. 3:6, 14, 15). Такой старейшина докажет свою верность Господу. Если же ему удастся вернуть блудное чадо ко Христу, то он по-настоящему докажет, что он именно тот, кто может печься о наших душах (Евр. 13:17).
Если же ребенок старейшины продолжает жить без веры, а старейшина не пытается вернуть его ко Христу и даже не проявляет беспокойства по этому поводу, этим он доказывает свою непригодность печься о душах общины. Он больше не соответствует качествам старейшины, и ему нельзя доверять эту работу. Как он может дать совет семье, оказавшейся в трудном положении, и как они могут поверить, что он предложит им мудрый выход из создавшейся ситуации?
3. Если у человека двое верных детей, и один слишком мал, чтобы стать христианином, то можно ли его кандидатуру рассматривать для поставления в старейшины?
У этого брата, безусловно, есть два верующих ребенка, которых нельзя обвинить в распутстве или непослушании. Он соответствует требованиям на семейном уровне. Иначе что тогда делать с тем братом, у которого двое верных детей, и который поставлен старейшиной, а жена забеременела через два месяца после его назначения? Должен ли он спустя семь месяцев уйти в отставку еще на десять-двенадцать лет (или того больше), пока его последний ребенок не примет крещения?
4. Отвечает ли старейшина за своих детей, если они больше не живут с ним?
Может ли он верно служить, даже если его дети (живущие где-то в другом месте) больше не верны? Во-первых, вспомните определение понятия “дом свой” из 1 Тим. 3:4. Это означает, помимо всего прочего: “Все, кто составляет одну семью, домочадцы, отпрыски”. Это определение шире представления о детях, живущих “под одной крышей”. Во-вторых, когда ребенок оставляет родительский дом, к нему по-прежнему применимы стихи 1 Тим. 5:3-5. Очень важно, чтобы мы сознавали свои особые обязательства по отношению к членам нашей собственной семьи (например, когда приходит болезнь или трагедия), независимо от того, живут они еще с нами или уже нет. В-третьих, в Прит. 22:6 дается принцип, который должен учитываться: если ребенок, повзрослев, оставляет веру, то не потому ли, что он не был научен дома? Научить детей - это гораздо больше, чем “проследить за тем, чтобы они ходили на богослужения”. В-четвертых, если дети старейшины неверующие, доверят ли братья ему свои семейные проблемы? Может ли он выполнять работу, для которой Господь отделил его? Лично я убежден, что человек в таких обстоятельствах не отвечает требованиям и неспособен выполнять работу старейшины, на которую он поставлен.
Эти принципы могут помочь ответить и на другие возможные вопросы. А теперь давайте вернемся к перечню, составленному Павлом.
“Доброе свидетельство от внешних”. Это означает, что нужно иметь хорошую репутацию среди тех, кто находится вне церкви, в миру. Как отмечает Фостер, “человек с темным прошлым или плохой репутацией может покаяться в своих ошибках, изменить свою жизнь и отправиться домой, чтобы всегда жить с Богом, если останется верным, но он не может быть избран старейшиной церкви”. Следует проявлять осторожность, чтобы, утверждая подобное, не зайти слишком далеко. Из 1 Пет. 5:1 мы, например, знаем, что Петр был пресвитером. Однако его репутация не всегда была незапятнанной; в прошлом он отрекся от Господа (Мф. 16:22, 23; 26:69-75; Ин. 18:10, 11).
“Любящий добро” (Тит. 1:8). Если кто-то любит добро, то он будет и стремиться к добру. В своем стремлении он будет вдохновлять и других.
“Справедлив” (Тит. 1:8). Старейшина будет общаться со многими людьми, имеющими разные способности и многочисленные проблемы. Как важно, чтобы, поручая им что-либо и раздавая задания, он был справедливым и беспристрастым! В наиважнейшей области церковной дисциплины суждения старейшины должны быть лишены предубеждений, пристрастий и эгоизма (см. 1 Кор. 6:4-9).
“Благочестив” (Тит. 1:8; “предан Богу”; Современный Перевод). Вот это задача - быть святым! Чистота помыслов и поступков - поистине ценное качество для того, кто старается выполнять работу старейшины (1 Пет. 1:15, 16; Лев. 11:44, 45; 19:2; см. Мф. 5:48).
“Воздержан” (Тит. 1:8). Человек, не умеющий себя контролировать, быстро теряет уважение. Старейшине придется сталкиваться со многими людьми, и его умение владеть собой будет подвергаться испытанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Может ли старейшина не обладать некоторыми из этих качеств и все же быть поставленным на выполнение работы, определенной ему Господом? Есть ли среди перечисленных недостижимые качества?
Мы не должны пытаться подогнать требования под человека - это человек должен вписываться в требования. Бог установил эталон, и горе тому, кто прибавляет или отнимает. “Если мы будем перекручивать и искривлять эталон так и эдак, мы его, в конце концов, подгоним под человека, но такой человек лишится всех стимулов совершенствовать свою жизнь. У него будет ощущение, что он и так достаточно хорош. Боже, упаси от этого!” (Девени).
Было бы хорошо изучить дальше ту работу, которая определена старейшинам в Писании и провести сравнение с тем, что было сказано о требованиях, предъявляемых к ним, в этом уроке. Какая вырисовывается замечательная гармония! Старейшинам нужны эти качества для того, чтобы выполнять свою важную работу. Божья мудрость видна во всем. Как хорошо Святой Дух подбирал людей, которые подходили для назначенного им служения! Так пусть же и нас не оставляет божественное руководство, чтобы наш выбор пал на души, исполненные Святого Духа, и пусть они пекутся о нас и ведут нас к еще более великим высотам служения и духовности (Деян. 20:28; Евр. 13:7, 17).
#старейшина #старейшины #пастор #пастырь #епископ #епископы #пресвитер #церковь #церковьхриста #изучениебиблии