Найти тему
Ника Марш

Кнут для актрисы

Щелчок был таким громким, что услышали в усадебном флигеле. Это граф Сергей Каменский выражал недовольство. Вечером его собственная труппа сыграла, на его вкус, слишком слабо. Актеры путали слова, а главная исполнительница роли не показала, в должной мере, своего мастерства. Каждый на орловщине знал, что за такое бывает. Кнут для актрисы или актера был рядовым явлением в поместье Каменского.

кадр из фильма "Крепостная актриса"
кадр из фильма "Крепостная актриса"

Фельдмаршала Каменского, «остроумного живчика» (по выражению мемуариста Филиппа Вигеля), в 1809 году зарубил топором собственный крепостной. В округе не удивились – Михаил Федотович слыл суровым барином, а еще охочим до женской красоты. Жена давно разъехалась с ним, и у фельдмаршала поселилась на правах фаворитки дворовая Настаска. Шушукались, что граф Каменский забрал у крестьянина невесту, а тот и отправился вершить правосудие. Так или иначе, в 1809 году поместье перешло в руки его сына, Николая. А спустя два года, после внезапной смерти первенца, к другому сыну, к Сергею.

«Он унаследовал худшие свойства своего отца», - говорили про графа Каменского.

Вспыльчивый, на редкость щепетильный, мелочный и злопамятный, Сергей Михайлович поселился на Орловщине после 1812 года. Дважды был женат, имел тринадцать детей, но, как и отец, был не прочь угоститься у чужого стола. Понравившаяся девушка переселялась в усадебный флигель, рядом с главным домом, где Каменский и навещал ее. А затем придумал особый знак расположения – портрет, который следовало носить на груди. Если фаворитка проявляла себя как должно, и граф оставался ей доволен, то она была обязана появляться с большим круглым медальоном, где был изображен Сергей Каменский. Когда же у графа имелся повод гневаться на нее, то девушка выходила из дома с другим портретом – где Каменский был изображен со спины. Дворня знала об этом и потешалась над несчастной.

граф С. Каменский
граф С. Каменский

Еще до получения наследства граф Каменский мечтал о собственном театре. Теперь, став хозяином угодий, он развернулся «в полный рост». В первой трети девятнадцатого века домашние театры в России еще были, но переживали период своего упадка. Слишком дорого было теперь содержать труппу, музыкантов, само здание театра! Расцвет таких увеселений пришелся на конец XVIII столетия, но Каменский упорно шел к своей цели. В 1815 году затея была осуществлена.

Для крепостного театра построили деревянное здание с белыми колоннами и красной крышей. На представления приглашались все желающие, а число зрительских мест было рассчитано на пятьсот человек. И зал практически всегда был полон! Говорили, что у Каменского прекрасно играют. Что его хор – один из лучших в России. И что репертуар отличается свежестью и актуальностью…

иллюстрация к произведению Н.Лескова "Тупейный художник"
иллюстрация к произведению Н.Лескова "Тупейный художник"

Не все знали тогда, какой ценой давался этот успех. Каменский и с обычными крепостными обходился жестоко, а актеров своих и вовсе не щадил. Достать кнут для актрисы он не стеснялся, если считал, что та не проявила себя.

"Спектакль хорошо шел, потому как мы… приучены были к страху и мучительству. Но своё исполнение делали так, что ничего и не заметно… Со сцены видели и графа, и его брата. Наш тихий-претихий… Это у него всегда бывало перед самой лютостью. И все мы млеем:
«На кого его зверство обрушится!»
Н.Лесков «Тупейный художник»

Билеты стоили недорого, и Каменский лично занимался их реализацией. А еще ему нравилось приглашать особых гостей – состоятельных соседей, столичную публику, знаменитостей… Говорили, что Каменский пытался уговорить знаменитого актера Михаила Щепкина (бывшего крепостного графа Волкенштейна) играть в своем театре, но тот отрицательно покачал головой. Граф был одержим своим театром! Если узнавал, что у кого-то имеются подходящие актеры, из числа дворни, ехал и лично знакомился. Например, за хорошенькую Аграфену, крепостную Офросимовых, он отдал целую деревню. А все потому, что девушка дивно танцевала и изумительно пела!

Каменский мечтал о столичном размахе и... разорялся
Каменский мечтал о столичном размахе и... разорялся

Костюмы, содержание труппы, приглашённые звёзды, которые играли несколько раз за сезон, и многое-многое другое вскоре пробили брешь в финансах графа Сергея Каменского. Он практически разорился, стараясь сделать свой театр не хуже, чем в столице. От бессилия злился и всё чаще наказывал крепостных. Ему пришлось продавать унаследованные земли, чтобы сохранить свое главное детище, а в 1834 году Каменский умер.

С своем завещании он распорядился дать вольную всем актерам и музыкантам. Труппа разошлась по губернским театрам, а актриса Аграфена Кравченко стала протеже того самого Михаила Щепкина. Но еще долго на Орловщине вздрагивали от имени графа Каменского. Того, кто всегда держал при себе кнут для актрисы.

#наука #история россии #история #театр #культура #литература

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!